Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТА

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Современная система образования предусматривает большое количество часов на самостоятельную работу, предполагая, что в результате такой целеустремленной работы в течение всего процесса обучения в высшем образовательном учреждении у учащегося сформируются умения и навыки профессионального самообразования. Владея такими умениями и навыками, выпускник любой специальности может осваивать новые понятия, методы, технологии, приборы и устройства без помощи преподавателя, либо при малом его участии.

Для того чтобы учащийся овладел умениями и навыками самообразования, его необходимо целенаправленно и систематически учить самостоятельно работать. Нами подобран и разработан комплекс заданий и упражнений для самостоятельной работы к каждому модулю по физике.

Весь курс физики, который изучается в двух семестрах, мы разбили на отдельные законченные модули: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электростатика и постоянный ток», «Магнитное поле», «Колебания и волны» и др. В среднем, на изучение каждого модуля отводится 18 аудиторных часов и 25 часов на самостоятельное изучение. Каждый модуль включает в себя лекции, лабораторные работы, практические занятия, индивидуальные задания для самостоятельной  работы и заканчивается итоговым контролирующим мероприятием (коллоквиум, тест, контрольная работа (решение задач)) [1].

Одним из заданий для самостоятельной работы является список задач, которые учащиеся должны решить и сдать в указанный срок. На данный вид самостоятельной работы отводится 5 часов внеаудиторной работы. Всего разработано 30 вариантов таких заданий по 10 задач в каждом, т. е. каждый студент в группе получает свое индивидуальное задание.

Прием домашнего индивидуального задания по разделу (модулю) проводим в виде письменной проверки (контрольной работы) – даем четыре задачи из десяти. На наш взгляд такая проверка при сравнительно небольшой затрате времени позволяет проверить самостоятельность выполнения индивидуального задания.

Существенным достоинством такого вида проверки знаний является ее большая объективность. Такой вид проверки индивидуального задания создает достаточно полную картину состояния знаний студентов по каждой теме (модулю) курса физики. Это исключает случайность в оценке знаний, побуждает студентов к систематической углубленной работе, исключает возможность образования пробелов в знаниях отдельных обучающихся.

При правильном составлении индивидуальных заданий они позволяют не только выявлять полученные знания по данной теме, но и определить уровень усвоения их различными по успеваемости студентами.

Это дает возможность оценить усвоение студентами знаний, составляющего основного содержания каждого раздела, и в то же время обеспечивает самостоятельность выполнения данного вида работы. Задачи индивидуального задания таковы, что они включают как простые, так и более сложные вопросы. Это сделано с той целью, чтобы дифференцированно подойти к проблеме – обладает ли студент необходимым минимумом знаний, и выявить тех студентов, уровень знаний которых может быть отмечен хорошей и отличной оценкой [2].

Пример одного варианта по механике приведен ниже. Вариант 1

1.     Поезд движется со скоростью 10 м/с. При торможении он останавливается через 20 с. Найти ускорение движение поезда.

2.     Напишите уравнение пути при равнопеременном движении. Какой график определяет равномерное движение?

Так как знаний, умений и навыков большинства учащихся после школы не достаточно для правильного решения задач, мы на практическом занятии рассказываем и показываем, как решать задачи, выдаем методические рекомендации по решению и оформлению задач.

Последовательность записи решения задачи должна быть соблюдена: сокращенная запись условия, решение в общем виде и вычисления. Пример оформления задачи приведен ниже.

Задача 1. Автомобиль, двигаясь с ускорением 2 м/с2, прошел 125 м за 5 с. Определить начальную скорость автомобиля. Начертить график зависимости скорости от времени.







Помимо этого студент может получить дополнительные разъяснения, если он что-то не понял, на специальных дополнительных занятиях – консультациях, а также посредством электронного образовательного портала, который предоставляет дополнительные возможности для самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Стимулом для правильного решения и грамотного оформления задачи является то, что мы разрешаем пользоваться рабочими тетрадями при выполнении задания  к итоговому экзамену. Итоговое задание (тест) содержит несколько (но не все) подобных задач и обдуманное использование рабочей тетради может повысить итоговую оценку, а, следовательно, и итоговый рейтинг студента.

Систематическая и продуманная организация самостоятельной работы по решению задач приводит к тому, что в конце первого семестра практически все учащиеся решают задачи самостоятельно, не прибегая к методическим рекомендациям и помощи преподавателя.

 

Список литературы

1.     Бабарико, А.А. Модульная технология как основа формирования профессиональной компетентности магистров профиля «Физическое образование» // Фундаментальные науки и образование: материалы всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 31 января - 3 февраля 2010 г.) / отв. ред. И. В. Старовикова; ред. Ф.А. Попов [и др.], 2010. - С. 305.

2.     Иванов, А.Ф. Об организации контроля и активизации работы студентов по дисциплине // Фундаментальные науки и образование: материалы всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 31 января - 3 февраля 2010 г.) / отв. ред. И. В. Старовикова; ред. Ф.А. Попов [и др.], 2010. - С. 217.