Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХАРАКТЕРИСТИКА ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

На современном этапе в связи с введением новых стандартов образования согласно принципам Болонской конвенции, развитием рынка новых технологий вузы оказываются в центре социально-экономических, демографических, религиозных проблем общества, поэтому особую актуальность приобретают вопросы формирования нового стиля социально-коммуникативного поведения преподавательского состава и учащихся. В адаптации студентов – первокурсников к изменившимся условиям обучения (переход из средней школы в высшую) принимает активное участие педагог, который не только помогает осваивать специальные знания, но и влияет на формирование желания в стремлении добиваться совершенства в самом себе и окружающем мире.

Имидж преподавателя является его «визитной карточкой» для студентов начальных курсов, от наличия и качества которого зависит жизненный успех и профессиональная деятельность педагога [6]. Далеко не каждый преподаватель осознает, что положительный имидж необходимо создавать, чаще образ формируется стихийно.

Исследования современных ученых, показывают, что в списке десяти необходимых для педагога качеств сами преподаватели отводят современному имиджу лишь восьмое место, учащиеся ставят имидж педагога на почетное второе место [4,8].

Профессия преподавателя — публичная, при формировании идеального имиджа педагог сознательно представляет определенные наиболее ценные и в этом смысле наиболее привлекательные личностные характеристики, вместе с тем реальный имидж – каким нас видят со стороны – бывает противоречив и далек от идеального.

Выявление несоответствия между реальным и идеальным образом, формирование и корректировка своего имиджа является приоритетной задачей для профессионального самосовершенствования преподавателя медицинского вуза.

Образ существует и корректируется в течение всего времени профессиональной деятельности. Динамичность, подвижность, гибкость имиджа проявляется в его способности «приспосабливаться» с течением времени к закономерным изменениям в работе преподавателей, как по ее содержанию, так и по характеру взаимодействия со студентами[3,9].

А.А. Калюжный [2] выделяет три основных компонента имиджа: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии внутреннему Я.

Соответствие образа профессии внутреннему образу считается основным компонентом, поскольку умение

располагать к себе людей и создавать позитивный настрой в общении — необходимое качество в профессиональном общении. Дополняя содержание компонентов, можно отметить, что внутренний образ преподавателя в медицинском вузе, в частности, на кафедре нормальной анатомии человека, кроме общепризнанных: интеллект, духовность, нравственность, обаяние, эмоциональность, социальный опыт, умение разрешать конфликты, креативные личностные черты; должен иметь специфические черты: преобладание критическое мышления над эмоциями, профессиональный подход к изучению человеческого тела, отсутствие комплексов по отношению к «деликатным» вопросам жизнедеятельности человека, отсутствие стеснения к обнаженному телу, уважительное и бережное отношение к учебным пособиям (препараты костей, внутренностей, трупный материал). Внешний образ складывается из способности к самопрезентации, умелой постановки всего хода практических занятий, использования знаний смежных теоретических и клинических дисциплин, референтности, убедительности, профессионального подхода к построению межличностных отношений со студентами и коллегами [6].

Известно, что при вербальном общении человек получает 35% информации, а при невербальном — 65%. Умение привлечь словом и удержать внимание аудитории, тембр голоса и интонация, манера говорить, скорость и громкость речи, движения корпуса, головы, мимика— всѐ имеет значение. Учитель обучает, даже когда молчит[1, 7].

Внешний облик помогает создать или разрушить позитивный имидж педагога. О внешней выразительности как источнике познания личности говорили еще древние ученые и философы (Гиппократ, Аристотель, Сократ) [3]. Внешний облик педагога в медицинском вузе свидетельствует не столько о хорошем вкусе, сколько о соответствии этическим, эстетическим и профессиональным нормам. На примере своего преподавателя студенты-первокурсники усваивают необходимость придерживаться атрибутов внешнего вида медицинского работника: белый халат (чистый, выглаженный, достаточной длины) и медицинская шапочка. При визуальной демонстрации привлекателен образ «умного и доброго доктора»(естественный макияж, аккуратная прическа, чаще классический стиль одежды, и т.д.)— эти аудиовизуальные и кинестетические характеристики используются как инструмент педагогического воздействия.

Позитивный имидж может иметь только высококвалифицированный специалист, который обладает социально-перцептивной компетентностью, владеет эффективной самопрезентацией, самоуважением и положительным восприятием другого человека.

Вузовский преподаватель стремиться быть референтным, для этого необходимо профессионально владеть методами преподавания, уметь доходчиво и интересно излагать материал, быть общительным, отзывчивым, доброжелательным, ответственным, проявлять тактичность и уважение к студентам, и тогда, его пожелания будут реализовываться быстрее, чем требования авторитарного педагога [10].

Корректировка компонентов имиджа свидетельствует о желании самореализации в профессии более достойно, его трансформация происходит в процессе взаимодействия студента и преподавателя.

Способов самопрезентации личности множество, они зависят от доминирующих личностных качеств.

Реализуются в конкретных моделях речевого и неречевого поведения, посредством внешних составляющих имиджа (мимика лица, жестикуляция, манеры общения, костюм, прическа, походка, эмоциональная выразительность, артистизм, чувство юмора и т.п.) и транслируют окружающим личностные положительные особенности —уверенность в себе, уравновешенность, находчивость, порядочность [5].

В создаваемом привлекательном позитивном имидже педагог должен повышать свой профессиональный уровень, развивать у себя коммуникативные способности, референтность, эмпатию, воображение, наблюдательность, способность к импровизации, должна отражаться активная жизненная позиция, патриотизм, общественная активность, он обязан следить за своей внешностью, помнить, что встречают «по одежке».

 

Список литературы

1.      Бекузарова    Н.В.     Педагогический     артистизм     как     составляющая    имиджа     конкурентоспособного преподавателя высшей школы / Н.В. Бекузарова // Знание. Понимание. Умение. – 2010. — №2. – с.42-45.

2.      Касаткина Е.С., Круглова О.А., Кузина И.В., Тюрина Т.В. Имидж современного учителя: гендерный аспект/ Е.С. Касаткина, О.А. Круглова, И.В. Кузина, Т.В. Тюрина //Грани познания. – 2010. - №2(7). – с.30-31.

3.      Каширская И.К., Сагалаева А.В. Представления студентов об имидже преподавателя вуза /И.К. Каширская, А.В. Сагалаева// Профессиональные представления. – 2014. - №1(6). – с.128-135.

4.      Колесникова Л.Н. Профессиональное воздействие современного преподавателя на личность студента / Л.Н.Колесникова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2010. - №1. – с.146-150.

5.      Кошлякова М.О. Формирование имиджа преподавателя вуза в социальной группе / М.О. Кошлякова // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2011. - №4. – с.5-11.

6.      Макарова К. В., Новикова Н. А. Особенности структурных компонентов профессионального имиджа у учителей с разным стажем /К.В.Макарова, Н.А.Новикова //Преподаватель XXI век. – 2011.- Т.1. - №1. – с.187-192.

7.      Мартынова Н.В. Профессиональный имидж учителя как объект педагогического анализа. / Н.В.Мартынова // Мир науки, культуры, образования. - № 6 (18) - 2009 – с.179 -182.

8.      Попова О. И. Имидж преподавателя вуза: проблема самореализации в образовательном взаимодейств ии / О.И.Попова // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4. - с.224-232.

9.      Тараканова А. А. Имидж как динамическая характеристика личностных и профессиональных качествпреподавателя / А.А.Тараканова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. – с.70-76.

10.   Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С.Имидж как часть профессиональной компетентности преподавателя русского языка как иностранного / Н.Ю.Филимонова, Е.С.Романюк // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2013. – Т.12. - №2(105). – с.37-40.