Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы повышения уровня подготовки студентов средствами иностранного языка в рамках профессионально ориентированного обучения в вузе. Отмечается важность применения личностно ориентированного подхода и использования инновационных образовательных технологий в контексте современных требований к обучению иностранному языку.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение в вузе,  обучение иностранному языку, личностно ориентированный подход, инновационные технологии.

Abstract

This article deals with the issues concerning the way of improving the level of students training by means of a foreign language in the professional oriented higher education. The author focuses on usinga student-centered approach and innovative technologies. Particular attention is given to the need of developing a new, more modern concept of foreign language teaching.

Key words: professional oriented higher education, foreign language teaching, student-centered approach, innovative technologies.

В современном мире ситуация в обществе характеризуется модернизацией различных сфер жизнедеятельности. Активные глобализационные процессы и нарастающая интеграция России в международную деловую среду приводят к существенному возрастанию потребности в квалифицированных специалистах, в том числе сферы управления и экономики, хорошо владеющих иностранным языком.

Не вызывает сомнений тот факт, что степень знания иностранных языков и культур становится необходимым условием для профессиональной деятельности современного экономиста и управленца в силу востребованности обеспечения доступа к широкому спектру релевантной информации и способности вести оперативное взаимодействие с зарубежными партнерами, коллегами, работодателями.

Сказанное свидетельствует о значительном повышении требований к уровню языковой подготовки будущих специалистов.

Главной целью обучения иностранному языку в вузах, реализующих программы подготовки специалистов в области экономики и управления, является достижение студентами иноязычной коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет использовать иностранный язык в профессиональном общении в различных сферах экономики, системе управления, бизнеса и менеджмента. Это предполагает корректное владение иностранным языком в пределах тем, предусмотренных рамками курса неязыковой специальности вуза, охватывающих лексику повседневной жизни студентов и их будущей профессиональной сферы.

Анализируя собственный опыт и практику работы коллег в подобных неязыковых вузах, отметим ряд сложностей в деятельности преподавателей иностранных языков высшей школы:

Ø В связи с переходом на новые ФГОС сокращение аудиторных часов, выделяемых на дисциплину

«Иностранный язык», при сохранении, как правило, прежнего объема учебного материала.

Это приводит к тому, что часть учебного материала выводится на самостоятельную работу студентов. Такой подход к планированию учебного процесса может негативно отразиться на качестве и результативности обучения, поскольку большая часть  студентов привыкла  осваивать  материал под контролем преподавателя. (Аналогичным образом построен учебный процесс в школе. В неязыковом вузе иностранный язык изучается, как правило, на 1-2 курсах, когда студенты еще не успевают адаптироваться к новым условиям обучения).

В связи с этим, возникает необходимость внедрять новые подходы при проведении аудиторных занятий и организации контролируемой самостоятельной работы студентов.

Ø Разный исходный уровень подготовки студентов по иностранному языку при поступлении в высшее учебное заведение.

Подразумевается, что уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и уровень владения иностранным языком у абитуриентов неодинаков, что создает некоторые проблемы при последующем обучении студентов.

Ø Проблема работы со студентами, вынужденными начинать изучение иностранного языка практически «с нуля».

Возникают ситуации, когда студент, поступая в высшее учебное заведение, абсолютно не владеет иностранным языком (например, вследствие полного / или частичного отсутствия учителя иностранного языка в школе).

Вместе с тем, для успешного обучения в вузе, а также согласно учебному плану студенту необходимо приобрести определенные знания и умения в области иностранного языка, причем не только на уровне повседневной, но и будущей профессиональной жизни.

Ø Пониженный уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка.

Поскольку на неязыковых направлениях подготовки специалистов в вузе иностранный язык не является профилирующим предметом, мотивация к его изучению студентами зачастую снижается.

Ø Сложность разработки единого учебно-методического комплекса для студентов с разным исходным уровнем овладения иноязычной коммуникативной компетенцией.

Представляется достаточно трудным создать единый УМК для группы обучающихся, в которой уровень владения иностранным языком разнится от уровня «Beginner» до уровня «Intermediate» (редко – «Upper Intermediate»). Решение данной задачи в практическом плане заключается в распределении студентов на группы по уровню владения языком.

Учитывая круг проблем, связанных с изучением иностранного языка студентами неязыковых специальностей вуза, в частности будущими специалистами экономического, управленческого профилей, логично отметить, что перед преподавателями задача качественной иноязычной подготовки студентов значительно усложняется.

Решение данного вопроса нам видится в целесообразности осуществления процесса преподавания иностранного языка в рамках личностно ориентированного подхода и реализации принципа индивидуализации обучения, которое выражается в подборе индивидуальных учебных материалов разной сложности, дополнительных самостоятельных упражнений и заданий, текстов для различных групп студентов в соответствии с их уровнем подготовки и другое.

Разумно в данном контексте коснуться вопроса о методически обоснованном и грамотном использовании профессионально ориентированных технологий, что предполагает организацию работы на основе методов активного и интерактивного обучения, обеспечивающих развитие умений решать коммуникативные задачи (интегрированные в проектировочную, адаптационную, организационную, мотивационную, контролирующую и исследовательскую деятельности), необходимые в      процессе реализации профессионального иноязычного взаимодействия.

К наиболее адекватным методам активного и интерактивного обучения профессиональному взаимодействию относятся ситуационно-коммуникативные задачи, ролевые, деловые игры, дискуссии, метод проектов, мозговой штурм, аналитические тренинги.

Каждый из этих методов обладает рядом преимуществ, но все они в силу своей дидактической сущности позволяют успешно решать задачи развития всех профессиональных умений будущего специалиста, владеющего иностранным языком в совокупности, поскольку предполагают общение в качестве основы взаимодействия; интеракцию на основе партнерства и сотрудничества; общение в психологически комфортной, доброжелательной обстановке; стимулирование самостоятельной, творческой активности, инициативности студентов; накопление опыта совместной деятельности, формирование навыка социальной адаптации, умение принимать решения, учитывать интересы других, руководить, брать на себя ответственность.

Ставя перед студентами определенные коммуникативные задачи, мы можем вызывать у них нужные речевые действия, управлять усвоением и развитием необходимых коммуникативных умений. Ролевые игры, являясь наиболее точной моделью реального процесса общения, воссоздают ситуации и условия, в которых развиваются и совершенствуются навыки профессионального взаимодействия будущего специалиста.

В деловых играх синтезируются характеристические признаки многих других методов активного обучения, таких как драматизация, ситуационно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, метод проектов и т.д. Деловые игры имеют много общего с ролевыми играми, но вместе с тем обладают специфическими характеристиками, отличающими их от других видов игр, самой главной из которых является следующая: объект имитации в любой деловой игре - наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, содержащий проблему и требующий системного применения разнообразных знаний и умений. В процессе игры приобретается опыт взаимодействия, умения руководить и подчиняться, формируется понятие коллегиальности, что, бесспорно, является очень важным и необходимым будущему специалисту сферы управления и экономики.

Метод проектов способствует развитию навыков профессионального взаимодействия и ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых (индивидуальную, парную, групповую). В ходе работы над проектом студенты учатся формулировать проблемы, гипотезы; выстраивать высказывание-аргументацию; излагать свои мнения логично и доказательно; создавать свое речевое поведение в зависимости от принятых социальных ролей; вести полилоговое общение; выступать публично с докладами, сообщениями, презентациями проектов.

Метод мозгового штурма самым эффективным образом решает задачи развивающего аспекта в процессе овладения навыками профессионального взаимодействия, включая человека в интерактивную коммуникацию, стимулирует активно-познавательную деятельность, открытость мышления, способность к импровизации, находчивость, умение работать в коллективе.

Дискуссия как метод активного обучения может использоваться на занятиях по иностранному языку как самостоятельный метод, в ситуации полемического взаимодействия и наличия разных подходов, точек зрения, взглядов для принятия коллективного решения.

В заключении констатируем, что успешность подготовки специалистов экономического / управленческого профиля для сферы иноязычного профессионального образования определяется реализацией разноуровневого обучения на основе личностно ориентированного подхода; адекватностью педагогических    технологий, используемых  в  данной сфере профессионального образования и тщательно продуманной самостоятельной работой студентов.

 

Список литературы

1.     Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.

2.     Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В.Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010.

3.     Ткачева И.А. Профессионально ориентированное обучение иноязычной речи студентов вузов. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. Научно-практический журнал. № 1 (15) / 2013. – Санкт-Петербург, 2013.www.service.in.spb.ru