03 апреля 2016г.
Подготовка специалиста в педагогическом вузе должна начинаться с формирования интегративных представлений о человеке, основанных на основополагающих принципах - системности, целостности, гуманизме, создавая базу для изучения дисциплин, рассматривающих человека в конкретных сферах его жизнедеятельности, таких как труд, семья, политика, экология, образование, культура. Важным фактором здесь является качество жизни и здоровье [7].
Качество образования зависит от качеств педагога, сформированных в процессе его профессиональной подготовки. Формирование и укрепление здоровья задача не столько медицинская, сколько всей системы обучения и воспитания. Педагог, занимаясь воспитанием человека, обязан изучать механизмы формирования психосоматического здоровья, закладывая установки на ценность здоровья, на разумность и целесообразность формирования мотиваций к здоровому образу жизни [5,6].
Прав В.П. Петленко, считая, что понятие «здоровье» имеет комплексный характер, причем, понимание здоровья как многокомпонентного явления зависит от культуры человека и его знаний. Уместно сказать, что каждый образованный человек, должен иметь представление о своем организме, об особенностях его строения и функциях различных органов и систем, об индивидуально-психологических особенностях личности, о способах и методах коррекции своего состояния, физической и умственной работоспособности. Комплекс характеристик мотивационно-потребностной основы жизнедеятельности составляет «нравственное здоровье»; основу этой компоненты здоровья человека определяет система ценностей, установок, мотивов поведения индивида в социальной среде, определяясь духовностью человека, его воспитанием и знаниями. Основной школой жизни для человека остается семья, выполняющая демографическую, педагогическую, валеологическую и экономическую функции. «Семейный иммунитет» является основной социально-педагогической силой, защитной функцией от всех «социальных вредностей» [4].
Акмеология образования, изучая закономерности и механизмы развития человека, видит сущность воспитания в целостном развитии человека в процессе самореализации на всех ступенях его образования, а в качестве ведущих ценностей и ориентаций рассматривает:
q Жизнь и здоровье человека, его работоспособность и здоровье общества в целом;
q Гуманистические ценности и качества личности, влияющие на нравственный потенциал всего общества;
q Труд и трудолюбие;
q Образование и культуру, без них невозможны научно-технический прогресс общества и духовное богатство народа;
q Гражданственность, патриотизм, национальную безопасность государства.
Совокупность названных ценностей создает общий потенциал развития и жизнеспособности каждого человека и общества в их взаимосвязи [3].
Современная педагогическая практика требует технологий, позволяющих человеку в системе социальных отношений адаптироваться. Основой современных технологий является дидактический принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную траекторию социального развития обучающегося, включение его в различные виды деятельности. Педагогические процессы происходят в педагогической системе, элементами которой являются блоки, названия которых логично вытекают из поставленных исследователем вопросов, а именно: кто учит, кого учат, чему учат, с помощью чего и как учат (Рисунок 1) [1].
Владея психолого-развивающими и валеологическими технологиями обучения, педагог может предупредить и скорректировать дефекты возрастного и личностного развития. Валеологическая грамотность будущего преподавателя (профессиональные компетенции в области
психологии здоровья) представлены в Табл.1.
Грамотность выпускника педагогического факультета в области
психологии здоровья
Таблица 1
Раздел модуля по психологии здоровья
|
Контролируемые профессиональные компетенции
|
1.
Вступление - проблемная лекция
Научные основы здоровье
|
Иметь представление о здоровье, его уровнях
и факторах, определяющих здоровье. Охарактеризовать признаки здоровья. Иметь представления и здоровом образе и качестве жизни. Знать критерии психического, физического и нравственного здоровья
|
сбережения
|
Уметь охарактеризовать предмет объект
здравоведения.
|
2.
Здоровье как системное понятие
с позиций психолога
|
Охарактеризовать особенности здоровья человека на разных
уровнях его жизнедеятельности. Здоровый образ жизни
- описать его характеристики. Уметь объяснить элементы «пародкса нервно- психической эволюции», описанного Давиденковым.
|
3.
Психология здоровья с позиций психолога
|
Знать понятийный аппарат психологии здоровья, определение и признаки здоровья. Уметь охарактеризовать цели
и задачи дисциплины. Описать цветок
потенциалов. Перечислить критерий здоровой
личности и дать ей характеристику. Оценить
актуальность изучения психологии здоровья и перечислить задачи
специалиста по психологии здоровья.
Уметь провести анкетирование состояния и самочувствия здоровья, обработать анкеты и сделать заключение.
|
4.
Психология здоровья с позиций социолога
|
Охарактеризовать подходы к пониманию здоровья
с позиций
социолога. Дать характеристики психического здоровья. Дать характеристику и трактовку понятия
«качество жизни». Уметь провести анкетный опрос,
обработать результаты тестирования и сделать
заключение по опроснику.
|
5.
Здоровье как жизненная ценность
|
Дать характеристику здоровья с позиций
понятия благополучие.
Характеристика составляющей отношения к здоровью. Место здоровья в структуре ценностей. Описать
элементы дискомфорта.
|
6.
Психология развития человека (особенности личности в школьном, подростковом и
юношеском периоде)
|
Знать особенности личности младшего, школьного, подросткового и юношеского возраста.
|
7. Профилактические прививки
«ЗА и ПРОТИВ»
|
Ориентироваться в национальном календаре прививок. Уметь аргументировать
и обосновывать необходимость их проведения, знать возможные нежелательные реакции
на вакцинацию.
|
К
возможностям, предупреждающим разрушение здоровья, относятся:
q Изменение образовательного поля на уровнях технологий, содержания, структуры образовательного процесса, что обеспечивает высокую
мотивацию образования и сохранение здоровья,
а также новое сознание, новое отношение к учащемуся: не ценность
знаний, а ценность
здоровья;
q Развитие
«культуротворческой и здравотворческой» концепции
образования. Аспект инновационной стратегии развития
образования определяется его валеологической сущностью,
одним из императивов которой являются адаптивная природа образования в контексте парадигмы
«здоровье человека-здоровье общества- здоровье природы».
Валеологическое образование-личностно-ориентированный на всех этапах процесс
благоприятный для формирования культуры здоровья, которая должна:
q Формировать мышление, ориентированное на здоровый
образ жизни;
q Воспитывать авторитет семьи как основного социального института, формирующего здоровье индивидуальности;
Современной педагогике необходим критерий, определяющий идею профессиональной ценности – идею созидания Человека. Изучая опыт гуманизации образовательных систем, интегрирующих «идею созидания Человека» И.А. Колесникова выделила критерии гуманизации (развитие ценностных ориентаций, профессиональных установок), логика движения
которых ориентирована в сторону работы с Человеком, а личностно-гуманная ориентация остается базовым
компонентом в структуре профессиональной компетентности. Понимание Человека - мера целесообразности любой педагогической системы,
любой педагогической деятельности. Основой обучения
является гуманитарный стиль мышления [2].
Ведущим компонентом является медико-педагогическое обучение посредством создания мотиваций
и условий
для формирования, сохранения и укрепления здоровья
как важнейшего фактора развития личности посредством медико-педагогического воспитания. Эффективная реализация этого обучения
ведет к формированию «культуры
здоровья»-
заинтересованности
в
деятельности,
направленной
на оздоровление собственного организма, раскрытие резервных возможностей человека и формирование навыков ведения здорового образа жизни.
Решение задач здоровье
сохраняющего образования сводится к реализации единой системы междисциплинарного направления, ориентированного на понимание и решение проблем
взаимодействия человека
и окружающей среды, формирование ответственности к своему здоровью и окружающей среды. Основная цель такого образования - формирование культуры здоровья,
посредством повышения здоровья сохраняющей компетенции, поддержание развития личности
с выраженным полифункциональным профилем [1].
Отсюда целесообразно выделить здоровье - сохраняющее образование (здоровье посредством образования, через образование) как новое качество
обучения, формирование здоровье ценностного мировоззрения как универсального защитного
приспособительного механизма, как индивида, так и общества в целом. Очевидно, что овладение системой знаний о здоровье
и здоровом стиле (образе)
жизни как индивидуальная компетентность не исчерпывается медико-биологическим и социокультурным знанием
(можно знать, но не уметь). Здоровье
– сохраняющее образование инициирует перемены, направляет людей на непрерывное приобретение умений, навыков
использования разнообразных принципов
и подходов здоровье
сохраняющих и здоровье
укрепляющих технологий, т.е. тот опыт, который
приобретает человек в образовательно-оздоровительной среде.
Таким образом, осуществляется переход
от образовательно-педагогической формации
здоровье просвещения к образовательно-педагогической формации
формирования здоровье сохранного человека.
Задача педагога сделать максимально эффективными специфические навыки и умения по сохранению и укреплению здоровья каждого обучающегося. Одним из важнейших компонентов здоровье сохраняющего образования выступают
требования к педагогу,
в этой связи целесообразно определять
уровень профессиональной мотивации студентов и слушателей, а в процессе образования использовать деятельностный подход, что активизирует как сам познавательный процесс, так и познавательную активность индивида.
В дидактическом плане здоровье сберегающая деятельность имеет личностно-ориентированную гуманистическую направленность. Это полифункциональная модель
учебного заведения
с проектированием и конструированием
дидактических моделей здоровья,
здорового образа/стиля жизни в зависимости от требований потребителей образовательных услуг.
Выше изложенное, нашло свое подтверждение в Российской национальной стратегии действий в интересах детей (по вопросам укрепления здоровья
детей и подростков). Здоровье
подростков определяется множеством факторов: атмосферой в семье, в школе/вузе, благосостоянием родителей, качеством
питания, условиями для занятий физкультурой и спортом, доступностью медицинской помощи.
Знания о здоровье
человека, среды его проживания, умения
и навыки по их сохранению, превращаются из цели обучения в средство развития личностных качеств человека, т.е. формируют культуру здоровья, имидж здоровья и здорового образа/стиля жизни.
Очевидно, что это достижимо только
системой здоровье
сберегающего образования при использовании различных
психологических, педагогических, информационных технологий, включающих социокультурные, креативные и инновационные подходы,
объединенные единой
здоровье ценностной сущностью.
Список литературы
1. Андреев
А.А. Некоторые проблемы педагогики в современной информационно-образовательной среде //Телекоммуникации и информатизация образования. -2002.6.25-38.
2. Колесникова И.А. Гуманизация образования.-Санкт-Петербург.1994.37-45.
3. Максимова В. Н. Акмеологическое проектирование образовательных систем
//Акмеология.2002.1-2.36-41.
4. Петленко
В.П. Этюды валеологии: здоровье
как человеческая ценность.Санкт-Петербург.1999.53-65.
5.
Психология здоровья /Под ред.Г.С.Никифорова.
Санкт-Петеребург.
Издательство
С-Петербургского университета.2000.10-84.
6.
Романцов М.Г. Здоровье
сохраняющее образование – новое качество
обучения ХХI века. Санкт-Петербург. Издательство С-Петербургского университета.2000.5-14.
7.
Царевский Л.П., Алалыкина Н.Н. Здоровье
сохраняющее образование: инновационные, креативные
и социокультурные аспекты.
Москва.РУСАКИ.2003.11-41.