Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗДОРОВЬЕ - СБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МОДУЛЮ «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Подготовка специалиста в педагогическом вузе должна начинаться с формирования интегративных представлений о человеке, основанных на основополагающих принципах - системности, целостности, гуманизме, создавая базу для изучения дисциплин, рассматривающих человека в конкретных сферах его жизнедеятельности, таких как труд, семья, политика, экология, образование, культура. Важным фактором здесь является качество жизни и здоровье [7].

Качество образования зависит от качеств педагога, сформированных в процессе его профессиональной подготовки. Формирование и укрепление здоровья задача не столько медицинская, сколько всей системы обучения и воспитания. Педагог, занимаясь воспитанием человека, обязан изучать механизмы формирования психосоматического здоровья, закладывая установки на ценность здоровья, на разумность и целесообразность формирования мотиваций к здоровому образу жизни [5,6].

Прав В.П. Петленко, считая, что понятие «здоровье» имеет комплексный характер, причем, понимание здоровья как многокомпонентного явления зависит от культуры человека и его знаний. Уместно сказать, что каждый образованный человек, должен иметь представление о своем организме, об особенностях его строения и функциях различных органов и систем, об индивидуально-психологических особенностях личности, о способах и методах коррекции своего состояния, физической и умственной работоспособности. Комплекс характеристик мотивационно-потребностной основы жизнедеятельности составляет «нравственное здоровье»; основу этой компоненты здоровья человека определяет система ценностей, установок, мотивов поведения индивида в социальной среде, определяясь духовностью человека, его воспитанием и знаниями. Основной школой жизни для человека остается семья, выполняющая демографическую, педагогическую, валеологическую и экономическую функции. «Семейный иммунитет» является основной социально-педагогической силой, защитной функцией от всех «социальных вредностей» [4].

Акмеология образования, изучая закономерности и механизмы развития человека, видит сущность воспитания в целостном развитии человека в процессе самореализации на всех ступенях его образования, а в качестве ведущих ценностей и ориентаций рассматривает:

q Жизнь и здоровье человека, его работоспособность и здоровье общества в целом;

q Гуманистические ценности и качества личности, влияющие на нравственный потенциал всего общества;

q Труд и трудолюбие;

q Образование и культуру, без них невозможны научно-технический прогресс общества и духовное богатство народа;

q Гражданственность, патриотизм, национальную безопасность государства.

Совокупность названных ценностей создает общий потенциал развития и жизнеспособности каждого человека и общества в их взаимосвязи [3].

Современная педагогическая практика требует технологий, позволяющих человеку в системе социальных отношений адаптироваться. Основой современных технологий является дидактический принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную траекторию социального развития обучающегося, включение его в различные виды деятельности. Педагогические процессы происходят в педагогической системе, элементами которой являются блоки, названия которых логично вытекают из поставленных исследователем вопросов, а именно: кто учит, кого учат, чему учат, с помощью чего и как учат (Рисунок 1) [1].


Владея психолого-развивающими и валеологическими технологиями обучения, педагог может предупредить и скорректировать дефекты возрастного и личностного развития. Валеологическая грамотность будущего преподавателя (профессиональные компетенции в области психологии здоровья) представлены в Табл.1.




 

Грамотность выпускника педагогического факультета в области психологии здоровья


Таблица 1




Раздел модуля по психологии здоровья

Контролируемые профессиональные компетенции

 

1. Вступление - проблемная лекция

Научные основы здоровье

Иметь представление о здоровье, его уровнях и факторах, определяющих здоровье. Охарактеризовать признаки здоровья. Иметь представления и здоровом образе и качестве жизни. Знать критерии психического, физического и нравственного здоровья




 

сбережения

Уметь охарактеризовать предмет объект здравоведения.

 

2. Здоровье как системное понятие с позиций психолога

Охарактеризовать   особенности здоровья человека на разных уровнях его жизнедеятельности. Здоровый образ жизни - описать его характеристики. Уметь объяснить элементы «пародкса нервно- психической эволюции», описанного Давиденковым.

 

 

 

3. Психология здоровья с позиций психолога

Знать понятийный аппарат психологии здоровья, определение и признаки здоровья. Уметь охарактеризовать цели и задачи дисциплины. Описать цветок потенциалов. Перечислить критерий здоровой личности и дать ей характеристику. Оценить актуальность изучения психологии здоровья и перечислить задачи специалиста по психологии здоровья.

Уметь провести анкетирование состояния и самочувствия здоровья, обработать анкеты и сделать заключение.

 

 

4. Психология здоровья с позиций социолога

Охарактеризовать подходы к пониманию здоровья

с позиций социолога. Дать характеристики психического здоровья. Дать характеристику и трактовку понятия «качество жизни». Уметь провести анкетный опрос, обработать результаты тестирования и сделать заключение по опроснику.

5. Здоровье как жизненная ценность

Дать характеристику здоровья с позиций понятия благополучие.

Характеристика составляющей отношения к здоровью. Место здоровья в структуре ценностей. Описать элементы дискомфорта.

6. Психология развития человека (особенности личности в школьном, подростковом и

юношеском периоде)

 

Знать особенности личности младшего, школьного, подросткового и юношеского возраста.

7. Профилактические прививки

«ЗА и ПРОТИВ»

Ориентироваться в национальном календаре прививок. Уметь аргументировать и обосновывать необходимость их проведения, знать возможные нежелательные реакции на вакцинацию.

 

К возможностям, предупреждающим разрушение здоровья, относятся:

q Изменение образовательного поля на уровнях технологий, содержания, структуры образовательного процесса, что обеспечивает высокую мотивацию образования и сохранение здоровья, а также новое сознание, новое отношение к учащемуся: не ценность знаний, а ценность здоровья;

q Развитие «культуротворческой и здравотворческой» концепции образования. Аспект инновационной стратегии развития образования определяется его валеологической сущностью, одним из императивов которой являются адаптивная природа образования в контексте парадигмы «здоровье человека-здоровье общества- здоровье природы».

Валеологическое образование-личностно-ориентированный на всех этапах процесс благоприятный для формирования культуры здоровья, которая должна:

q Формировать мышление, ориентированное на здоровый образ жизни;

q Воспитывать авторитет семьи как основного социального  института, формирующего здоровье индивидуальности;

Современной педагогике необходим критерий, определяющий идею профессиональной ценности – идею созидания Человека. Изучая опыт гуманизации образовательных систем, интегрирующих «идею созидания Человека» И.А. Колесникова выделила критерии гуманизации (развитие ценностных ориентаций, профессиональных установок), логика движения которых ориентирована в сторону работы с Человеком, а личностно-гуманная ориентация остается базовым компонентом в структуре профессиональной компетентности. Понимание Человека - мера целесообразности любой педагогической системы, любой педагогической деятельности. Основой обучения является гуманитарный стиль мышления [2].

Ведущим компонентом является медико-педагогическое обучение посредством создания мотиваций и условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности посредством медико-педагогического воспитания. Эффективная реализация этого обучения ведет к формированию   «культуры здоровья»- заинтересованности в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, раскрытие резервных возможностей человека и формирование навыков ведения здорового образа жизни.

Решение задач здоровье сохраняющего образования сводится к реализации единой системы междисциплинарного направления, ориентированного на понимание и решение проблем взаимодействия человека и окружающей среды, формирование ответственности к своему здоровью и окружающей среды. Основная цель такого образования - формирование культуры здоровья, посредством повышения здоровья сохраняющей компетенции, поддержание развития личности с выраженным полифункциональным профилем [1].

Отсюда целесообразно выделить здоровье - сохраняющее образование (здоровье посредством образования, через образование) как новое качество обучения, формирование здоровье ценностного мировоззрения как универсального защитного приспособительного механизма, как индивида, так и общества в целом. Очевидно, что овладение системой знаний о здоровье и здоровом стиле (образе) жизни как индивидуальная компетентность не исчерпывается медико-биологическим и социокультурным знанием (можно знать, но не уметь). Здоровье – сохраняющее образование инициирует перемены, направляет людей на непрерывное приобретение умений, навыков использования разнообразных принципов и подходов здоровье сохраняющих и здоровье укрепляющих технологий, т.е. тот опыт, который приобретает человек в образовательно-оздоровительной среде.

Таким образом, осуществляется переход от образовательно-педагогической формации здоровье просвещения к образовательно-педагогической формации формирования здоровье сохранного человека.

Задача педагога сделать максимально эффективными специфические навыки и умения по сохранению и укреплению здоровья каждого обучающегося. Одним из важнейших компонентов здоровье сохраняющего образования выступают требования к педагогу, в этой связи целесообразно определять уровень профессиональной мотивации студентов и слушателей, а в процессе образования использовать деятельностный подход, что активизирует как сам познавательный процесс, так и познавательную активность индивида.

В дидактическом плане здоровье сберегающая деятельность имеет личностно-ориентированную гуманистическую направленность. Это полифункциональная модель учебного заведения с проектированием и конструированием дидактических моделей здоровья, здорового образа/стиля жизни в зависимости от требований потребителей образовательных услуг.

Выше изложенное, нашло свое подтверждение в Российской национальной стратегии действий в интересах детей (по вопросам укрепления здоровья детей и подростков). Здоровье подростков определяется множеством факторов: атмосферой в семье, в школе/вузе, благосостоянием родителей, качеством питания, условиями для занятий физкультурой и спортом, доступностью медицинской помощи.

Знания о здоровье человека, среды его проживания, умения и навыки по их сохранению, превращаются из цели обучения в средство развития личностных качеств человека, т.е. формируют культуру здоровья, имидж здоровья и здорового образа/стиля жизни. Очевидно, что это достижимо только системой здоровье сберегающего образования при использовании различных психологических, педагогических, информационных технологий, включающих социокультурные, креативные и инновационные подходы, объединенные единой здоровье ценностной сущностью.

 

Список литературы

1.     Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современной информационно-образовательной среде //Телекоммуникации и информатизация образования. -2002.6.25-38.

2.     Колесникова И.А. Гуманизация образования.-Санкт-Петербург.1994.37-45.

3.     Максимова В. Н. Акмеологическое проектирование образовательных систем //Акмеология.2002.1-2.36-41.

4.     Петленко В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность.Санкт-Петербург.1999.53-65.

5.     Психология здоровья /Под ред.Г.С.Никифорова. Санкт-Петеребург. Издательство С-Петербургского университета.2000.10-84.

6.     Романцов М.Г. Здоровье сохраняющее образование – новое качество обучения ХХI века. Санкт-Петербург. Издательство С-Петербургского университета.2000.5-14.

7.     Царевский Л.П., Алалыкина Н.Н. Здоровье сохраняющее  образование: инновационные, креативные и социокультурные аспекты. Москва.РУСАКИ.2003.11-41.