Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУБЪЕКТИВНЫЙ АУТИЗМ И СЕНСОРНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ, ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ, СТИММИНГ В ПАРАДИГМЕ НЕЙРОРАЗНООБРАЗИЯ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Парадигма патологии в отношении аутизма, которая превалирует сейчас в специальной педагогике, психологии и клинических исследованиях, не позволяет воспринимать людей с аутизмом как полноценную часть общего человеческого сообщества.

Понятия «нейротипичные» и «нейроотличные», появившиеся в последнее время в современной специальной литературе, конечно, с одной стороны снимают некоторое напряжение по отношению к людям с аутизмом и в более точной степени отражают особенности аутистических проявлений, и все же, с другой стороны, способствуют некоторой сегрегации и разделению единого человеческого сообщества на крайне несхожие антагонистические группы. И тем не менее, эти новые понятия позволяют снять смысловую и социальную нагрузку с аутизма как с «нарушенного развития», «болезни 21 века», «патологии» и т.д., и, что особенно важно и значимо, поддерживают появившуюся в последнее время парадигму нейроразнообразия.

Основные идеи этой парадигмы содержат понимание того, что существуют генетически детерминированные отличия мозга, которые вызывают возникновение разнообразных моделей неврологических вариаций, а «различия в уровнях стресса, факторов среды (таких как инфекции во время беременности), питании и воспитании могут запустить, выявить или замаскировать различные поведенческие черты» [7], которые могут стать особенными, социально приемлемыми или будут подчеркивать отличность от социального большинства.

Стремление «сделать» из любого нейроотличного человека так называемую «норму», а значит пренебрежение теми индивидуальными и личностными особенностями, которыми обладает другой, отличный от социального большинства – путь к стерильности человечества, а значит – путь к вырождению. То разнообразие, которое любезно предоставляет нам природа и которым мы стоически пренебрегаем, загоняя себя в тупик собственных архаичных заблуждений, позволит раскрыть человечеству путь к самоосознанию, самопознанию, расширит коридор потенциальных возможностей жизни. А «включение» в собственное нейротипичное сознание всевозможных вариантов природных синаптических изощрений, проявленных в мозговом веществе человека, нейроотличного от нас, даст нам же возможность к постижению внутривидовой нейро-специализации Homo sapiense. Налицо все более явно обозначающая «специализация мозгов», которая происходит в последнее время.

Мы считаем, что разбросанный семантический поиск, который происходит в последнее время в ряде научных направлений, изучающих аутизм, проистекает в силу объективной неспособности современных исследователей понять природу аутизма. Об этом свидетельствует факт того, что ряд методик так называемой коррекции аутизма находит свое развитие вследствие «зацикливания» на формальном применении поведенческого подхода и сосредоточении на аутистических проявлениях исключительно как на поведенческой аномалии. Нисколько не умаляя достижения в применении этой методики и положительную динамику результатов, мы, все же, акцентируем внимание исследователей аутизма на том, что изначально необходимо понимание собственно сути и природы этого, не побоимся сказать, феномена и явления.

Итак, обозначим некоторые существенные позиции парадигмы нейроразнообразия:

1.     Аутичный мозг в отличии от нейротипичного мозга имеет более высокую чувствительность к информации, поступающей из различных сенсорных каналов и, как пишут исследователи, «…более высокий уровень синаптических связей» [9]. Как следствие, аутичный человек субъективно воспринимает, информацию, поступающую по сенсорным каналам более интенсивно и хаотично.

2.     Аутизм – это не болезнь. Мы бы даже сказали, что это пожизненная особенность восприятия мира, окружающей действительности. Аутизм – это не статичное состояние, а процесс, находящийся в многомерном пространстве: во времени, в особенностях состояния синаптических связей, количестве и качестве поступаемой информации, ее обработке, времени и качестве ответов в окружающую среду. Опять же, как пишут некоторые сторонники парадигмы нейроразнообразия: «аутизм создает отличительный, атипичный способ мышления, движения, взаимодействия, сенсорных и когнитивных процессов. Одно из распространенных сравнений - это то, что аутичные люди имеют другую неврологическую «операционную систему» чем не аутичные люди» [6].

Таким образом, поступающая в аутичный мозг информация объемнее, а ее обработка сложнее, вследствие чего и возникают, как защита от нейроперегрузки, аутичные особенности и иной тип социального взаимодействия, формулируемый нейротипичными людьми как «дефицит» социальности. Социальные ожидания не аутичных людей жестко детерминированы общественными институтами: образованием, культурой, медициной и т.д. и не позволяют полностью включить нейроотличных людей в общий поток жизни, подчеркивают их ментальное и социальное неравенство и изоляцию.

В этой связи необходимо особо подчеркнуть, что в России, как только поведение ребенка начинает резко отличаться от так называемой «нормы», им начинают заниматься клинические специалисты, которые ставят диагноз и назначают лечение. Западная практика работы с нейроотличными детьми основана на раннем вмешательстве. Это поведенческая терапия, парадигмой которой является идея изменения поведения аутичного ребенка и приведение его (поведения) в соответствие с возрастными поведенческими и социальными нормами нейротипичных сверстников.

Отметим, что парадигма нейроразнообразия рассматривает «аутизм и другие нейроотличия как естественную и важную часть человеческих различий. Не существует «идеального» мозга, и все дети не должны играть, общаться и двигаться каким-то единственно правильным способом; все одинаково ценны» [1].

Не претендуя на истинность в последней инстанции, далее в нашей статье мы собираемся раскрыть некоторые субъективные переживания ребенка с аутизмом, сопровождающиеся сенсорными перегрузками, дереализацией, стиммингом. И делаем попытку экстериоризации социального внимания на субъективное восприятие действительности интериоризированного внутреннего мира ребенка с аутизмом.

Сенсорные перегрузки – явление достаточно известное в кругах специалистов, работающих с нейроотличными детьми. Оно сопровождается раздражительностью, нервозностью, быстрой сменой настроения, плачем, попытками блокировать перегруженный сенсорный ввод (закрывать уши руками, отворачиваться, попыткой избегания прикосновений), отсутствующим взглядом, неожиданным отключением (засыпанием)

Сенсорная перегрузка – это всегда в большинстве случаев предшественник сенсорного срыва. У детей с аутизмом ординарная ситуация для нейротипичного ребенка может вызвать сенсорный срыв, т.е. неконтролируемую реакцию «бить или бежать», которая наступает как следствие после сенсорного срыва. Как отмечают многие авторы, к сожалению окружающая социальная среда не приспособлена к сенсорным потребностям человека с аутизмом, поэтому во избежание сенсорных срывов необходимо специальное обучение или сенсорная тренировка для каждой вновь возникшей ситуации соприкосновения со средой [8].

Очень часто у родных и близких детей с аутизмом отсутствует не только понимание о сенсорных перегрузках, но и о возникающем состоянии дереализации. Это состояние сопровождается ощущением нереальности или отдаленности окружающего мира, когда мир вдруг лишается красок или звуков. Состояние дереализации часто сопровождается потерей ощущения времени, ориентации, деперсонализацией. Несомненно, что для любого человека, тем более для ребенка с аутизмом такие состояния крайне деструктивны. И взрослые, находящиеся радом должны знать о тех страданиях, которые испытывает ребенок зачастую внезапно, кратковременно и сильно. Все это приводит к внешне наблюдаемому сторонним наблюдателем стиммингу или «само стимулирующему поведению, которое является повторяющимся движением тела или действием с объектом» [5].

Часто можно наблюдать визуальный стимминг, когда происходит размахивание пальцами перед глазами, частые моргания, вращение глазами или, наоборот, длительное безотрывное наблюдение за огнем; звуковой стимминг - неречевые звуки, щелканье пальцами; тактильный стимминг - потирания кожи руками или другими объектами, царапание кожи, почесывания, обкусывание ногтей; вестибулярный стимминг - раскачивание корпусом взад-вперед, из стороны в сторону, размахивание руками, подпрыгивание, вращение игрушек; вкусовой стимминг - облизывание предметов или частей тела, наполнение полости рта мелкими предметами: обонятельный стимминг - обнюхивание привлекающих внимание предметов [10].

Вот как пишет о своих состояниях человек с синдромом Аспергера: «Стимминг часто является полностью непроизвольным, и мы не всегда даже понимаем, что мы это делаем. Лично для меня стимминг с помощью раскачивания не характерен, потому что он неприемлем. Я не думаю, что мне вообще когда-либо была нужна такая форма стимминга.

В самых простых случаях стимминг позволяет сосредоточиться на ощущениях и отвлечься от мыслей. Для меня, как для аспи, способность перестать думать, даже на короткий срок, - это блаженство. Стимминг – это хороший релаксант, и это, вероятно, объясняет, почему он начинает чаще встречаться в стрессовых ситуациях. Ну, и конечно, это приятно» [4].

В заключении отметим, что многочисленные методики коррекции аутизма и разнообразные подходы в работе с детьми, имеющими аутизм строятся на медицинской парадигме патологии, и к сожалению, уже не способны отвечать новым требованиям эпохи и времени [2]. Сейчас необходимы новые подходы, не ограничивающие мышление человека, а позволяющие ему выйти из тени собственных стереотипов, что позволит достойно, спокойно и адекватно не только дать ответы на множество возникших вопросов и проблем, но и вывести человечество на новый путь познания человеческих отношений и новых эволюционных задач [3].

 

Список литературы

1.     Браяна Ли. 10 видов «срочного вмешательства при аутизме» для семей, разделяющих парадигму нейроразнообразия. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: http://neurodiversityinrussia.com/2015/11/15

2.     Виневская А.В., Очирова В.Б. Аутизм, его корни и коррекционные методы на основе системно-векторной методики Юрия Бурлана. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 3 (47). С. 12-23.

3.     Виневская А.В., Очирова В.Б., Еникеев К.Р. В сборнике: Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 31-35.

4.     Гевин Боллард. Что такое стимминг и как он ощущается? [Электронный ресурс] Режим доступа – URL http://www.aspergers.ru/node/48

5.     Никольская О.С. Психологическая классификация детского аутизма // Альманах №18 «Детский аутизм: пути понимания и помощи». М., 2014.

6.     Ник Волкер. Что такое аутизм? [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: http://neurodiversityinrussia.com/2015/07/08

7.     Теория мозга типа Е. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.aspergers.ru/node/234

8.     Angie Voss, OTR Перевод С. Архиповой, АКМЕ г. Москва - для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: http://asensorylife.com/side-effects-of-spd.html

9.     Tony Attwood. Asperger’s Syndrome: A Guide for Parents and Professionals, 1998.

10. Wing, L.  & Gould, J. (1979),  «Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification» // Journal of Autism and Developmental Disorders, 9, pp. 11–29.