Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ПРЕПОДАВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОСНОВ МЕДИЦИНСКОЙ ЭКОЛОГИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Современное состояние системы высшего образования характеризуется большим объемом информации, широким внедрением новых форм и методов обучения студентов. В связи с этим важной представляется оценка на сколько то или иное нововведение является востребованным в студенческой среде и выявить степень удовлетворенности обучающихся на различных кафедрах ВУЗа. В социологических исследованиях структура самой удовлетворенности очень часто рассматривается с учетом анализа структуры мотивов или факторов. Выделяют три компонента удовлетворенности. Первый компонент-это удовлетворенность социальным статусом учебного заведения, он связан с гласным или негласным рейтингом престижности учебного заведения, в котором обучается студент. Второй компонент - удовлетворенность выбранной профессией и специальностью. Третий компонент - удовлетворенность организацией учебно-воспитательного процесса в вузе, содержанием учебных предметов, технологией их  преподавания и т.д. Эмпирическую картину степени удовлетворѐнности учебной деятельностью у студентов первого курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов Самарского государственного медицинского университета мы получили в результате проведения двух анкет. Всего в опросе участвовало около 100 человек.

Первая анкета выявила особенности организации учебно-воспитательного процесса в вузе и степень удовлетворенности ею студентов, вторая была направлена на выяснения степени удовлетворенности преподаванием одного из важнейших разделов биологии – медицинской экологии.

Для диагностики удовлетворѐнности учебной деятельностью студентов мы руководствовались методикой Л.В. Мищенко, согласно которой выделяют семь субшкал: удовлетворѐнности учебным процессом; удовлетворѐнности воспитательным процессом; удовлетворѐнности избранной профессией; удовлетворѐнности взаимоотношениями с однокурсниками; удовлетворѐнности взаимодействием с преподавателями и руководителями вуза; удовлетворѐнности бытом, бюджетом, досугом, здоровьем. Удовлетворѐнность учебным процессом возникает, по мнению будущих врачей, если учебный процесс способствует реализации внутреннего потенциала студентов, обеспечивает образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, способствует развитию творческого, интеллектуального потенциала, позволяет сформировать важные и необходимые профессиональные качества. Будущему врачу необходимо видеть ценность и значимость своей учѐбы для общества, чувствовать в связи с этим уверенность в будущем и надеяться на признание его достижений на социальном уровне. В связи с тем, что удовлетворѐнность учебной деятельностью рассматривается нами в контексте профессиональной подготовки, важно отметить, что удовлетворѐнность профессиональной деятельностью является тем интегративным показателем, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Низкая удовлетворѐнность профессией в большинстве случаев приводит к негативным экономическим последствиям, кроме того, от удовлетворѐнности профессиональной деятельностью в немалой степени зависит и психическое здоровье человека.

Показатели удовлетворенности учебной деятельностью студентов 1 курса лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов представлены в Табл.1.

Таблица 1 Удовлетворенность учебной деятельностью студентов 1 курса лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов.

Факультет

Общая

УУД

Удовл.

учебн процессом

Удов.

воспит процессом

Удовл.

выбран. профес.

Удовл.

взаимоот.

с однокурс.

Удовл.

взаимоотн. с преподав.

Удовл.

досугом и бытом

Лечебный

3,01

3,01

3,10

3,23

3,00

3,08

2,70

Педиатрический

2,80

2,88

2,70

2,98

3,02

2,60

2,50

Стоматологи-

ческий

2,90

3,20

2,84

3,35

2,91

2,75

2,60

Медико-

профилактичес- кий

2,70

2,75

2,82

2,82

3,00

2,75

2,40

 

Как видно из таблицы, студенты первого курса всех выбранных нами для анкетирования факультетов в целом удовлетворены общей учебной деятельностью, эти показатели (от 2,70 до 3,01) укладываются в рамках нормальных значений. Статистически значимые различия по факультетам мы обнаружили в удовлетворенности выбранной профессией и взаимоотношением с преподавателями.

На кафедре медицинской биологии, генетики экологии разработан и внедрен в учебный процесс цикл лекций и лабораторно-практических занятий по  одному из важных разделов современной биологии - медицинской экологии. На лекциях рассматриваются такие темы, как «Экология человека. Антропобиоэкосистема, ее характеристика. Современная специфика среды обитания человека. Экология Самарской области», « Медицинская экология. Факторы возникновения экологически зависимых заболеваний у человека», «Экологические аспекты радиационной биологии. Мутагенный эффект ионизирующего излучения». « Современный экологический кризис. Пути и способы преодоления кризисной экологической ситуации. Экологическая безопасность человека». «Экология питания. Ксенобиотики в пищевых продуктах. Влияние контаминантов на состояние метаболических процессов у человека».

Лабораторно-практические занятия проводятся по темам: «Медицинская экология. Особенности подхода к диагностике  и  лечению заболеваний с позиций экологической  медицины.  Экология Самарской области».

«Экологические факторы. Неорганические и органические ксенобиотики. Механизм и пути воздействия на организм человека». «Экология питания». «Радиационная экология». «Правовые основы охраны природы. Значение охраны природы для здоровья человека». «Формы рекреационной деятельности. Экологическая экспертиза». «Медицинские аспекты качества жизни. Экологическая безопасность человека». «Наследственные и мультифакториальные болезни человека». «Особенности  современной человеческой популяции в условиях экологического кризиса». Итоговое занятие проводиться по теме «Ключевые проблемы экологии человека и профилактика экологически зависимых заболеваний»

Вторая анкета была предложена студентам первого курса, обучающимся на нашей кафедре с целью выяснения удовлетворенности преподаванием основ медицинской экологии. Анализ второй анкеты позволил установить следующее: 95 % студентов подтвердили существенные различия между преподаванием экологии в школе и на кафедре. Они отметили новый режим деятельности; большая доля самостоятельной работы; новые, высокие требования в отношении мыслительной деятельности. 89% студентов отмечают, что отсутствует материал, о последних разработках в области медицинской экологии. Столь быстрый прогресс знаний в области медицинской экологии приводит к тому, что учебник достаточно быстро устаревает и требует постоянного обновления. Вместе с тем, большинство студентов первого курса ( 87,1%) понимают значимость знаний по медицинской экологии в их дальнейшей работе. Студенты первого курса хотели бы получать более четкие советы относительно рекомендуемых литературных источников. Около 80% студентов ожидают более четких и конкретных указаний при выполнении самостоятельных и практических работ.

Данные опроса и их анализа второй анкеты позволяют сделать следующие выводы. Студенты имеют достаточно адекватное сознание особенностей обучения в вузе и связывают его специфику с возросшей самостоятельностью. Большинство студентов ( 98%) удовлетворены процессом обучения на кафедре медицинской биологии, генетики и экологии и, в частности, разделу- медицинской экологии. Многие студенты испытывают необходимость в помощи преподавателей. Она не всегда ими четко дифференцируется и квалифицируется. Особенно острой она становится в отношении к наиболее трудным для восприятия и значимым разделам биологии.  76,8% студентов отмечают на кафедре наряду с традиционными методами закрепления и контроля знаний: пересказ учебного материала, проведение тестового контроля, внедрены инновационные формы подачи и проверки учебного материала. Большинство студентов отмечают, что использование творческих  педагогических  задач,  при  решении которых необходимо  найти новый алгоритм решения значительно повышает не только эффективность обучения, но и способствует формированию удовлетворѐнности учебной деятельностью у студентов.

 

Список литературы

1.      Аверин В.А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург: УрОРАН, 2— 2.-405с.

2.      Белагурова В.А. Научная организация учебного процесса. М.: ГЭОТАР. Медия,2006.-435с.

3.      Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности. Вестник практической психологии образования .-2007.-№ 3-С.122-128.