Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ШКОЛАХ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ МАТЕРИАЛЬНО-СПОРТИВНОЙ БАЗОЙ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

В одной из последних своих работ [3], мы отмечали, что среди основных задач, стоящих в настоящее время перед современной школой и перед каждым учителем, нет более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной учебной работе, т. е. формировала бы положительное отношение школьников к учебному процессу, к учебному предмету, в частности «Физическая культура». Очевидно, что без такого отношения деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Вместе с тем, можно полагать, что отношение к предмету физическая культура у школьников, обучающихся в школе с современной материально-технической базой выше, чем у школьников школ, менее оснащённых спортивным оборудованием и инвентарём, что и является предметом рассмотрения данной статьи.

С целью выявления влияния уровня материально-спортивной базы на отношение школьников к предмету «Физическая культура» исследование проводилось в лицее № 1 и средней общеобразовательной школе (СОШ) № 27 г.Петрозаводска. Характеристика материально-спортивной базы лицея № 1: 3 больших спортивных зала, 1 малый спортивный зал, зал единоборства, зал хореографии, тренажёрный зал, 2 бассейна, 2 стандартные спортивные площадки, нестандартное оборудование, лыжная база. Характеристика материально-спортивной базы СОШ № 27: 1 большой спортивный зал, 1 малый спортивный зал, 1 спортивная площадка, лыжная база.

В этой связи мы условно отнесли лицей № 1 к учебным учреждениям с более высоким уровнем материально-спортивной базы, а школу № 27 – с относительно низким уровнем материально-спортивной базы.

Для изучения отношения школьников к уроку физической культуры применялось анкетирование, в частности методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой и предназначенная для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения [1]. Анкетирование школьников проводилось в феврале-марте 2015 года. В опросе приняли участие 282 школьника выпускных классов разных возрастных групп: из 4-х классов лицея № 1 – 89 чел., школы № 27 – 48 чел.; из 9-х классов – 51 и 38 чел. и из 11-х классов – 22 и 34 чел. соответственно.

В ранее опубликованной работе [2] нами отмечалось, что уровень развития материально-спортивной базы школы положительно отражается на отношении школьников к предмету «Физическая культура» в большей мере в начальной школе, чем в среднем и старшем звене общеобразовательной школы. Однако представляется теоретически и практически значимым выявление структуры мотивов, обусловливающих отношение школьников к данному учебному предмету.

В Табл.1–3 представлены иерархии изученных мотивов отношения школьников к предмету «Физическая культура» в учебных учреждениях (лицей № 1 и СОШ № 27), различающихся материально-спортивной базой. Все доводы-мотивы в каждой возрастной группе разделены на три части (по семь в каждой): в первой части представлено число школьников (в %) с наибольшим положительным отношением к предмету «Физическая культура», а в третьей части число школьников (в %) с наименьшим положительным отношением к предмету

«Физическая культура».

При анализе данных опроса, представленных в Табл.1-3, обнаружено, что наибольшее число (70 - 95%) школьников выпускных (4-х, 9-х и 11-х) классов как в лицее № 1, так и в школе № 27 выбрали следующие мотивы: предмет занимательный; просто интересно; нравится, как преподает учитель; предмет легко усваивается. Мотивы, которые выбрали наименьшее число (0 - 40%) школьников данных классов: родители считают этот предмет важным; предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире; знания по предмету необходимы для поступления в институт; предмет нужен для будущей работы.

Таблица 1 Число школьников 4-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»

№ п/п

 

Люблю предмет, потому что

Лицей № 1

Школа № 27

n=89

n=48

1

предмет занимательный

94,4

95,8

2

просто интересно

94,4

91,7

3

нравится, как преподаёт учитель

93,2

93,7

4

получаю удовольствие при его изучении

93,2

77,1

5

требует наблюдательности, сообразительности

86,5

75,0

6

данный предмет интересен

83,1

89,6

7

учитель интересно объясняет

82,0

54,2

8

у меня хорошие отношения с учителем

78,6

56,2

9

предмет легко усваивается

77,5

83,3

10

интересны отдельные факты

74,1

58,3

11

предмет считается выгодным

71,9

41,7

12

учитель часто хвалит

67,4

43,7

13

предмет требует терпения

66,3

72,9

14

предмет способствует развитию культуры

65,2

56,2

15

предмет заставляет думать

59,5

18,7

16

предмет нужно знать всем

53,9

72,9

17

предмет нужен для будущей работы

50,6

70,8

18

товарищи интересуются этим предметом

50,6

31,2

19

знания по предмету необходимы для поступления в институт

41,6

39,6

20

предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

40,5

16,7  

21

родители считают этот предмет важным

30,3

31,2

Примечание. Здесь и в Табл.2 – 6 курсивом выделены доводы-мотивы в %, характеризующие наибольшее число школьников с положительным отношением  к предмету «Физическая культура»; подчеркнутым шрифтом выделены доводы-мотивы в %, характеризующие наименьшее число школьников с положительным отношением к данному предмету.

 

Таблица 2 Число школьников 9-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»

№ п/п

 

Люблю предмет, потому что

Лицей № 1

Школа № 27

n=51

n=38

1

предмет занимательный

84,3

68,4

2

нравится, как преподаёт учитель

76,5

81,6

3

предмет легко усваивается

74,5

76,3

4

данный предмет интересен

68,6

78,9

5

учитель интересно объясняет

68,6

57,9

6

предмет способствует развитию культуры

60,8

50,0

7

получаю удовольствие при его изучении

58,8

50,0

8

просто интересно

58,8

89,5

9

предмет нужно знать всем

54,9

42,1

10

требует наблюдательности, сообразительности

49,0

47,4

11

интересны отдельные факты

49,0

39,5

12

предмет требует терпения

41,2

68,4

13

у меня хорошие отношения с учителем

37,5

68,4

14

товарищи интересуются этим предметом

29,4

42,1

15

предмет заставляет думать

27,4

31,6

16

предмет считается выгодным

27,4

26,3

17

знания по предмету необходимы для поступления в институт

27,4

5,3

18

предмет нужен для будущей работы

25,5

23,7

19

предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

25,5

18,4

20

родители считают этот предмет важным

15,7

21,0

21

учитель часто хвалит

15,7

44,7

 

Таблица 3 Число школьников 11-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»

№ п/п

 

Люблю предмет, потому что

Лицей № 1

Школа

№ 27

n=22

n=34

1

у меня хорошие отношения с учителем

81,8

85,3

2

просто интересно

77,3

76,5

3

нравится, как преподаёт учитель

72,7

85,3

4

предмет легко усваивается

72,7

64,7

5

предмет занимательный

72,7

82,3

6

данный предмет интересен

59,0

76,5

7

получаю удовольствие при его изучении

59,0

58,8

8

требует наблюдательности, сообразительности

45,4

67,6

9

интересны отдельные факты

45,4

61,8

10

предмет способствует развитию культуры

45,4

70,6

11

предмет считается выгодным

40,9

26,5

12

товарищи интересуются этим предметом

40,9

61,8

13

учитель часто хвалит

40,9

41,2

14

предмет нужно знать всем

36,4

52,9

15

предмет требует терпения

31,8

58,8

16

учитель интересно объясняет

31,8

55,9

17

предмет нужен для будущей работы

27,3

20,6

18

родители считают этот предмет важным

27,2

14,7

19

предмет заставляет думать

22,7

29,4

20

знания по предмету необходимы для поступления в институт

22,7

20,6

21

предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

18,2

35,3

 

Следует заметить, что мотивы, связанные с познавательностью активностью школьников, ими оцениваются по-разному. Так, мотив-суждение «предмет … требует наблюдательности, сообразительности», согласно ответам школьников, в большей степени влияет на их положительное отношение к предмету «Физическая культура», чем мотив-суждение «предмет заставляет думать». Причем, если первый мотив-суждение («предмет … требует наблюдательности, сообразительности») у школьников 4-х классов в большей мере влияет на положительное отношение в лицее № 1, чем в школе № 27, то в 11 классах наблюдается обратная зависимость. Примерно такая же тенденция, но менее выраженная, имеет место и по второму мотиву-суждению.

Анализируя данные, представленные в таблицах 4-6, можно заметить, что в основном уровень развития спортивно-технической базы школы не оказывает существенного влияния на изменение иерархии изучаемых мотивов-суждений, наблюдаемую у школьников 4-х классов. Так, у школьников 9-х и 11-х классов на первом месте остается интерес к предмету и учителю, на последнем отношение родителей к предмету и польза от предмета в будущем. Вместе с тем следует отметить, что в школе № 27 с относительно «слабой» спортивной базой по сравнению с лицеем № 1 мастерство учителя («нравится, как преподаёт учитель» и «учитель интересно объясняет») является более определяющим в положительном отношении школьников к предмету «Физическая культура» (особенно в 11 классе – Табл.6). Следовательно, более сильным фактором, обусловливающим положительное отношение школьников к предмету, является не уровень развития спортивно-технической базы общеобразовательной школы, а педагогическое мастерство учителя физической культуры.

Таблица 4 Число мальчиков и девочек 4-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»

 

 

Мальчики

Лицей №       Шк

 

ола №

 

Лицей

Девочки

№       Школа №

№ п/п

Люблю предмет, потому что                                    1

27

1

27

 

n=46

n=27

n=43

n=21

1

данный предмет интересен

93,5

92,6

95,3

 

90,5

2

нравится, как преподаёт учитель

93,5

88,9

93,0

 

100

3

предмет занимательный

93,5

92,6

95,3

 

100

4

просто интересно

93,5

88,9

95,3

 

95,2

5

получаю удовольствие при его изучении

91,3

81,5

95,3

 

71,4

6

требует наблюдательности, сообразительности

89,0

66,7

83,7

 

76,5

7

учитель интересно объясняет

84,8

48,1

79,0

 

61,9

8

предмет легко усваивается

80,4

81,5

74,4

 

76,5

9

предмет считается выгодным

76,0

44,4

67,4

 

38,0

10

интересны отдельные факты

74,0

37,0

74,4

 

76,5

11

у меня хорошие отношения с учителем

71,7

59,2

86,0

 

52,4

12

предмет нужен для будущей работы

69,6

77,8

30,0

 

61,9

13

учитель часто хвалит

69,6

51,8

65,0

 

33,3

14

предмет способствует развитию культуры

69,6

55,5

60,5

 

57,1

15

предмет требует терпения

61,0

77,8

72,0

 

66,7

16

предмет нужно знать всем

56,5

77,8

51,0

 

66,7

17

предмет заставляет думать

56,5

 

7,4

62,7

 

33,3

18

товарищи интересуются этим предметом

54,3

29,6

65,5

 

33,3

19

предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

54,3

14,8

25,6

 

19,0

20

знания по предмету необходимы для поступления в институт

52,0

40,7

30,0

 

38,0 

21

родители считают этот предмет важным

39,0

37,0

21,0

23,8

 

Таблица 5 Число юношей и девушек 9-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»

 

 

 

Лицей

Мальчики

№       Шк

 

ола №

 

Лицей

Девочки

№       Школа №

№ п/п

Люблю предмет, потому что

1

27

1

27

 

n=28

n=21

n=23

n=17

1

данный предмет интересен

92,8

80,9

39,1

 

76,5

2

предмет занимательный

92,8

71,4

73,9

 

64,7

3

просто интересно

92,8

90,5

17,4

 

88,2

4

нравится, как преподаёт учитель

85,7

66,7

65,2

 

88,2

5

предмет легко усваивается

85,7

76,2

60,9

 

76,5

6

учитель интересно объясняет

75,0

52,4

60,9

 

64,7

7

получаю удовольствие при его изучении

75,0

47,6

39,1

 

52,9

8

предмет способствует развитию культуры

71,4

57,1

47,8

 

41,2

9

требует наблюдательности, сообразительности

64,3

47,6

30,4

 

47,0

10

интересны отдельные факты

57,1

57,1

39,1

 

17,6

11

предмет нужно знать всем

57,1

47,6

52,2

 

35,3

12

предмет требует терпения

53,6

66,7

26,1

 

70,6

13

товарищи интересуются этим предметом

50,0

42,8

4,3

 

41,2

14

предмет заставляет думать

42,8

23,8

8,7

 

41,2

15

у меня хорошие отношения с учителем

42,8

61,9

56,5

 

76,5

16

предмет считается выгодным

39,3

28,6

13,0

 

23,5

17

предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

35,7

19,0

13,0

 

17,6

18

предмет нужен для будущей работы

32,1

42,8

17,4

 

0

19

учитель часто хвалит

21,4

47,6

8,7

 

47,0

20

знания по предмету необходимы для поступления в институт

21,4

 

4,8

34,8

 

5,9

21

родители считают этот предмет важным

7,1

 

23,8

4,3

 

17,6

 

Таблица 6 Число юношей и девушек 11-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»

 

 

Мальчики

Лицей №       Школа №

 

Лицей

Девочки

№       Школа №

№ п/п

Люблю предмет, потому что                                    1

27

1

27

 

n=11

n=13

n=11

n=21

1

данный предмет интересен

90,9

84,6

27,3

 

71,4

2

предмет легко усваивается

90,9

69,2

54,5

 

61,9

3

просто интересно

90,9

84,6

63,6

 

71,4

4

предмет занимательный

81,8

92,3

63,6

 

76,2

5

нравится, как преподаёт учитель

72,7

84,6

72,7

 

85,7

6

требует наблюдательности, сообразительности

72,7

69,2

18,2

 

66,7

7

у меня хорошие отношения с учителем

72,7

84,6

90,9

 

85,7

8

получаю удовольствие при его изучении

72,7

69,2

45,4

 

52,4

9

предмет нужно знать всем

63,6

53,8

9,1

 

52,4

10

товарищи интересуются этим предметом

63,6

53,8

27,3

 

66,7

11

предмет способствует развитию культуры

63,6

76,9

27,3

 

66,7

12

предмет нужен для будущей работы

54,5

46,1

0

 

4,8

13

предмет считается выгодным

54,5

38,5

27,3

 

19,0 

14

предмет требует терпения

45,4

38,5

18,2

71,4

15

интересны отдельные факты

45,4

53,8

45,4

66,7

16

учитель интересно объясняет

45,4

84,6

18,2

80,9

17

знания по предмету необходимы для поступления в институт

45,4

38,5

0

9,5

18

предмет заставляет думать

36,4

38,5

9,1

23,8

19

учитель часто хвалит

36,4

46,1

45,4

38,0

20

предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

36,4

53,8

0

23,8

21

родители считают этот предмет важным

27,3

23,0

27,3

9,5

 

Таким образом, можно заключить, что уровень материально–спортивной базы школы не оказывает существенного влияния на мотивацию школьников к предмету «Физическая культура». В большей степени благоприятное отношение школьников к предмету «Физическая культура» как в младшем звене, так в среднем и старшем обусловлено отношениями, складывающимися с учителем, его умением заинтересовать своим предметом, организовать учебный процесс, сделать его привлекательным. Особенно это относится к школьницам. Так, например, мотив-суждение «Нравится, как преподает учитель» в школе № 27 выбрали больший процент школьниц, чем в лицее № 1. Интересно, что мотив, связанный с частой похвалой ученика, не является определяющим в формировании положительного отношения к данному предмету. Хотя у юношей и девушек 9-х классов школы № 27 данный мотив оказывает в большей мере влияние на положительное отношение к уроку физической культуры по сравнению со школьниками лицея № 1.

 

Список литературы

1.     Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Изд-во Питер, 2000. – 512 с.

2.     Умнов В.П. Отношение школьников к предмету «Физическая культура» и успеваемость» / В.П. Умнов, Т.А. Иванова // V Международный конгресс учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни, ГТО в школу: материалы, 25-28 июня 2015 г. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2015, с. 71-75.

3.     Умнов В.П. Изучение отношения школьников к предмету «Физическая культура» / В.П. Умнов, Т.А. Иванова // Педагогика, психология и образование: от теории к практике / Сб. науч. трудов № 2 – Ростов-на- Дону, 2015, с. 41-44.