Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕФЛЕКСИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Авторы:
Город:
Нарын
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Аннотация. В статье раскрывается содержание и сущность педагогической рефлексии. Анализируется различные способы рефлексирования. Даются примеры упражнений по сформированию рефлексивных умений и навыков.

Ключевые слова: педагогическая рефлексия, рефлексивно-предопределенная деятельность педагога, особенности профессиональной педагогической рефлексии.

Annotation. The article reveals the essence of the content and pedagogical reflection. It analyzes the various ways reflexing. We give examples of exercises for the formation of reflective abilities and skills.

Keywords: pedagogical reflection, reflective-predefined activity of the teacher, especially professional pedagogical reflection.

Во время модернизации образования структура профессиональной педагогической деятельности определяется как частично функциональная деятельность предварительного определения педагогической рефлексии, как интеллектуальная, ценностная информация по условиям, способных к направлению развития изменяющихся объектов. Процесс, реализующий предварительное определение на основе профессиональной педагогической рефлексии в образовании – означает процесс создания педагогов и учащихся форм взаимоотношений между новым содержанием образования и её технологиями. Как основной компонент педагогического предопределения, во всех её этапах, от целеполагания до получения результата и анализа, рефлексию можно обозначить в виде следующей схемы: цель педагогической деятельности – рефлексивный анализ ситуации – выбор, предопределение и создание соответствующих к поставленной цели средств педагогической деятельности – реализация предопределения – проведение рефлексии к предопределению и его реализации (к цели и результату).

В научных исследованиях Н.Г. Алексеева, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, В.В. Рубцова, В.А. Сластенина о рефлексивной-предопределенной деятельности педагога идет речь как  необходимого условия  успешной реализации задач модернизации общего образования, потому что рефлексивная-предопределительная деятельность помогает не только к осознанию собственной профессиональной деятельности педагога, но и к росту педагогического сознания. Развитие рефлексивных-предопределенных умений дает возможность и к сознательному пониманию своей профессиональной деятельности, и к его переходу от позиции «реагирования» к позиции «самоорганизации». Педагог повышает свою профессиональную компетентность, обучаясь к определению границ своих знаний (незнаний) и к поиску путей устранения собственных ограниченностей [3].

В.А. Сластенин отмечает, что в различных этапах педагогической деятельности содержание рефлексии разные. Значит, и в деятельности предопределения педагога последующий этап рефлексии определяется с результатами предыдущего этапа. Рефлексия к процессам и компонентам деятельности усложняется в связи с необходимостью определения результатов деятельности, с необходимостью уточнения содержания «Я» образа и других компонентов «Я» концепции [4].

Каждый уровень рефлексии определяет особое содержание возможностей восприятия педагога. В создании рефлексии к пределам возможностей, в определении различий между собой и другими, у педагога появляется состояние осознания противоречий как устранения этих противоречий.

Имеет место определения следующих особенностей профессиональной педагогической рефлексии в подготовке педагога.

1.    Наблюдение своих сильных и слабых сторон, размышление о личных образовательных ценностях, уточнение собственных педагогических идей, ставших основой рефлексивно-проектной деятельности.

2.    Организация собственного анализа действий на основе рефлексивной деятельности. Этапы рефлексии для этого:

·       действие, обращение к действию в сознании (полное изображение ситуации),

·       определение важных особенностей ситуации,

·       определение противоречий,

·       определение нескольких альтернативных приемов действия.

3.   Рост рефлексивных умений; серъезное отношение к решаемым педагогическим проблемам, к проектной деятельности; станет итогом умений проектирования, приемов рефлексивно-проектной деятельности.

4.    Исследователь А.К. Маркова выделяет диагностические возможности устного и письменного опроса, позволяющие наблюдать следующее:

1)    состоянии учебных действий (каким способом ты выполнил задание, здесь какие способы возможны, сравни их);

2)    уровень планирующего самоконтроля (перед выполнением задания определи, работа состоит от каких способов, назови их);

3)   адекватная и дифференцированная самооценка (для тебя какие действия, способы были трудными, каких недостатков своей работы ты увидел, ты сколько поставишь на свой ответ). Конструирование опроса как диалог его превращает маленькому обучающему эксперименту, в нем раскрывается не только достигаемый уровень, но зона ближнего развития, выявляется способы работы, условия и факторы перехода учащегося от одной к другому уровню. Опрос позволяет наблюдению степень овладения учащегося способами работы, его знания самопроверки и самооценки, его готовности устранения недостатков, поиску и нахождению причин своих ошибок. А.К. Маркова показывает диагностические возможности контрольных работ. Для выявления способов их решения важно преобразование к критерийно-направленным тестам. Автор указывает на хорошее обнаруживание в устном опросе гибкость и оперативность действий, в письменном их системность и обобщенность.

1 упражнение. «Преставь себя младенцем»

У каждого из нас до сих пор живет ребенок. Мы тянем груз мнений, услышанных в детстве. Основа нашего жизненного сценария – то, как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и на левую сторону напишите список всех отрицательных вещей, сказанных о вас родителями, учителями, родственниками. Потом на правую сторону листа напишите всех положительных вещей, сказанных о вас ими же.

Вопросы для обсуждения:

·       Какой из этих списков длиннее?

·       Какой из них в большей степени определяет ваше отношение к себе? 2 упражнение. «Мои сильные стороны»

Каждый участник группы должен сказать о своих сильных сторонах – чего любит, ценит, воспринимает в себе, что дает в различных ситуациях внутреннюю уверенность и чувство самоуверенности. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно обозначение сможевшего быть точкой опоры в различных случаях жизни. Важна прямая, без никаких «но», «если» и т.д. речь говорящего. Это упражнение направлено не только самораскрытию, но и умению мыслить о себе в положительном настрое. Поэтому, выполняя его, необходимо избежать от выражений о своих недостатках, ошибках, слабостях. Учитель должен остановить всякие попытки самокритики, самообвинения.

Другие члены группы не дают вопросов, не говорят – они будут только слушателями. Через 3-4 минут начинает говорить следующий член группы, сидящий на правой стороне ранее говорившего, и таким образом продолжается пока по очереди все договаривают.

После этого учитель предлагает всем попытаться проведению «инвентаризации» своим сильным сторонам и написанию их в тетрадь.

3 упражнение. «Кто я?»

Предлагается правдиво и открыто закончить предложения:

-   Когда я … , тогда я горжусь собой.

-   Я симпатичный человек, потому что…

-   У меня есть две прекрасные качества...

-   Один из лучших дел, сделанных мною в своей жизни… Вопросы для обсуждения:

* Трудно ли было ответить на эти вопросы? Почему?

* Когда вы написали о себе «хорошее», испытывали ли трудности? 4 упражнение. «Кинопроба»

(на развитие своего чувства достоинства)

1.   Считайте пять мгновений от своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. От своего списка выбирайте одно достижение, которым вы гордитесь наиболее часто.

3.   Встаньте и скажите, обращаясь всем: «Я не хочу бахвалиться, но …», потом фразу дополните словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

• Что вы чувствовали, делясь своим достижением?

• Как вы думаете, во время вашего выступления другие прочувствовали то, что вы чувствовали? Почему? 5 упражнение. «Преимущества»

Участники стоят в круг. Каждый по часовой стрелке назовет свои преимущества, потом повторяет преимущества других в их порядке называния.

6 упражнение. «Восприятие жизни»

Всем участникам предлагается разделение листа на две полосы. Надо писать на левую сторону – плохие события своей жизни, на правую сторону – положительные аспекты тех же событий.

Правила:

1. Не обсуждать и не размыслить идеи (не проводить в уме).

2. Написать все идеи, пришедшие на голову.

3. Не оценивать идеи плохими или хорошими.

После этого идет обсуждение значения положительной интерпретации ситуации. 7 упражнение. «Брачное объявление»

Для написания брачного объявления всем членам группы дается 3-5 минут. Создавая психологический автопортрет, выделяя свои преимущества, сможевшие заинтересовать другого человека (важно выделение психологических характеристик, не увлекаясь к описанию внешнего облика, на наличие квартиры, дачи и т.д.), каждый пишет о себе. Потом все по очереди читают свои объявления, а группа поможет включению забытого – происходит редактирование объявлений.

8 упражнение. «На уроке»

Участникам предлагается играть варианты поведения в следующей ситуации: «Проходит урок. Учитель объясняет новый материал. В это время группа учеников его не слушают. Они заняты другим, совсем иным делом: разговаривают друг с другом, передают какие-то записки». Предложите возможные варианты поведения учителя. Вместе учителя представьте человека глубоко себя уважающего и не уважающего себя. Анализируйте их поведения. Представляя реакции учащихся, разыграйте эти варианты.

9 упражнение. «Все равно ты молодец, потому что...»

Упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ такими словами: «Мне у себя

… не нравится». Второй дослушав, должен ответить сказанному этими словами: «Все равно ты молодец, потому что…». Потом участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения:

·       Кто не смог выполнить задание? Почему?

·       Направленная поддержка человек что чувствовал?

10   упражнение. «Как надо обратить внимание и воспринимать его?»

Все участники группы стоять напротив друг к другу, создавая два – внутренний и внешний круга. Стоящие напротив друг к другу создадут пары. Первый член пары к партнеру напротив показывает внимание от всей души. Знаками внимания определяются поступки, навыки, внешний облик и др. Партнер отвечает: «Да, конечно, но, кроме этого, я тоже …» (он называет качества, сам ценящий и считавший достойным к вниманию). Потом партнеры меняются ролями. После обмена в парах знаками внимания, все делают шаг налево, образуют новые пары, и, процедура повторяется.

Вопросы для самоконтроля:

• От чего зависит сформирование Я-концепциии личности?

• Какую роль играет в развитии личности положительное самоввосприятие, адекватность самовосприятия?

• По вашему мнению, ваше самовосприятие насколько положительно?

•   Какие черты различают человека, имеющего положительное самовосприятие? Почему это необходимо учителю?

• Как можно развивать самоосознание? 11 упражнение. «Своя исповедь»

Открытость – это прежде всего, умение быть правдивым и естественным в отношениях с другими и с собой. Предлагается правдиво и открыто отвечать на следующие вопросы:

·       Другие люди меня хорошо ли знают?

·       Они меня легко ли понимают?

·       Я сам себя знаю и понимаю?

·       Я помогаю ли другим хорошо понимать себя? 12 упражнение. «Письмо к себе»

Напишите себе письмо и в нем попытайтесь дать реальное видение себя. Стремитесь быть максимально открытым. Всего – что волнует, радует в тот момент, что препятствует к самораскрытию – опишите. Этого сделайте правилом в трудные моменты, в ощущении необходимости раскрытии своих чувств и хорошее понимание себя.

•   Составление списка формул похвалы (его надо вывесить в стену): «Сегодня я горжусь собой, потому что...».

•   Проведение эксперимента со своими близкими и знакомыми: просить от них говорить что-то хорошее о себе и фиксировать время, потраченную ими на размышление. Потом просить от них говорить что-то плохое о себе и в этом фиксировать время. Сравнение в каком случае им потребовалось для размышления много времени.

•    Написать пять самых приятных событий, происходивших в вашей жизни. Ответить на вопрос «Это событие произошло благодаря кому или чему?».

•   Открыть блокнот и две недели в нем написать все хорошее и плохое, происходившее с вами. Составить ежедневную таблицу приятных и неприятных событий.

Потом её анализировать и отмечать следующее: - сколько из этих событий призваны инициативой других людей; - сколько из них произошло по собственной инициативе; - сколько всего было хороших событий; - сколько всего было плохих событий; - что нужно, чтобы было много хороших событий? Впоследствии что-то хорошее происходит, каждый раз этого не забудьте и не откажитесь получить удовольствие от этого.

 

Список литературы

1.     Давыдов, В.В., С.Л. Рубинштейн, С.Л., Слободчиков В.И. Виды обобщения в обучении. М.,1972

2.     Щедровицкий Г.П. ,Слободчиков В.И. Психология человека М.,1995

3.     Давыдов, В.В. Психология человека. М.1995

4.     Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М.,2003.

5.     Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998.

6.     Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997.

7.     Шапиро Д. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. — Минск, 1999.

8.     Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. — М., 1986.

9.     Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М., 1998.

10. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества. // Педагогика. — 1997. — №5.