Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Согласно требованиям программы по иностранному языку для неязыковых вузов, студент должен овладеть необходимым и достаточным коммуникативных задач в различных областях профессионально-научной деятельности. В настоящее время в условиях перехода к новым образовательным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально–стандартам в значительной мере увеличилась потребность в формировании коммуникативной компетенции. Вузовская подготовка по иностранному языку предполагает способность будущих специалистов в речевом взаимодействии в рамках профессиональной деятельности. Следует обратить внимание на то, что в любом высказывании отмечается автоматизм, устойчивость, адекватность, беглость речи и т.д.

В последнее время всевозможные научные конференции, международные симпозиумы, внедрение проекта или просто подведение итогов деятельности компании осуществляются посредством презентаций, которые, в большинстве случаев, сопровождаются визуальной поддержкой. Поэтому на рынке труда сотрудники, которые имеют навыки и умения публичных выступлений на иностранном языке, особенно востребованы. Исходя из этого, задачей обучения

Иностранному языку с использованием профессионально-ориентированных презентаций становится не только совершенствование языковых навыков, но и обучение грамотному оформлению презентаций с соответствующей лексикой, которая необходима для изложения логической последовательности высказывания, а также формирование умений и навыков выступления на иностранном языке перед аудиторией. Презентацию можно рассматривать как одну из ситуаций профессионального, делового и научного общения. Опыт участия в презентации для студентов, которые собираются в дальнейшем посвятить себя профессиональной деятельности в сфере науки, особенно важен. Кроме того, сам процесс подготовки представления презентации формирует у студентов достаточно высокий уровень мотивации к овладению иностранным языком. При подготовке презентации расширяются знания студентов, их кругозор, формируется логика мышления, последовательность изложения, взаимосвязь аргументов и следствий. Происходит развитие важных черт характера личности, таких как усидчивость, самостоятельность.

Для методического моделирования ситуации презентации необходимо определить значение этого термина.

«Презентация - это публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, опубликованного, созданного ( книги, журналы, фильмы и др,)». [1, с. 485].Основной задачей преподавателя будет стимулирование творческих способностей и потребностей студентов посредством вовлечения их в процесс подготовки и реализации учебной презентации. По сути, учебная презентация на иностранном языке выступает в качестве «ролевой игры» и предполагает три стадии работы над ней – подготовка, практика, представление. В процессе первой стадии или на начальном, или подготовительном этапе студенты знакомятся со спецификой подготовки презентации и ее структурой. Студентам должно быть понятно, что презентация -это краткое изложение проанализированной информации, где выделены ключевые предложения и идеи. Развитие коммуникативных навыков начинается уже на начальном этапе при подготовке презентации в тот момент, когда студенты самостоятельно готовят текстовой материал. Работу с текстом студенты видят по-новому. С другой стороны, студентам предстоит разнообразная работа с текстом. Текст для презентации необходимо упростить, если в нем слишком много сложных конструкций. Сложные предложения рекомендуется разбивать на несколько простых, рекомендуется использовать синонимическую замену лексики на наиболее употребимую в конкретной группе, проверить правильность произношения и написания терминов. Следует обратить внимание на то, что при подготовке текстового материала большое значение имеют новые семантические изменения слов. На это указывает в своей статье Г.А. Хакимова, которая пишет, что «Актуализация лексики предполагает, в первую очередь, семантические преобразования, которые универсальны для различных языков: расширяется сочетаемость слов, образуются новые значения, формируется разнообразие переносных значений, изменяется значение слов в контексте идеологических трансформаций; возникают новые устойчивые сочетания и т.п.»[2, с. 4]. Важно отметить, что студенты самостоятельно отбирают информацию для собственной презентации, выстраивают стратегию выступления, готовят наглядность (например, таблицы, схемы, графики, слайды), делают пробные презентации. Что касается слайдов, при создании презентации необходимо соблюдать определенные требования к оформлению каждого слайда (создание фона, создание текста, вставки рисунков, настройки анимации рисунков). В среднем, должно быть не более 15 слайдов, которые соответствуют тематике и отражают необходимые фрагменты раскрытия темы. Все объекты должны быть определены по времени, переход слайдов должен быть настроен по щелчку мыши. На подготовительном этапе преподаватель помогает студентам овладеть набором фраз, которые студент будет использовать во вступительной, основной и заключительной частях презентации, а также помочь предугадать вопросы, которые возможно будут заданы аудиторией. На этом этапе студенты учатся выражать свое личное мнение по поводу содержания представленного материала, умению контактировать с аудиторией – т.е., на этом этапе они отмечают сильные и слабые стороны своего выступления. Эта работа способствует развитию языковых знаний, речевых навыков и умений, помогает развивать такие способности, как адекватное использование языковых средств для построения высказываний в научно- профессиональной или деловой сфере.

В ситуативной презентации можно выделить две основные коммуникативные роли участников общения: роль говорящего и роль слушающих. Основной целью выступающего студента с презентацией может быть сообщение аудитории какой-либо информации, доказательств, объяснений, фактов. Исходя из этого, выступление студента должно быть логически правильным, объективным, кратким и доступным при информативной насыщенности содержания. Представление презентации осуществляется в форме монологической речи. В данной монологической деятельности выступающему необходимы различные виды опор: слайды, таблицы, графики. Использование такого вида опор позволят студенту чувствовать себя более комфортно и уверенно. В результате, студент сможет привлечь большее внимание к предмету презентации. Критериями, которыми оцениваются монологическое высказывание, являются прежде всего степень информативности речи, степень соответствия формы презентации условиям эффективной коммуникации, т.е., непрерывный характер речи, развернутая целостность, выразительность фонетических, лексических и грамматических средств. В качестве слушающих выступает аудитория. Слушающая аудитория объединена, с одной стороны, общим  интересом, мотивацией, установками, а ,с другой стороны, каждый участник решает свои задачи. Слушающие студенты ожидают, что выступающему известно что-то такое, чего они не знают, и это может оказаться им нужным и полезным. Хотя представление презентации осуществляется в форме монологической речи, оно направлено на активное участие всех участников в происходящем.

Последним этапом представления презентации обычно является обсуждение, которое может проходить в форме вопросов и ответов. Слушатели уточняют  какие-либо моменты представления материала, либо сами выступают, тем самым проверяя, правильно ли они поняли те или иные участки. Что касается выступающего на завершающем этапе представления презентации, он будет спонтанно реагировать на вопросы и реплики. И выступающий студент, и слушающая аудитория  должны быть настроены преподавателем на то, что, если ошибки будут совершены, их можно будет проанализировать после выступления и, таким образом, избежать их повтора в будущем.

Таким образом, презентация, будучи ролевой игрой, задает форму поведения всем ее участникам и вовлекает их в различные формы группового сотрудничества. В процессе такого сотрудничества, которое очень точно создает реальную профессиональную ситуацию, возрастает объем изучаемого материала, растет познавательная активность и творческая самостоятельность, меняется характер взаимоотношений между студентами и между студентами и преподавателем. Помимо развития и совершенствования языковых и коммуникативных навыков общения на иностранном языке, использование презентации будет способствовать преодолению психологических барьеров, связанных с выступлением перед аудиторией на иностранном языке. Успех презентации зависит от ее подготовленности, хотя нельзя не учитывать элемент спонтанности, который проявляется в случае необходимости отвечать на вопросы или принимать участие в обмене мнениями, подобрать или объяснить значение того или иного слова.

Использование презентации на занятиях по иностранному языку, дает возможность вырабатывать навыки подготовленной и спонтанной речи в ситуации, приближенной к реальной, приобрести важнейшие социальные навыки: ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, поднять уровень самооценки.

 

Список литературы

1.      Большой Российский энциклопедический словарь. М.: Большая энциклопедия, 2007. 780 с.

2.      Хакимова Г.А. Языковые реформы как фактор развития культурного и образовательного пространства Евразии. // Седьмой Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: евразийские традиции межкультурных коммуникаций и современность». 15–19 апреля 2013 г., г.Стамбул, Турецкая Республика. – С. 134.