Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗНАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

За последние несколько десятилетий в самой природе общества, в организациях, из которых оно состоит, и в задачах, которые эти организации выполняют, произошли заметные изменения. При этом произошедшим изменениям не сопутствовали соответствующие перемены в общественном представлении о компетентности и установках, необходимых для его успешного функционирования [6]. Давно назрела необходимость переоценки социально-значимых типов поведения, развития новых видов компетентности и эволюция способов мышления [6]. В свете произошедших глобальных перемен актуальнейшей проблемой современного российского высшего образования является повышение его качества. Решение данной проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, с переосмыслением цели и результата образования. При оценке результата образования преподаватели, помимо «общей культуры», «подготовленности» и т.д. все более апеллирует к таким критериям как «профессиональная компетенция», «компетентность» обучающихся [3].

Большинство исследователей, работающих в педагогической сфере, сходятся на том, что компетентностный подход должен включать в себя не только знания, опыт и навыки, но и личностные качества. Б. Оскарссон, в частности, отмечает, что «компетенции» и/или    «базовые навыки»   - это не что  иное как «личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни» [5].

Профессиональная компетентность – это результат профессионального обучения [4]. В общем виде профессиональную компетентность определяют как совокупность качеств личности, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. В состав данных качеств включены такие характеристики как профессионально важные знания,  умения и навыки;  профессиональные способности;  профессиональная направленность; опыт творческой профессиональной деятельности и мышления. Их интеграция представляет собой единство теоретической и практической готовности к конкретному труду и позволяет специалисту проявить на практике способность реализовать свой потенциал для успешной творческой профессиональной деятельности [2,4].

Человеческие потребности разнообразны. У каждого человека - свои жизненные ориентиры и цели. В последние десятилетия очевидно повышенное стремление молодежи и зрелых людей к получению и усовершенствованию образования. Но вопрос о том, кого считать «образованным человеком» до сих пор остается открытым. Если раньше подготовка «будущего специалиста» сводилась к усвоению им более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то  сейчас акцент делается на компетентностный подход в образовании. «Компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуациях, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются параметры описания (дескрипторы) того, что студент будет знать и уметь «на выходе».

К счастью, многие представители, работающие в сфере российского образования, вовремя почувствовали недостаточность триады «знания–умения–навыки» для описания интегрированного результата образовательного процесса. Современная российская система образования постепенно отказывается от тех методов и принципов, которые уже не соответствуют выдвигаемым обществом новым требованиям. Профессиональная компетентность сегодня – это динамический процесс, направленный на развитие профессиональной направленности личности [4]. Иными словами, компетентностный подход к образованию напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума. Потому целью образования становится и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным творческим решениям, к самообучению (всем известная концепция Life long learning).

Никто не собирается оспаривать важность информации, получаемой в рамках программы по основным предметам. Однако, обучение определенной специальности по обязательной программе, включающей набор необходимых для освоения этой специальности дисциплин, является недостаточным для того, чтобы подготовить полезного члена общества. Дополнительные курсы и факультативы, призванные удовлетворять потребностям обучающегося в тех или иных знаниях, требуют дополнительного времени, которым студент не всегда располагает по причине интенсивности программы основного курса. Но при этом не следует забывать о том, что умение выстраивать отношения в коллективе, выявлять приоритеты, доказывать свою точку зрения через аргументирование – не менее важные составляющие образования.

Педагог – это не только тот, кто учит, но и тот, кто воспитывает личность. Следовательно, для педагогов, преподавателей высшей школы задача поиска путей, которые должны привести к формированию творческой индивидуальности, активно и самостоятельно мыслящей личности, является чрезвычайно актуальной.

Важно, чтобы при передаче знаний студенту последний концентрировался не просто на получении некоторой суммы знаний и умений, но и на формировании системного набора компетенций. Невозможно научить человека всему, что он хотел бы узнать. Но педагог - на то и педагог, чтобы помочь обучаемому сориентироваться в бесконечном потоке информации, действовать избирательно, отсеивая ненужное, несущественное и сосредоточивая усилия на действительно необходимом.

Слово «обязательный» может вызвать некоторое отторжение и неприятие у человека, обладающего внутренней свободой и неподверженного внешнему воздействию. Вот почему многие неординарные личности не «блистали» в основных дисциплинах, а раскрывались с совершенно неожиданной стороны. Помимо ярких, перспективных, ответственных студентов, есть и другие, которых, к слову, в вузе всегда больше, чем первых: пассивные, отбывающие время на занятиях, с трудом понимающие то, что пытается донести до них педагог. Неспособность таких учащихся воспринимать  предлагаемый учебный материал, отсутствие у них заинтересованности в учебе, их окончательное размотивирование приводит к систематическому пропуску занятий с последующим отчислению их из вуза. Напрашивается вывод о том, что не нужно заставлять студентов учиться. Скорее, преподавателю нужно решить для себя главную проблему: как научить их учиться? Как создать те условия, при которых у студента будет возникать и постоянно поддерживаться познавательная самостоятельность, постепенно перерастающая в личностное качество? Данное личностное качество выражает способность обучающегося к самостоятельной организации, готовность решать познавательные задачи без непосредственной посторонней помощи, т.е. определять цели деятельности и своевременно их корректировать.

При этом не следует забывать о том, что у каждого человека есть свои психо-физиологические особенности – особенности восприятия, памяти и другие. Потому, индивидуальный подход к каждому, с учетом тех или иных его особенностей – непременное условие для успешного обучения. Для студентов, беспричинно или обоснованно пропустивших какое-то занятие, можно, к примеру, предложить возможность наверстать упущенное, предоставив в их распоряжение материалы данного занятия (было бы целесообразно, чтобы материал по каждому занятию наличествовал в двух экземплярах – для преподавателя и для студентов).

С позиций индивидуального подхода нужно отбирать и сами задания по дисциплинам. Наличие альтернативы из 2-3 способов выполнения задания позволит студенту наиболее ярко проявить те его способности, использовать те навыки и умения, которые у него наиболее развиты.

Ну и, наконец, задания не должны быть слишком объемными. Любая перегрузка мешает творческому процессу. Чрезмерно большое, сложное задание является, как правило, предметом раздражения и порождает желание поскорее отделаться от него, выполнить абы как, лишь бы выполнить.

Таким образом, суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода заключается в создании ситуаций и поддержке действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Однако ситуация должна быть жизненно важной для индивида, нести в себе потенциал неопределенности, предоставлять выбор возможностей, находя резонанс в культурном и социальном опыте учащегося [1].

С другой стороны, самостоятельность студента не должна быть безграничной и бесконтрольной. При правильно организованной самостоятельной работе преподаватель является не информатором, а организатором познавательной деятельности обучаемого. Работа в компьютерном классе, со словарем, с аудио- / видео материалами и т.д. должна быть тщательно продумана и организована, прежде всего, преподавателем.

 

Список литературы

1.     Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.

2.     Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования. // Квалиметрия в образовании: Методология и практика: Материалы Х симпозиума. Кн. 6. М., 2002.

3.     И.А. Зимняя И.А. - Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования «Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании» Труды методологического  семинара  «Россия  в  Болонском  процессе:  проблемы,  задачи,  перспективы» Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, М., 2004.

4.     Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход. Великий Новгород, 2005.

5.     Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования: Доклад 5 / Под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ.М., 2001.

6.     Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. - М., «Когито-Центр», 2002.