Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ МОДЕЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Моделирование ряда экономических процессов играет заметную роль при подготовке бакалавров по направлению 38.03.02. В процессе изучения дисциплины «Методы исследования и моделирования экономики» студенты должны приобрести определенные компетенции, в том числе, владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность; владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления.

Понимание сущности процессов достигается на основании анализа содержательной постановки экономических задач, формирования соответствующих математических моделей, результатов решения математических задач, интерпретации их результатов и оценки применимости полученных данных к исходной экономической задаче.

Обычно предполагается, что на рассматриваемом этапе обучения студенты владеют техническими приемами анализа математических моделей.

Например, рассматриваются ситуации, сводимые к задачам линейного программирования: построение оптимальных планов максимизации выручки или прибыли, минимизации затрат; транспортные задачи. Теория и методы решения задач раздела «Линейная алгебра» курса «Математика» рассматриваются в первом семестре. Однако в течение второго – четвертого семестров учебными планами не предусмотрено систематическое использование методов математического исследования линейных систем, поэтому применение сравнительно громоздких алгоритмов линейного программирования [1, 2] вызывает существенные затруднения. Техническая часть математического моделирования экономических задач – проведение преобразований для реализации симплекс-метода – является достаточно трудоемкой. Для осмысления экономического содержания результатов моделирования времени остается совсем немного времени. При этом ясно, что на практике подавляющему большинству выпускников бакалавриата не придется решать производственные задачи «школьными» методами.

Таким образом, естественный порядок изучения материала курса «теоретический материал - решение задач в аудитории - выполнение текущих домашних заданий - выполнение типовых расчетов» не обеспечивает должной эффективности из-за недостаточного уровня владения расчетными методами решения задач линейного программирования.

Решение примеров в лабораторном практикуме и в самостоятельной работе должно опережать теоретический материал лекций. В этих условиях на лекции рассматриваются содержательные постановки задач, осуществляется построение их математических моделей. В качестве примеров на лекциях используются уже решенные в ходе самостоятельной работы или в лабораторном практикуме задачи.

Поэтому на первых аудиторных занятиях необходимо ознакомить студентов с содержанием заданий для самостоятельной работы, методическими указаниями и примерами выполнения, графиком выполнения заданий. Целесообразно обеспечить студента методическими материалами с подробным разбором всех этапов решения типовых задач по каждому разделу, в том числе, части примеров предстоящих лекций. Учитывая, что для решения задач в лабораторном практикуме используется надстройка «Поиск решения» MS Excel, решение примеров домашних заданий следует выполнять двумя методами: контрольное решение и ответ задачи получается с помощью «Поиска решения», с ним можно сравнивать ответ задачи, решенной симплекс-методом вручную.

Объем текстового и графического материала лекций достаточно велик; оправданным является предварительное предоставление студентам конспекта лекций (презентаций, раздаточных материалов, рабочих тетрадей). Возможна передача студентам этих материалов в электронной форме.

Изучение следующих разделов дисциплины (целочисленное программирование, нелинейное программирование и др.) также связано с аналогичными проблемами. Сочетание опережающей самостоятельной работы студентов  с системой консультаций может обеспечить необходимый уровень знаний студентов  для освоения текущего материала аудиторных занятий. В данном случае термин «опережающий» (в отличие, например, от [3]) означает решение новых по содержанию задач, формальные математические модели и методы их исследования которых были изучены ранее.

При таком подходе на лекциях можно сосредоточить внимание не на технологии решения, а на анализе экономических задач, формировании и преобразовании математических моделей.

Закрепление материала обеспечивается выполнением типовых расчетов, содержащих все этапы исследования - от анализа содержательной задачи до анализа результатов решения математической модели и формирования выводов.

 

Список литературы

1.     Методы оптимальных решений в экономике и финансах: учебник/ под ред. В.М. Гончаренко, В.Ю. Попова. - М.:КНОРУС, 2014. - 400 с.

2.     Алесинская Т.В. Учебное пособие по решению задач по курсу «Экономико-математические методы и модели». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. - 153 с.

3.     Л.В. Горяинова. Развитие познавательных компетенций студентов в процессе самостоятельной работы с целью формирования     специалистов     инновационного     типа/     Л.В. Горяинова,  Я.В. Данилина // Открытое образование.- 2010.- №3. С. 18-25