Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Старый Оскол
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

В январе 2015 года Министерство образования и науки РФ выпустило методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов. Одновременно приняты рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов. Несмотря  на  принятые  рекомендации  в  течение  всего 2015  года  происходило утверждение  федеральных  государственных  образовательных  стандартов   высшего образования без учета принятых профессиональных стандартов.

Вероятно, это связано с тем, что принято решение о разработке новой версии образовательных стандартов.

Действительно, по направлению  подготовки «Металлургия» разработаны проекты федеральных государственных образовательных стандартов уже с учетом этих рекомендаций. В качестве положительного в новой версии стандартов можно отметить ликвидацию разделения программ на академического и прикладного бакалавра.

И при этом в стандарте отсутствуют:

-     перечень профессиональных задач, которые выпускник должен быть готов решать в соответствии с видом профессиональной деятельности

-   перечень профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник в соответствии с видами деятельности;

-    перечень возможных видов профессиональной деятельности выпускника.

В новой версии стандарта указано, что «при разработке программы бакалавриата требования к результатам освоения программы Организация (ранее вуз - авторы) в части профессиональных компетенций формирует на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)».

Причем, организация высшего образования самостоятельно осуществляет выбор соответствующих профессиональной деятельности выпускников профессиональных стандартов.

На основе требований стандартов организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы (п.5 статьи 12 закона «Об образовании в Российской Федерации»), которые определяют содержание образования и представляют собой комплекс документов в составе:

-         компетентностная модель выпускника данного направления (специальности);

-        учебный     план    с     перечнем     дисциплин,     обеспечивающих    формирование    планируемых компетентностей выпускника;

-    программы учебных дисциплин;

-    программы практик;

-    методические материалы, обеспечивающие аудиторную и самостоятельную работу студентов.

Итак, в основе образовательной программы - компетентностная модель будущего выпускника. В новой версии образовательного стандарта приведены универсальные (общекультурные) и общепрофессиональные компетенции, выступающие в качестве результатов образования. А вот профессиональные компетенции выпускника Организация устанавливает самостоятельно, исходя из направленности (профиля) программы подготовки на основе содержания обобщенных трудовых функций из соответствующих профессиональных стандартов, выбранных самой Организацией.

Нужно также учесть, что Организация самостоятельно устанавливает область, сферу, задачи, при необходимости, объекты профессиональной деятельности выпускников. При формировании образовательной программы Организация может воспользоваться примерной основной образовательной программой (ПООП), утвержденной Минобром России.

В проекте новой версии образовательного стандарта по направлению «Металлургия» рекомендуется использовать 31 профессиональный стандарт специалистов различного профиля, которые представляют собой характеристику квалификации и трудовые функции производственных мастеров. Это характеристика организатора производства, знающего технологию, оборудование, способы контроля. Базовые компетентности такого специалиста – способность руководить коллективом работников, анализировать технологический процесс и принимать решения, вести документацию. Нужны ли они выпускнику программы бакалавриата? Безусловно. Но если ориентироваться только на них, организации получения высшего образования превратятся в производственные училища, готовящих работников под конкретное производство, причем в основном управленцев.

Нельзя не замечать тенденций развития современного производства, базирующихся на информационных технологиях, автоматизации, роботизации. Это приведет к качественному изменению системы управления производственным процессом и такие должности, как мастер участка, цеха, постепенно исчезнут.

В статье российских специалистов в области менеджмента качества Ю.П. Адлера и В.Л. Шпера убедительно показано, что в надвигающейся 3 – ей промышленной революции возникает потребность в переходе от человека – исполнителя (человека – винтика) к человеку – творцу [1]. Потребуются работники, способные быстро переучиваться, осваивать новое, менять стереотипы поведения. Таким работникам нужны прочные фундаментальные знания, широкий кругозор.

Высшее образование – это образование не под должность, не под конкретный вид деятельности. Это формирование системы взглядов, развитие интеллекта, но не в общем, а в определенной избранной самим обучаемым области знаний и умений, называемой специальностью.

При переходе к уровневой системе подготовки кадров по направлениям предполагалось, что на первом уровне – бакалавриате - обучаемые получат «широкое» образование, учитывая их самостоятельное трудоустройство. А подготовка по конкретной выбранной специальности данного направления будет осуществляться работодателем возможно с привлечением обучающей организации. Но этого не произошло! Работодатели требуют выпускника, подготовленного под конкретную должность. А он всего лишь – бакалавр, не имеющий практических навыков.

Образовательные стандарты по специальностям, утвержденные в 2015 - 2016 годах, должны быть также пересмотрены, так как в них повторяются недостатки стандартов бакалаврской подготовки. Так, в рамках специальности Горное дело (21.05.04) предполагается вести подготовку по 12 специализациям, существенно различающимся по научному фундаменту. Ведь эти специализации – бывшие специальности. Как можно объединить фундаментальную подготовку по таким разным специализациям как «Горные машины и оборудование» и «Взрывное дело»?

Объединять специальности в одно направление можно лишь по единой фундаментальной подготовке, а не по принадлежности к профессиональной области. Целесообразно при необходимости использовать разные варианты фундаментальной подготовки и это должно быть отражено в стандартах.

Перейдя на выпуск бакалавров, наша высшая школа «потеряла» инженерную подготовку обучаемых. Как сформулировал профессор МИСиС Б.А. Прудковский: «Инженер должен обладать тремя профессиональными ключевыми компетентностями: уметь исследовать, проектировать и управлять» [5]. Здесь появляются варианты как для образовательной организации, так и для обучаемых:

-      освоить все представленные компетентности (конечно, в обобщенном виде);

-     освоить одну из ключевых компетентностей (глубоко, основательно) и стать инженером – исследователем, либо разработчиком, конструктором, проектантом, либо инженером по управлению технологическим процессом и коллективом работников, участвующих в его осуществлении.

Ориентация на имеющиеся профессиональные стандарты – это подготовка специалистов в области управления. Но развитие экономики определяется деятельностью инженеров – исследователей и разработчиков.

Конечно, будут разработаны ПС технологов, конструкторов и исследователей. И с какими же из них устанавливать соответствие? В России 34 организации высшего образования ведут подготовку по направлению «Металлургия» и каждая из них будет разрабатывать собственную программу подготовки бакалавров, опираясь на те ПС, которые соответствуют их базовому предприятию. А как же с подготовкой инженеров – творцов? И как в таком случае обеспечить единство образовательного пространства?

Как отметил профессор Российского государственного университета нефти и газа В.С. Шейнбаум: «Целью инженерной деятельностью является создание и использование на основе научного знания технических объектов» [7]. В основе любой деятельности лежат цели, которые предопределяют выбор средств их достижения. Цели и средства «соединятся» при осуществлении процесса создания продукта (технического объекта). Один из основоположников менеджмента качества Э. Деминг призывал рассматривать любую деятельность как технологический процесс [4]. Значит, создание технического объекта – это технологический процесс, для осуществления которого нужны знания и умения их использовать.

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.1), а любой процесс - преобразование входов в выходы. Входы в образовательном процессе – это не только обучаемые, это, прежде всего, требования к конечному «продукту» - выпускнику, то есть к его компетентностям.

Конечно, компетентностный подход не стал для отечественной педагогики чем –то необычным. В нашем высшем образовании в основу учебного процесса были положены ЗУНы (знания, умения, навыки). Но компетентностный подход положен в основу проектирования и осуществления всего образовательного процесса, он ориентирует на умения, не ограничивается знаниями. Надо признать, что это продвижение в системе получения высшего образования.

В образовательных стандартах результаты освоения программы бакалавра представлены как компетенции, хотя в процессе разработки макета стандарта были предложения о введении двух понятий: «компетенция» и «компетентность», которые широко используются       в нашей стране. Мы хотели бы обратить внимание на некоторые отличия этих двух понятий и представить нашу позицию по этому вопросу.

На семинаре «Высшее образование на базе результатов обучения- Шотландский опыт» (февраль 2008 года) отмечалось: «отсутствие ясности и единого понимания в отношении некоторых ключевых терминов, связанных с введением результатов обучения, может препятствовать их эффективной реализации» [2].

Вслед за И.А. Зимней мы рассматриваем компетентность как характеристику выраженной способности применять знания, умения и навыки и проявлять социально-личностные свойства, которая является фактической оценкой работодателем (потребителем) качества выпускника по его пригодности к результативной работе. Компетентности можно отнести к обобщенным характеристикам личности.

В целом же задача высшего образования заключается в формировании социально – профессиональной компетентности выпускника, как это сформулировала И.А. Зимняя [3].

Личностные свойства и способности обучаемых И.А. Зимняя определила как основания для формирования компетентностей.

В новом национальном стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2015 также дано определение компетентности: «способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов». Практически полное соответствие!

Компетенции же - это способность к конкретному действию, т. е. практические умения, имеющие отношения к предметной области, т.е. эти способности формируются при изучении каждой дисциплины, на практике, в процессе общения, научной работы. Компетенции характеризуют частные умения личности в отличие от компетентности.

Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но и не должна отождествляться с ней. По мнению И.А.Зимней, профессионал – это человек, который в совершенстве владеет действиями, предусмотренными должностными обязанностями. Таким образом, профессионализм – это всего лишь один из компонентов компетентности.

Для гарантии качества подготовки выпускников и соответствия международным требованиям разработанную образовательной организацией компетентностную модель, необходимо предоставить на согласование и рецензирование работодателям, которые сопоставят ее с должностными обязанностями работников соответствующих квалификационных уровней или с профессиональным стандартом.

Как показал многолетний опыт, подготовка специалистов в организациях высшего образования будет результативной, если все учебные дисциплины взаимосвязаны по содержанию. Они должны быть так выстроены в учебном плане, чтобы обеспечить не столько накопление знаний обучаемыми, сколько непрерывное повышение уровня готовности решения ими разнообразных проблем на основе синтеза знаний.

В любой образовательной программе учебные дисциплины различаются не только содержанием, но и требуемым уровнем овладения. Целесообразно их рассматривать как цели обучения. Б.Блум выделил шесть уровней целей обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. И это должно найти отражение в каждой учебной дисциплине.

На заседании Совета по науке и образованию (декабрь 2014 года) Президент страны В.В. Путин, отмечая сложную ситуацию, в которой оказалась Россия, призвал отечественных инженеров «найти собственные, оригинальные решения задач, стоящих перед экономикой и промышленностью». Именно таких инженеров должна выпускать система высшего профессионального образования. Этому будет способствовать инновационное обучение, развивающее способности к творчеству, к разнообразным формам мышления, к сотрудничеству с другими людьми.

Так что же профессиональные стандарты не нужны образовательным организациям высшего образования? Нет, нужны. Только нужны они для формирования компетентностных моделей в структуре образовательного стандарта, но в большей степени в образовательных программах, которые приближены к сфере труда. Но основное применение ПС должны найти при формировании моделей профессиональной среды каждой специальности или группы специальностей.

Уместно вспомнить пожелание Альберта Швейцера: «Людей нужно учить на примерах, иначе они ничему не научатся».

В этой связи считаем целесообразным обратиться к организации учебного процесса с использованием модели профессиональной среды (МПС), идеология которого была разработана в МИСиС в 90 – е годы прошедшего столетия [6].

Модель профессиональной среды - системное описание, отражающее производственные (профессиональные) условия, в которых предполагается работать будущему специалисту. Предназначается МПС для создания отдельных или комплексных учебных проблемных ситуаций, а также для организации деловых дидактических игр.

Использование МПС в учебном процессе обеспечивает методологическое единство изучаемых курсов, а также профессиональную ориентацию общенаучных и общеинженерных дисциплин в соответствии с требованиями специальности. Преподаватели этих кафедр, не владеющие специальностью, грамотно и квалифицированно могут ставить профессиональные задачи студентам — путем ссылки на соответствующую часть МПС.

Требования к выпускнику, расположенные по уровням освоения специальности — по курсам, делают компетентностную модель рабочим документом, определяющим систему целей, которые должны достигаться в ходе поэтапного продвижения студента по ступеням познания от первого курса до последнего.

Уровень подготовки по курсам обучения (как и уровень подготовки в целом) формируется учебными дисциплинами. Следовательно, каждая кафедра вносит свой вклад в подготовку специалистов.

Требования компетентностной модели (как результаты обучения) могут быть распределены по кафедрам или группам кафедр в соответствии с их профилями. На основе задач МПС кафедрами могут быть составлены пакеты индивидуальных заданий студентам — образуется система целей и соответствующая система индивидуальных учебных заданий, охватывающая всю специальность в целом по всем дисциплинам и всем периодам обучения (курсам, семестрам).

Главное достоинство такой системы заданий в том, что из нее можно выбирать задачи, хорошо иллюстрирующие учебный материал по математике, физике, программированию и т. д. И в то же время они остаются реальными профессиональными задачами, каждая из которых имеет свою «координату», свое место в системе профессиональной подготовки.

Профессиональные стандарты необходимо использовать при реализации программ бакалавриата путем учета квалификационных требований при формировании компетентностных моделей выпускников, разработки моделей профессиональных сред, рабочих программ учебных дисциплин, практик, тем проектов и работ.

Но подготовка выпускников технических направлений уровня бакалавров уже в недалеком будущем станет тормозом для развития современной инновационной экономики.

В  первую  очередь  это  проявится  в  наукоемких  отраслях  и  в  отраслях  со  сложными производственными агрегатами (металлургия, химическое производство) и сложными техническими объектами (ракетостроение, судостроение, авиастроение). Возвращение инженерной подготовки в организации высшего образования – веление времени.

Не будем забывать пророческие слова А. Ахматовой: «Будущее бросает свою тень задолго до того как войти».

Список литературы

 

1.      Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения. //Качество и жизнь. - 2015. - №4 - С.37-45.

2.   Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. Под научной редакцией В.И. Байденко. М., Изд. «Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов», 2009.- 534с.

3.     Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека.  //Высшее образование сегодня», 2005.- №11.- С. 14-20.

4. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. М.: «ЭКСМО», 2006. - 539с.

5. Прудковский Б.А. Зачем металлургу математические модели? М.: Изд. «Наука»,1989. - 189с. 6.Соловьев В.П.,Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Образование для инновационной экономики. Изд.«ТНТ», Старый Оскол, 2014г.-269с.

7. Шейнбаум В. С. Методология инженерной деятельности. М.: Изд. «Нефть и газ», 2001. -199с.