Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛОГИСТИКА ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Аннотация.

В статье предпринята попытка обоснования необходимости использования  логистического подхода  в целях диффузии дидактических инноваций с компьютерной поддержкой. Показана целесообразность интеграции логистического и кластерного подходов с целью продвижения в образовательную практику продуктов инновационной компьютерной дидактики. Обосновано сомнение в достижении этой цели вследствие жѐсткой регламентации направлений информационных потоков и их содержательного наполнения, что характерно для системы образования, где нет места конкуренции инноваций и отсутствует свободный рынок педагогической продукции.

Для обоснования проблемы, обозначенной в заголовке статьи, приведѐм несколько примеров из практики инновационной деятельности кафедры информационных систем и технологий в образовании Кубанского государственного университета (ИСиТО КубГУ).

1.Пример первый. В 2006 г. Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) проводил конкурс «Проект «Информатизация системы образования» (ELSP/С1/Gr/001_001). На первом этапе планировалось реализация направления «Разработка инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования» с объѐмом целевого финансирования 3 800 000 долларов США (инвестиционный кредит № 4726-RU Международного банка реконструкции и развития). В Положении о конкурсе указывалось: «Основная идея Проекта состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений общего и начального профессионального образования».

Наша команда, преподаватели и аспиранты Кубанского государственного университета, направила в адрес организаторов конкурса материалы двух проектов на тему «Учебно-методический комплекс на основе технологического учебника» (по математике и физике). Оба проекта заняли в общем конкурсе первые места. Характерно, что в рецензии НФПК на наши проекты не содержалось ни одного критического замечания. В рецензии констатировалось: «Концепция ИУМК «Технологический учебник», представленная на конкурс, презентует модель инновационного образовательного проекта, основные элементы которого служат изменению традиционной образовательной среды в области «Математика». Далее перечислялись качества учебника нового поколения: «Главная оригинальность проекта – учебный курс строится таким образом, что его изучение сопровождается преимущественным использованием поисковых и проблемных методов обучения». «Модульная структура учебника с программным приложением обеспечивает педагогические условия для решения ряда актуальных образовательных проблем, связанных с перегрузкой учащихся учебными занятиями, дифференцированным подходом в обучении, использованием межпредметных связей, созданием мотивационной основы учебного процесса». «Учебник функционален, он интегрирует функции учебника, сборника задач, справочника, сборника дидактических материалов, рабочей тетради, функции пособия по мультимедийным дидактическим технологиям». Следовал вывод: «Концепцию целесообразно поддержать в рамках конкурса ELSP/F2/Gr/001-004 «Разработка информационных источников сложной структуры». Казалось бы, при таком одобрении новая модель учебника должна была получить «зелѐную улицу» в педагогическую практику. Однако никакой поддержки и дальнейшего развития наш проект не получил, и бюджетные деньги были потрачены впустую. Тогда мы попытались самостоятельно внедрить практические варианты технологического учебника, но безрезультатно. Получили положительную рецензию Академии наук РФ, а вторым рецензентом был автор, который внедрял в практику свой учебник по этому же предмету. Результат был предсказуем.

А если бы в сфере образования действовала реально (не только теоретически) логистическая цепочка, то ситуация с новой моделью учебника развивалась бы иначе, поскольку принципиальная новизна логистического подхода в системе образования – это организация взаимной связи всех звеньев педагогического процесса – от создателей инновационных продуктов до организаторов мониторинга и внедрения, и также практикующих учителей. Это требует создания специализированных проводящих структур, гармонично организованных и высокоэффективных.

Учитывая процесс формирования глобального инновационного общества, новый закон обобразовании в Российской Федерации указывает на необходимость универсализации структур образования, повышения их мобильности, создания единой глобальной информационной сети системы образования. Реализация этой задачи возможна возможно только при условии решения проблемы интеграции кластерного и логистического подходов. Первый определяет вектор развития образовательных структур в процессе их трансформации из традиционного в инновационный тип посредством создания на первом этапе точек роста – управленческих и предметных кластеров. Цель каждого кластера в создании коллективного инновационного продукта.

Опыт такой деятельности имеется в Кубанском государственном университете, где в рамках научного направления «Инновационная компьютерная дидактика» на авторских компьютерных программах сложной конструкции создаются электронные образовательные ресурсы с участием разработчиков – учителей из разных районов края. Однако для нормального функционирования инновационного кластера необходимо создание логистической  цепочки,  связующей  в  единое  целое  теоретиков,  моделирующих  инновации,  методистов, наполняющих их предметным содержанием, программистов, разрабатывающих программы для ЭВМ, тьюторов, обеспечивающих сетевое взаимодействие участников кластера, диагностов и аналитиков, создающих инструментарий и процедурные модели для мониторинга качества предлагаемых инноваций. Разумеется, центральной фигурой кластера является практикующий учитель, непосредственно использующий конечный результат коллективного труда участников кластера.

Следует отметить, что ещѐ не созданы механизмы, регулирующие протекание информационных и материальных потоков в кластерной среде, да и понятийный аппарат самой образовательной логистики, как новой и сравнительно молодой науки, ещѐ не вполне сформирован. Сегодня логистику определяют как науку, процесс, концепцию и инструмент управления. В области образования на сегодняшний день продолжаются поиски универсального механизма. Мало исследований, раскрывающих специфику работы логистических систем, обеспечивающих гармоничный ход образовательного процесса. Слабо развивается также отечественная практика применения логистики в образовании. В связи с этим на повестку дня выдвигается проблема о необходимости образовательной подготовки в области построения логистических систем и управления логистическими потоками в системе образования. Кроме того, актуален ответ на вопрос о самой возможности реализации логистических концепций и схем в системе образования? Ведь эта область научного знания и практической деятельности зарождалась и развивалась в свободной конкурентной среде, как рыночный механизм взаимодействия экономических и производственных объектов. Но тем не менее сторонники образовательной логистики без опоры на какие-либо прагматические решения создают теоретические основы этого педагогического знания, предлагая концепции, обосновывая понятийный аппарат, выстраивая логистические схемы, в основном, управленческие. Но не менее важно становление логистики и в сфере диффузии педагогических нововведений, как стратегического ресурса развития самой системы.

2. Пример второй. Более 20 лет прошло, как «стартовали» государственные программы информатизации образования. Однако и сейчас на занятиях по программам инновационной компьютерной дидактики (ИКД) нередки случаи, когда преподаватели впервые берут в руки компьютерную мышь. На первом этапе этой компании мы фиксировали колоссальный интерес к технологиям инновационной компьютерной дидактики, особенно среди руководителей школ. Вспоминается случай, когда директор одной из районных школ по поводу технологий ИКД в электронном приложении к нашему журналу говорила: «Я с вашим журналом танцевала по школе «летку-енку», говоря своим коллегам «Вот как надо учить детей!» Теперь же интерес к компьютерным учебным инновациям резко упал, поскольку главным критерием педагогических достижений стали результаты ЕГЭ, которые в большей мере обеспечиваются не педагогическим мастерством учителя, а деятельностью репетиторов. А как быть тем учителям, которые обучают предметам, не входящим с список ЕГЭ? Что же они обречены на роль «аутсайдеров» в педагогическом сообществе? Например, с кафедрой ИСиТО КубГУ плодотворно сотрудничает учитель физкультуры, один из тех, о которых Л.Н. Толстой писал: «Если учитель любит детей, он уже учитель. А если он ещѐ знает свой предмет, то он бесценный клад». Наш «бесценный клад» создал совершенно уникальные электронные ресурсы для компьютерной поддержки обучения своему предмету. Однако эти инновационные интерактивные материалы, к сожалению, внедрились в практику только самого новатора, никто из профессионального сообщества не пожелал их использовать, так как это требует небольшой специальной подготовки в области программной среды HTML, и кроме того, никак не стимулируется и не поощряется высшим руководством. Подобных примеров не востребованности ценных учительских разработок можно привести множество. Отсюда следующая проблема – система образовательной логистики должна развиваться не только в теоретическом плане, но и создавать структуры, выполняющие функции диагностики, апробации и реального практического (а не только для отчѐтов) внедрения педагогических инноваций.

Поэтому образовательную логистику можно определить как науку и  практику о планировании, управлении и контроле аккумулирования, транспонирования информационных потоков, отражающих инновационные процессы в сфере образования, а также  других материальных и нематериальных операций, совершаемыхс целью перманентного совершенствования учебно-воспитательного процесса, включая в эту среду полезные результаты индивидуального педагогического творчества и механизмы их доведения до структурных подразделений системы на всех уровнях еѐ организации в соответствии с интересами и требованиями развития самой системы, используя операции передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

 

Список литературы

1.      Архипова А.И. Механика. Технологический учебник с электронным приложением в программе «Учком» (часть 3. Равноускоренное движение)// Школьные годы № 56. Научно-методический журнал с электронным приложением. Краснодар, 2014.

2.      Гаджинский А.М. Логистика: учебник. М.: Дашков и К, 2007.

3.      Грушевский С.С. Содружество школы и вуза как фактор профессиональной успешности// Школьные годы № 50. Научно-методический журнал с электронным приложением. Краснодар, 2013. С. 11-18.

4.      Грушевский С.С., С.П. Седых. Модель технологии экспресс обучения  созданию учебных материалов инновационной компьютерной дидактики // Школьные годы № 54. Научно-методический журнал с электронным приложением. Краснодар, 2014. С.3-9.

5.      Грушевский С.С., А.И. Архипова. Модификация программной составляющей ресурсов инновационной компьютерной дидактики // Школьные годы № 55. Научно-методический журнал с электронным приложением. Краснодар, 2014.

6.      Денисенко В. А. Основы образовательной логистики. Калининград: КГУ, 2003.