Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА (НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ)

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Подготовка будущих архитекторов в вузе направлена на обучение организации материально- пространственной среды. В этом процесс важным является знание композиционно-художественных закономерностей, стилевых особенностей, конструктивно-художественной логики построения частей и целого в архитектуре. Будущий зодчий должен научиться видеть форму в пространстве, уметь соединять простые формы в сложное тело, постигая закономерности формообразования объекта и его взаимосвязь с другими элементами материально-пространственной  среды.

В этой связи одной из важных сторон личности архитектора является развитое объемно-пространственное мышление. «Мышление, как отмечает художник –педагог В.С. Кузин, - есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей» [1, с. 149.]

В архитектурном образовании формирование объемно-пространственного мышления осуществляется целым рядом дисциплин: проектирование, начертательная геометрия, рисунок и др.

Рисунок является основой всякого  изображения, а в профессии архитектора он является его языком, присутствуя при разработке в эскизе замысла, детализации архитектурных форм проекта. Это первый и начальный этап в создании архитектурного сооружения, ансамбля площади, улицы. Рисунок является важным и необходимым элементом творческого процесса. Он должен быть наглядным, максимально дающим представление об архитектурном объекте.

Требования, предъявляемые к содержанию и форме рисунка архитектора, определяют характер обучения рисунку, где главным является конструктивная ясность, пропорциональность, понимание логики формообразования. В связи с этим, мышление студентов в обучении рисунку направляется на познание и осмысление закономерностей формообразования предметов в пространственной среде. Понимание общности в строении многообразных объектов действительности, как форм, состоящих из комбинации геометрических тел и отличающихся друг от друга преимущественно пропорциями и расположением в пространстве, дает возможность создавать изображения логически осмысленными и более качественными по художественному решению. Гармоничное соединение логического и художественного компонентов мышления позволит, по нашему мнению, обеспечить профессионально-ориентированный подход к преподаванию данной дисциплины и направить образовательный процесс от изобразительной познавательно-творческой деятельности в архитектурную познавательно-творческую деятельность [2].

Для развития понимания формообразования предметного мира при обучении рисунку целесообразно акцентировать внимание на его конструктивно-структурной логике. Это позволяет учить не просто передаче в рисунке внешнего сходства изображаемого и реального объекта, а видеть и отображать на плоскости его внутреннее строение.

Работа над изучением и передачей конструктивной основы объектов действительности начинается с линейно-конструктивного рисунка [3, с.82] абстрактных геометрических форм. Она создает базу для понимания строения сложных объектов (голова и фигура человека, архитектура и ее окружение) как комбинаторики простых геометрических форм. Выполняя построение куба, шара, цилиндра, призмы и других простых форм на основе линейной перспективы, студенты делают ряд сечений, позволяющих раскрыть конструктивную основу объекта изображения. Они усиливают трехмерную пространственную характеристику объемной формы. После освоения пространственной характеристики геометрических форм, убедительней и логически обоснованно протекает работа над передачей конструкции сложных, комбинированных форм.

Обучение структурно-конструктивному рисунку наиболее сложное. Значительно проще создавать изображения, основывающиеся на передаче характера и пропорций видимых частей формы, а затем объем создать с помощью тона. Такой рисунок, если он качественно выполнен, «смотрится» красиво, но в большинстве случаев является показателем уровня техничности и развития чувства пропорций. Понимание общности в формообразовании объектов окружающей действительности и умение передавать эту закономерность в изображении данный подход не обеспечивает в должной мере. Это обстоятельство является принципиальным для будущих архитекторов, для которых познание и осмысление конструкции и структуры трехмерной формы в пространстве является стержнем учебно-творческой и профессиональной деятельности. В данном контексте понимания проблемы архитектурного образования структурно-конструктивный рисунок, по нашему мнению, позволяет эффективно формировать необходимое для будущего архитектора объемно-пространственное мышление.

Развивать объемно-пространственное мышление на занятиях по рисунку, мы предлагаем не только при выполнении базовых учебных академических работ, а и через специальные упражнений по рисованию архитектуры, которые предлагается выполнять при изучении основных тем программы. Главным образом они направлены на развитие видения трехмерной формы в пространстве, понимание логики формообразования объектов, а также способствуют более тесной связи со спец дисциплинами.

Данные упражнения нами рекомендуется выполнять на всех курса при изучении дисциплины «Рисунок». Первый курс:

1.     Рисование геометрических тел с конструктивным и тональным решениями, как с натуры, так и по представлению.

2.     Рисование геометрических тел по представлению в разных ракурсах с передачей конструкции и тона.

3.     Изучение конструктивных закономерностей объектов через выполнение в данных формах вырезок.

4.     Рисование архитектурной композиции из геометрических форм путем прибавления и вычитания объемов.

5.     Составление из геометрических объемов простого по строению архитектурного объекта (одноэтажный дом).

 

Второй курс:

1.      Выполнение зарисовок сложного здания с разных точек зрения с целью нахождения интересной формы, ракурса, точки и уровня зрения.

2.     Конструктивный анализ выбранного архитектурного объекта путем вычленения из него простых геометрических тел и их рисования с учетом одной точки и уровня зрения.

3.     Выполнение длительного линейно-конструктивного рисунка здания на основе выбранного в зарисовке ракурса и анализа его структуры через прорисовку основных объемов.

Третий курс:

1.     Зарисовки архитектурного пейзажа с глубоким пространством.

2.     Выполнение длительного линейно-конструктивного рисунка выбранного мотива.

Изучение пространственных явлений начинается с анализа отдельного, абстрактного геометрического предмета. У студентов сначала формируется представление о форме данного геометрического тела, его конструкции, перспективном изменении его формы. Для передачи иллюзии глубины пространства, удаленности и объемности предметов применяется линейная и воздушная (тональная) перспектива. Умение видеть предмет, определять его форму и пропорции, его положение в пространстве приобретается в результате длительного обучающего процесса.

Следующим этапом является освоение пространственных отношений между предметами. Происходит изучение геометрального пространства, которое раскрывается на композиции из геометрических тел. Здесь соотносятся группы предметов по принципу единства точки зрения, осуществляется знакомство с различными изобразительными системами и приемами организации пространства и понимание их как средств художественно- композиционной выразительности.

Далее предлагается рисование более сложных объектов, которые состоят из комбинации простейших геометрических форм.

Затем студенты подходят к изображению закрытого и  открытого пространства, используя знания об отдельных предметах и взаимоотношениях между ними. Здесь акцентируется внимание на организации пространства по законам линейной и тональной перспективы. Продолжается обучение осмыслению пространственных явлений, заполнение поверхности листа изображением его элементов по горизонтали и вертикали, расположением оснований более близких предметов на бумаге ниже, чем удаленных, изображение близких предметов крупнее, передача моментов загораживания одних предметов другими, понятие об изменении пространства по глубине.

На основе данной методики было установлено, что навыки передачи пространственных явлений на плоскости приобретаются студентами на основе освоения различных пространственных качеств. Можно выделить несколько уровней освоения пространства на плоскости по степени усложнения приемов передачи пространственных характеристик.

Первый – включает вопросы, связанные с освоением пространства листа бумаги по вертикали и горизонтали, пространственных явлений с учетом законов перспективы, а также объема предметов с помощью светотени. Для этого уровня характерно фрагментарное изображение (ограничение поля зрения). Здесь определяется способность к ограничению поля зрения, умение вычленить из общего частное, наиболее существенное. Студент вычленяет некую часть пространства, которая по своему предметному составу и смысловому содержанию представляет нечто целое. Изображение предметов выполняется с учетом горизонта, границ излома вертикальной и горизонтальной поверхностей. В рисунках этого уровня комбинируется  вид спереди с видом сверху, предметы изображаются с приподнятыми горизонтальными плоскостями.

Второй уровень включает вопросы, связанные с соблюдением единой точки зрения в изображении групп предметов, когда весь рисунок объединяется по содержанию и с единой для всех предметов композиции точкой зрения. К этому уровню относится передача на плоскости перспективных явлений и объемности изображения как в отдельных предметах цилиндрической и призматической форм, так и их вместе в группе, как единого целого организма.

Третий уровень овладения студентами передачей пространства на плоскости объединяет вопросы, связанные с передачей перспективных (глубинных) явлений, как: иллюзорное уменьшение предметов в зависимости от их пространственного расположения (дальше – меньше, ближе – больше); моменты загораживания; размещение предметов по принципу расположения оснований предметов (ближе – ниже, дальше –    выше); учет линии горизонта; передача границ излома плоскостей и учет данной границы при изображении предметов на соответствующих поверхностях; передача пространства с помощью тональной перспективы.

Таким образом, данные качественные уровни связаны с овладением навыками передачи пространственных явлений на плоскости и отображают требования к преподаванию рисунка.

Из вышеизложенного следует, что позитивный характер развития личностно-профессионального потенциала в структуре подготовки архитектора в вузе на занятиях по рисунку возможен, если:

·       систематически рисовать архитектурные объекты с натуры и по представлению в разных ракурсах и различной степени конструктивной сложности;

·       выполнять рисунки по представлению на комбинаторику и пространственное структурирование вначале абстрактных, а затем и сложных архитектурных форм;

·       осуществлять работу над изображением объектов действительности на основе передачи конструктивной основы форм как комбинации простых геометрических тел со сквозной прорисовкой их частей и выполнением необходимых для этого сечений;

·       включать задания по  рисованию геометрических форм на вычитание и прибавление объемов, как вариантов конструирования по представлению архитектурных объемов;

·       применение компьютерных технологий для моделирования предметов и композиций в пространстве;

·       использовать знания и умения по макетированию, архитектурному проектированию, начертательной геометрии как возможность понимания конструктивно-художественной логики формы.

 

Список литературы

1.     Кузин, В.С. Психология. М.: Высшая школа. – 256 с.

2.     Мамугина, В.П. Рисунок в высшей архитектурной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2014. - № 1 (129). – С. 38-44.

4.     Ли, Н. Основы учебного академического рисунка. М.: Изд-во Эксмо, 2013. – 480 с.