Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ СПО

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2019г.

Многие десятилетия наша образовательная система успешно готовила для страны высококвалифицированные кадры, а сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого студента.

На помощь педагогам приходит проективный метод или метод проектов – организованная поисковая, исследовательская деятельность, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата. В современной педагогике метод проектов применяется как компонент системы образования. Суть метода – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам (предполагающим владение суммой знаний), и через проектную деятельность (предусматривающую решение этих проблем), на практике применять полученные знания. Преподавателю в рамках проектных методов отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Особое место в образовательной деятельности студентов занимают телекоммуникационные проекты.

Появившись в начале восьмидесятых годов прошлого века, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися.

Под телекоммуникационным проектом обычно понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Телекоммуникационные проекты имеют свои подвиды, одним из которых отдельные авторы считают медиапроекты, становящиеся все более популярными в современной образовательной практике.

С одной стороны, медиа-проект приравнивают к телевизионным проектам, если этот вид медиа-продукции подготовлен непосредственно для трансляции на телевидении. С другой стороны, этот термин начинает наполняться собственным содержанием и автор склоняется рассматривать медиа-проект как частный случай коммуникационного проекта. Этому немало способствует его название.

Медиа (от латинского medium) – нечто среднее, находящееся посреди, занимающее промежуточное положение, середина, центр. Понятие «медиа» означает посредничество в межсубъектной коммуникации, например между людьми, социальными и профессиональными группами. Таким образом, медиатехнологии представляют собой опосредующее звено в коммуникации, условие человеческой активности.[1,69]

Исходя из приведённого выше абзаца, опираясь на определение телекоммуникационного проекта Е. С. Полат [2,9], учитывая специфику использования медиатехнологий как части информационно- коммуникационных технологий, М.В. Соколов, даёт определение медиапроекту как деятельности, организованной на основе средств электронных медиа, имеющей общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение совместного результата деятельности

В понимании автора медиапроект как метод обучения – учебный телекоммуникационный проект; периодическое Internet-издание в формате видеоблогa, размещенного на отдельном сайте. Схема релиза: сюжет выклaдывaется на сайте, в социальных сетях, даётся его анонс с прямой ссылкой. Цель – достижение необходимой узнaвaемости за счет посещения сaйтa. Позже видео выклaдывaется в социальные сети. Периодичность выпусков – два ‒ три коротких выпуска в месяц.

Выпуски освящают интересные культурные события, происходящие в городе, в доступной и привлекaтельной для молодежи форме и манере представления материала. Каждый выпуск, сопровождaемый текстовой aннотaцией, длиной до 4 минут, включающей в себя: репортаж с места события, обсуждения информaционного поводa в студии.

Из выпусков медиа-проекта студенты узнали:

·       Как связаны «Камчатка» и Виктор Цой;

·       что такое «квартирник»;

·         Санкт-Петербург – многогранный город с богатой историей не только на страницах учебников и энциклопедий.

В процессе работы у студентов вырабатываются и формируются навыки сбора и обработки информации; происходит овладение культурно–историческими сведениями, касающихся субкультур, истории их происхождения, известных представителей, мест сбора, а также внешних особенностей; создание своего Internet-ресурса.

Работают над проектом студенты, имеющих опыт создания Internet-видеоподкaстов и видеороликов в социальных сетях. Постоянный состав объединения пять человек, которые выполняют функции ведущих, корреспондентов, техникa-оперaторa, режиссера монтажера, выпускающего редaкторa, художника и линейного продюсера.

В педагогической литературе методического характера, описаны этапы работы над проектом, содержащие, в большинстве случаев, конкретные рекомендации по его организации, проведению. 1.Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Выполнение описанной выше работы осуществляется как в традиционной классно-урочной системе, так и вне её. На уроке обсуждаются и выбираются темы, составляются проектные группы, изучается определенная часть материала, обсуждаются промежуточные результаты, полученные в ходе реализации проекта. Во внеурочное время выполняется вся исследовательская работа, проводятся консультации с преподавателями, работа в проектных группах, оформляются результаты.

2.Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи педагога. Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

1.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

2.Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

3 .Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке или медиатеке.

На этом этапе происходит «рефлексия мышления», цель которой становится выявление обучающимися качества собственной деятельности и анализ навыков совместной работы. Отмечается интересный профессиональный опыт, полученный в ходе медиапроекта, замечания, что участие в этом проекте сформировало новый взгляд, позволило расширить свои знания, выявить проблемы, а также применить свои коммуникативные навыки. Как итог, непременно, должна быть защита проектов, оппонирование, коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки и выводы.

Дальше работа строится по данному алгоритму работы над медиапроектом учащимися средних профессиональных образовательных учреждений, разработанный автором:

I.     Поисково-исследовательский этап (поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта; планирование проектной деятельности: экономическая оценка, распределение ролей в проекте);

II.       Технологический этап (практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов и оборудования; соблюдение технологической дисциплины, культуры труда);

III.    Заключительный этап (оценка проекта).

После просмотров идет обсуждения в группах, на следующей неделе после выпуска выясняется, побывал ли кто в тех местах, о которых шла речь.

Заключительный этап всегда связан с: оцениванием работы, анализом выполненной работы, размышлением над возможным продолжением работы. На этом этапе важно объяснить причины оценки, определив критерии, параметры оценки проекта.

Параметры внешней оценки проекта:

Ø     значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

Ø     корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

Ø     активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

Ø     характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

Ø     необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

Ø     доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

Ø     эстетика оформления результатов проведенного проекта;

Ø     умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Таким образом, включаясь в медиапроект, обучающийся получает возможность проявить поисковую активность, сформировать интерес к профессиональной деятельности. Каждому участнику проектной деятельности необходимо действовать совместно с другими людьми, что способствует формированию коммуникативной культуры. Анализируя собственные возможности, участники медиапроекта переосмысливают ценности, ставят адекватные ситуации цели, что стимулирует мотивацию профессионального саморазвития. В полной мере актуализируется субъектность участников проекта, т.к. задействуются механизмы рефлексии как эффективного фактора саморазвития. Оценивание проекта готовит обучающихся к последующей научной, научно-учебной деятельности.

Подводя итог научно-практической части изысканий, следует отметить: медиапроекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

Ø     предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

Ø     предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;

Ø     предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

Ø     предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической или творческой;

Ø     предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязании.

Резюмируя вышесказанное, следует ещё раз подчеркнуть, что именно в проектировочной деятельности пересекаются во многом процессы смысло- и жизнетворчества, реализуемые в форме рефлексии в процессе переосмысления и преобразования человеком жизни, что и соответствует тому принципу саморазвития, который является спецификой проектной деятельности, когда решение одних задач и проблем стимулирует проявление интереса к другим. Именно поэтому можно еще раз подчеркнуть: это комплексная деятельность, являющейся средством интеллектуального творческого саморазвития субъекта образовательной деятельности, а в более узком смысле - средством личностного развития его способностей.

Одновременно, современные исследователи продолжают отмечать, неготовность, нежелание применять индивидуализацию обучения, связанную с проектными методами, на практике.

 

Список литературы

 

1.Соколов М.В. Медиапроект как средство формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущего педагога // Известия ВГПУ: Инновации в общем и профессиональном образовании, 2012. – С.69-70.

2.Полат Е.С. Метод проектов // [Электронный ресурс], Режим доступа: iki.iteach.ru/images/4/4e/Полат_Е.С._-_Метод_проектов.pdf

3.Дашидоржиева Б. В. Телекоммуникационный проект как средство оценки личностных, предметных и метапредметных результатов обучения английскому языку // [Электронный ресурс], Режим доступа: URL: http://portalus.ru; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005;