Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Цель работы: изучить влияние физкультминуток на работоспособность детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.


Материалы и методы исследования:

1.   Анализ расписания занятий учащихся;

2.   Определение устойчивости внимания по таблицам Анфимова и модифицированному варианту методики Ландольта (корректурная проба). Исследования проводились в середине учебной недели (среда) в соответствии с научными данными, что пик работоспособности учащихся приходится на среду и четверг [1];

3.    Реакция пульса на физическую нагрузку (20 приседаний) была исследована для оценки адаптационных способностей сердечно-сосудистой системы младших школьников;

4.   Анализ успеваемости учащихся.

Обследовано 28 школьников 10-11 лет одной из средних общеобразовательных школ г. Ижевска в начале и в конце учебного года.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализируя расписание занятий учащихся четвертого класса, были выявлены серьѐзные нарушения в его составлении. Так в понедельник учащиеся находились в школе в течение пяти уроков (не учитывался период врабатывания), причѐм такие трудные уроки, как чтение и английский язык стояли в расписании последними уроками, когда возрастает утомляемость и снижается работоспособность, тогда как музыка стояла первым уроком. В пятницу уроки чтения и математики проводились после физкультуры третьим и четвертым уроками, и поэтому являлись неэффективными: учащиеся после активных физических упражнений были пассивными на последующих уроках [3].

Как показали исследования М.М. Безруких (2005), в недельной динамике работоспособности у школьников отмечаются следующие периоды: понедельник - врабатывание, вторник, среда - оптимум, в четверг повышается напряжение и снижается эффективность работы (растет еѐ физиологическая «цена»), в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели [4].

Дневная динамика работоспособности также дает достаточно чѐткую картину. Первый урок - врабатывание, второй, третий - оптимум, на четвѐртом повышается напряжение и снижается качество усвоения материала, а пятый урок в начальной школе неэффективен.

При анализе расписания можно выделить «лѐгкие» и «трудные» уроки. Под трудностью мы понимаем объективное свойство урока, включающее конкретный объѐм знаний, умений, навыков, а также утомляемость, показывающую «функциональную стоимость» урока для каждого ученика. Чѐтких педагогических критериев оценки трудности урока нет [5].

На основе этого перечня оценок было составлено новое расписание, которое соответствовало дневной и недельной динамике работоспособности младших школьников [6].

В школе приходится подолгу заниматься сидя, сохранять на уроке неподвижность. Такая статическая нагрузка трудна для детей в силу особенностей их физиологического развития. Снижение естественной двигательной активности ведет к уменьшению потока раздражений, которые возникают во время движения и воспринимаются нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, зрительными и слуховыми анализаторами, идущими к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого у детей понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, нарушается осанка, ухудшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А значит, ослабляется организм в целом.

Избежать отрицательные явления гиподинамии помогает, в частности, активный отдых. Физкультминутки (ФМ) обеспечивают отдых не только скелетным мышцам, но и клеткам центральной нервной системы. Многочисленные научные исследования убедительно доказали, что ФМ - эффективный и легко выполнимый способ поддержки работоспособности школьников на уроках [2]. Чтобы ФМ оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и упражнения, улучшающие мозговое кровообращение.

Нами были разработаны комплексы упражнений для проведения ФМ как на уроках, так и, что не менее важно, на переменах. Каждое упражнение направлено на снятие утомления с  конкретных физиологических систем, наиболее нагружаемых в процессе учебной деятельности [5]. Для повышения интереса к выполнению упражнений статическая нагрузка чередовалась подвижными играми.

На протяжении учебного года, когда проводился эксперимент, каждый урок включал в себя 2-3 физкультминутки (в зависимости от вида, формы и темы урока), позволяющие учащимся отдохнуть, восстановиться. Сначала ФМ проводились учителем, но со временем дети проводили их самостоятельно (выбирался ученик и проводил ФМ для всего класса). За время проведения эксперимента было проведено 150 ФМ и 90 подвижных игр.

На протяжении формирующего этапа психолого-педагогического эксперимента нами осуществлялось педагогическое наблюдение за учащимися четвертого класса. Были отмечены некоторые изменения в поведении, успеваемости и состоянии (психическом и физическом) детей. К концу второй недели ребята, адаптировавшиеся к новому расписанию и преподавателю, стали активнее вести себя на уроках, были внимательны вплоть до последних минут урока. Вследствие чего темп уроков, успеваемость увеличились.

В начале учебного года выявлено, что внимание детей было неустойчивым, т.к. средний коэффициент продуктивности (по классу) менялся с каждой минутой. Учащиеся трудно включались в работу и быстро утомлялись (на первой минуте выявлен низкий коэффициент продуктивности, который повышался на 2-3 минуте, а на 4-5 минуте устойчивость внимания снова снижалась).

По оценке уровня адаптации сердечно-сосудистой реакции организма младших школьников со стандартной физической нагрузкой (20 приседаний) с оценкой пульса в покое до и после физической нагрузки установлено, что учащиеся относятся к группе относительно здоровых, не занимающихся спортом, т.е. относятся к группе «риска» [6].

В конце учебного года повторно было проведено то же тестирование. Нами были получены следующие результаты:

1.    Несмотря на ещѐ достаточно неустойчивое внимание и трудную включаемость в работу, коэффициент продуктивности увеличился, т.е. при организации образовательного процесса наблюдалось развитие устойчивости внимания учащихся.

2.   Изменения показателей пульса между состоянием покоя и после 20 приседаний стали меньше у 60,7%, у остальных учащихся (39,3%) изменения показателей пульса остались прежними.

При выявлении среднего балла успеваемости по математике и русскому языку за время формирующего этапа психолого-педагогического эксперимента было получено:

1.     У 64,3% школьников повысилась успеваемость по математике, у остальных учащихся успехи по математике остались на прежнем уровне.

2.    У 67,9 повысилась успеваемость по русскому языку, у остальных учащихся успехи по русскому языку оказались на прежнем уровне.

Заключение. В процессе учебной деятельности учитель класса, в котором обучаются дети, должен обращать внимание на организацию образовательного процесса, влияющего на физическое и психическое здоровье младших школьников. Для этого необходимо:

-   знать степень трудности учебного предмета и учитывать это при составлении расписания);

-   учитывать дневной, недельный и годовой уровни работоспособности учащихся;

-     повышать уровень двигательной активности различными рациональными способами (подвижными играми и использованием физкультминуток на уроках),

-     разработанные комплексы упражнений для проведения физкультминуток как на уроках, так и на переменах могут быть использованы на уроках и переменах для учеников 10-11 лет.

При выполнении всех этих рекомендаций к организации образовательного процесса при обучении младших школьников психическое и физическое развитие детей протекает по физиологическим нормам и возрастает качество обучения.

 

Список литературы

1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке./ Под ред. Д.В. Колесова.- М., 1987 - 120 с.

2. Безруких М.М. Особенности организации учебной деятельности детей разного возраста // Здоровье детей.- 2005.- № 19 - С. 13-21

3. Безруких М.М. Понятие о школьных трудностях и школьных факторах риска // Здоровье детей.- 2005.- № 18 - С. 20-25

4. Безруких М.М. Функциональное состояние ребѐнка как показатель эффективности и адекватности учебной нагрузки // Здоровье детей.- 2005.- № 21 - С. 13-16

5. Влияние уровня тревожности на состояние здоровья учащихся начальных классов Красноперова Т.В., Самигуллина Г.З., Калиниченко О.В. // Вестник Всероссийской гильдии протезистов-ортопедов. 2010. № 3 (41). С. 190.

6. Обухова Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников.- М.,1999.- 56с.