Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕОДОЛЕНИЕ БОЯЗНИ ВОДЫ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Многие тренеры, на начальных этапах обучения детей плаванию часто сталкиваются с проблемой отказа своих учеников от занятий, повышенной тревожности и других нежелательных проявлениях в поведении при нахождении в воде. Такое явление называют боязнью воды или одной из форм страха, которые относятся к числу отрицательных эмоций человека (1). Попадание воды в лицо и глаза ребенка – новичка, вызывает неприятные ощущения, а как следствие и скорее покинуть занятие. Давление воды на грудную клетку и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Новичок трет руками глаза, не может погрузить лицо в воду и задержать дыхание даже на пару секунд. В процессе обучения плаванию приходится сталкиваться также с проявлениями страха перед глубиной, перед воображаемой опасностью, боязнью утонуть. Все это может проявляться не только тогда, когда новичок делает первые шаги, но и в период, когда уже получены навыки активного продвижения в воде.

Страх перед глубиной проявляется, например, при первых прыжках в воду с бортика самым простым способом — соскоком ногами вниз. Если прыжок совершается на достаточно глубоком месте, у новичка появляется опасение: как он выберется из глубины после прыжка? Подобные эмоции возникают и тогда, когда обучаемому впервые предлагают проплыть даже небольшое расстояние по глубокому месту. Наблюдались случаи, когда занимающиеся проплывали по мелководью до 100 м без остановок, но не решались проплыть и 10 м там, где глубоко.

На начальных этапах обучения (особенно в самом начале) нужно больше уделять внимание на такие упражнения, которые могут предотвратить проявление нежелательных реакций у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде. Следует применять и специальные упражнения для формирования навыков, предупреждающих возникновение страха перед опасностью на воде и создающих благоприятные условия для освоения плавательных движений. Для повышения результативности процесса обучения на начальном этапе следует соблюдать следующие рекомендации:

-   все упражнения на освоение с водой: погружения, всплывание, лежание на воде, скольжение выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела ребенка, выдохи в воду применять только после овладением скольжением;

-   от каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится над водой, после окончании урока дать домашнее задание — погружать лицо в таз или ванну с водой, установить постепенно увеличивающуюся продолжительность погружения лица в воду от 1—2 до 3—4 с и более;

-   при повторном выполнении погружения, предлагая ученикам открывать глаза под водой и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.

-     если упражнение «поплавок» после 1—2 попыток не получается (новичок, не успев всплыть на поверхность, опускает ноги и встает на дно), нужно прекратить его выполнение так как часто дети испытывают неприятное (кажущееся) ощущение опрокидывания вниз головой, что может вызвать появление чувства страха, упражнение «поплавок» заменяется упражнением в доставании дна рукой или руками, стоя на глубине по пояс или грудь, в этом случае выталкивающее действие воды также будет ощущаться;

-    первые попытки в лежании на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик, приняв горизонтальное положение, отпустить на несколько секунд опору, снова на нее опереться, а затем снова отпустить;

-      при выполнении скольжений на груди с первых же попыток новичкам предлагают обычно вытягивать руки вверх, кисти одна над другой, при этом создается хорошо обтекаемое положение, но может нарушиться равновесие по продольной оси тела, при этом тело новичка, начав скольжение, заваливается на бок и он прекращает упражнение, чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немного расставить ноги (2);

-     начальные упражнения в скольжениях нужно делать по направлению к бортику (берегу) или протянутым навстречу рукам партнера, что также поможет избежать появления у новичков боязни водного пространства, расстояние для скольжений устанавливаются в соответствии с возможностями занимающихся;

-     для совершенствования скольжения нужно в дальнейшем применять упражнения, способствующие умению нарушать и восстанавливать равновесие тела (например, за счет изменения положений рук);

-   упражнения по лежанию и скольжению на спине вначале выполнять труднее, чем на груди, когда лицо обращено вверх, ухудшаются условия ориентировки на воде, поэтому в начале обучения желательна помощь партнера, а упражнения лучше выполнять вдоль берега, рядом с бортиком или стенкой, которые могут служить ориентиром;

-    совершенствование скольжения на спине проводится по тому же принципу, как и на груди, следует помнить, что перемещение руки или рук вверх (т. е. на пояс, на затылок, над головой), вызывает последовательное увеличение затруднений в сохранении положения тела на воде, самое легкое положение на спине для новичка — руки вдоль туловища;

-     после освоения новичками движений ногами и руками, правильного дыхания на воде и первых попыток самостоятельного плавания можно начинать изучение плавания в вертикальном положении, всплывание с сохранением вертикального положения тела выполняется у бортика на глубине примерно равной росту занимающихся с руками, вытянутыми над головой, держась за бортик, принять вертикальное положение, после глубокого вдоха, задержав дыхание, погрузиться у стенки бассейна, вытянув над головой руки. Повторяя погружения, отпускать бортик и всплывать у стенки, сохраняя вертикальное положение, после погружения слегка оттолкнуться от бортика и, отпустив его, продолжать погружение до касания дна ногами и снова всплыть у стенки, всплывая в вертикальном положении, сначала отталкиваться от дна ногами, а потом всплывать без толчка;

-    далее осваивается плавание в вертикальном положении с уменьшением поддерживающих движений: вначале, удерживаясь за счет движений ногами и руками, поднимать над водой поочередно кисть одной руки на 2—3 с, продолжая поддерживающие движения ногами и другой рукой; постепенно увеличивать время сохранения такого положения; затем пробовать поднимать над водой кисти обеих рук, удерживаясь только за счет движений ногами; усложнять это упражнение, поднимая одну, обе руки над водой;

-      последовательность при изучении плавания с изменениями положения тела такая: перейти в вертикальное положение из плавания на груди, удержаться на несколько секунд, снова перейти в положение на груди и плыть дальше, все эти действия выполняются без касания опоры ногами и руками. То же из плавания на спине. Из плавания на груди переход в вертикальное положение, переход в плавание на спине, при выполнении всех упражнений необходима надежная страховка;

-   при изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянув колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким; затем ноги следует вытянуть (положение «солдатиком») и, погрузившись в глубину, выйти на поверхность самостоятельно, помогая движениями рук и ног, то же, принимая после всплывания положение на груди или на спине и проплывая заданное- расстояние.

-     увеличивая постепенно расстояния, новичкам нужно давать плавать изученными способами и на глубоких местах (вначале на небольшие расстояния и страхуя их), изменения в положении тела в воде, разученные вначале отдельно, в дальнейшем можно вводить как задание во время плавания на расстояние.

Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха. Кроме того, параллельно с этим решаются задачи воспитания у начинающих пловцов уверенности в успешном применении освоенных навыков.

 

Список литературы

1.     Бетехтин Ю.О. Методика идентификации признаков водобоязни у не умеющих плавать // Молодёжь, здоровье, физическая культура и спорт в современных условиях: материалы Всероссийской научно- практической конференции, Смоленск: СГУ, 2008. -С. 24-27.

2.     Куземко Юлия Владимировна. Педагогическая технология развития эмоционально-волевой устойчивости у студентов вузов (На примере физической подготовки): Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2002. - 174 c.