Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АВТОРСКИЙ УРОК КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

В настоящее время постоянного увеличения требований к образовательным процессам проблема совершенствования процесса обучения получает широкое обсуждение среди ученых и практиков в области педагогики. В педагогической литературе термин «оптимизация» оказался наиболее приемлемым в ряду таких понятий как «улучшение», «повышение эффективности», «совершенствование» процесса обучения.

Под оптимизацией понимается  не любое совершенствование учебного процесса, а  его рациональное, научно обоснованное построение, представляющее собой определенную последовательность действий преподавателя и учащихся и отвечающее ряду установленных критериев (Л.В. Московкин, И.А. Раппопорт, Б.П. Годунов, Н.Н. Кучерявая). Особенно актуальна идея оптимизации при обучении иностранному языку в вузе.

Оптимизировать процесс обучения возможно при строгом выполнении основных принципов обучения, то есть основополагающих правил, предписаний, следование которым является необходимой предпосылкой эффективного протекания учебного процесса.

При организации процесса обучения иностранному языку известный ученый Л.В. Московкин считает целесообразным ориентироваться на следующие три группы принципов:

-   главные принципы, в которых отражаются целевые установки и которые определяют весь характер обучения;

-     принципы, определяющие содержание обучения (принципы отбора и организации  учебного материала);

-    принципы, определяющие приемы обучения (принципы отбора и расположения в определенной последовательности приемов обучения) [3].

Признавая соблюдение общих отличительных свойств оптимизации (взаимосвязанность, иерархичность, интенсивность и динамичность) педагоги - исследователи уделяют большое внимание соблюдению главных принципов оптимизации обучения иностранному языку. Так, Л.Е. Алексеева выделяет семь первостепенных принципов:

-   системность (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от малого объема к большему, от приобретения навыков к их использованию);

-цикличность (регулярное возвращение к известным материалам и навыкам и тренировка их на более высоком качественном уровне с использованием новых знаний);

-    комплексность (интеграция аспектов, видов речевой деятельности; использование различных видов ТСО; смена видов работ - индивидуальной, парной, в малых группах и т. д.; перемена ролей - слушатели, докладчики, собеседники, арбитры);

-    дисциплина (высокий темп занятий, обеспечиваемый слаженностью работы как студентов, так и преподавателя; четкость и последовательность в реализации намеченных действий при соблюдении правил, обязательных для всех);

-   взаимозависимость (обеспечение общего успеха группы на основе связанного со степенью домашней подготовки, личного вклада как студентов, так и преподавателя);

-    контроль (безусловное соблюдение объективности: либо система тестов,  либо критерии, заранее известные студентам; использование методов самоконтроля и оценивания результатов других учащихся);

-     учет мотивации (создание благоприятного психологического микроклимата с учетом различий типологических свойств студентов, использование преподавателем тех положительных качеств своей личности, которые могут заинтересовать, увлечь студентов) [1].

Рассматривая идею оптимизации процесса обучения иностранному языку, целесообразно выделить ее критерии. По мнению многих ученых в области педагогики, такими критериями могут выступать:

·          успешность овладения учащимися знаниями, навыками, умениями, степень соответствия результатов обучения требованиям программы, а также максимальным возможностям каждого учащегося; соответствие расходов времени и усилий преподавателя и учащихся действующим нормативам;

·          увеличение объема и скорости усвоения материала;

·          количество и вариативность приемов обучения;

·          ”плотность” общения;

·          активизация психологических резервов личности обучаемого.

Следует отметить, что повышение эффективности обучения может достигаться не любыми методами, а наиболее выгодным для конкретных условий комплексом этих средств. По мнению Л.Е. Алексеевой, критериями оптимизации обучения являются:

-         успешность овладения учащимися знаниями, навыками, умениями;

-        степень  соответствия  результатов  обучения  требованиям  программы  обучения,  а  также максимальным возможностям каждого обучающегося;

-         соответствие расходов времени и усилий преподавателя и студента действующим нормативам.

Исследования ряда ученых-педагогов выявили два фактора, влияющие на учебный процесс и его результаты. Такими факторами могут быть - условия обучения (объективный фактор) и особенности преподавателя и учащихся (субъективный фактор)[3].

К объективному фактору относятся и технологии, которые могут использоваться при оптимизации процесса обучения иностранному языку. Мы предположили, что авторский урок может значительно повысить эффективность процесса обучения. Особенно это заметно при обучении иностранному языку. Построение авторских уроков соответствуют главным принципам оптимизации, потому что качество использования авторских уроков во многом зависит от творческого отношения преподавателя к планированию и организации занятий, учета направленности, способностей и характерологических особенностей студентов.

При применении авторских уроков важно понимать сущность понятия «авторский урок». Мы социализируемся с И.Б.Трубниковой по определению которой, авторский урок - это такая форма организации и проведения занятий, при которой преподаватель отличными от традиционных, свойственными только ему приемами и средствами организует активную учебную деятельность обучаемых, формирует у них необходимые качества личности, тем самым повышая эффективность решения задач обучения иностранному языку [4].

Однако не следует полагать, что только использование нетрадиционных технологий, средств и приемов обучения студентов иностранному языку позволит повысить эффективность обучения. По нашему мнению необходимо создать условия, которые помогут преподавателю создать психологически комфортную атмосферу на занятии. Одной из задач авторского урока является снижение порога тревожности у студентов при любых формах работы. Практический опыт автора показал, что применение на занятиях активных методов обучения (АМО) позволяет снизить напряжение и устранить психологический языковой барьер, проявляющийся в «языковой зажатости» и страхе обучающихся говорить на иностранном языке.

Уместно предположить, что создание психологически комфортной атмосферы на занятии может помочь студентам быстрее ликвидировать разрыв между требованиями к обучению иностранному языку в вузе и выходными базовыми знаниями выпускника школы. Мы называем это ликвидацией « академической запущенности». Этот фактор особенно важен при обучении студентов первого курса. Это же может являться вторым необходимым условием формирования у студентов интереса и мотивации обучения иностранному языку.

Важным результатом исследования опыта преподавателей вузов, а также собственный опыт, подтвержденный экспериментально, показали, что применение авторских уроков позволяет повысить интерес студентов к иностранному языку, поднять уровень мотивации, что приводит к динамике роста коммуникативной и языковой компетенций, а также к формированию и развитию умений и навыков.

Вследствие этого можно говорить о важной роли применения авторских уроков при обучении студентов иностранному языку.

Список литературы

 

1. Алексеева Л.Е. Оптимизация процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению студентов факультета международных отношений. Дис.… канд. пед. наук. – СПб, 2002, с.170.

2. Алексеева Л.Е. Методика обучения профессионально ориентированному иностранному языку. – СПб, 2007.

3.   Московкин Л.В. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения (русский язык как иностранный, начальный этап). – СПб: СМИО Пресс,1999.

4.     Трубникова И.Б. Авторский урок как фактор повышения эффективности обучения курсантов иностранному языку в военном вузе. Дис. … канд. пед. наук. – Спб: МВД России, 2000.