Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

Вопросы развития понимания текста получили особую актуальность вследствие того, что стал очевидным факт необходимости сознательного осмысления значительного количества информационных источников.

В современной литературе активно исследуются период дошкольного возраста детей с общим недоразвитием речи, так как это дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в развитие каждого из компонентов речевой системы (О.Г. Грибукова, О.Н. Круглова) [3].

При этом, данные трудности имеют стойкий, выраженный характер на протяжении как дошкольного детства, так и в период обучения в школе, что свидетельствует о необходимости проведения логопедической работы по развитию понимания текста у дошкольников с общим недоразвитием речи. Ввиду всех трудностей речевой деятельности возникают нарушения смысловой стороны речи, так как у большинства дошкольников встречаются смысловые замены либо их пропуски, сохраняющиеся вплоть до школьного периода, вследствие отсутствия логопедической работы по их преодолению (Л. В. Ковригина) [7].

В ряду этих проблем развитие восприятия и понимания текста у дошкольников с общим недоразвитием речи остается актуальной. Учитывая большое значение процесса понимания в развитии устной речи детей дошкольного возраста и его недостаточную исследованность в лингвистике, психолингвистике и психологии, а в связи с этим практически полное отсутствие разработанности в коррекционной педагогике методики формирования у детей навыков и умений восприятия и понимания текстов, обратимся к определению данных понятий и проанализируем имеющиеся подходы к изучению данной проблемы.

Рассмотрение психолингвистического механизма восприятия и понимания текста, позволяет проанализировать особенности развития данных компонентов речевой деятельности, обусловленных поиском оптимальных путей повышения эффективности методов логопедической работы при общем недоразвитии речи. Согласно современным представлениям, развиваемым в лингвистике, психологии, психолингвистике, текст рассматривается как единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные законченные смысловые отрезки. Слова и предложения текста связаны друг с другом смысловыми связями, которые организуют семантические поля.

В исследованиях Н. И. Жинкина текст характеризуется как независимая лингвистическая единица, как многоуровневое, иерархически организованное целое, скрепленное иерархией предикатов, как готовый продукт сложной многоуровневой деятельности.

В отличие от предыдущего автора, А. А. Леонтьев рассматривал текст как единство содержательного, и  формально-языкового плана, и выделяет качественную характеристику текста, включающие целостность и связность, которые и являются сигналами семантического и смыслового целого.

В литературе выделяют различные характеристики текста, в частности: намеренность, композиционная завершенность, целостность, тематическое единство, связность, структурная организация. Тем не менее к основным характеристикам текста большинство ученых относят целостность и связность.

Связность трактуется как структурная целостность текста, обеспечивающая сцепление его элементов: слов, предложений, фрагментов. Взаимосвязи, образующиеся в речи между предложениями, часто зависят от движения внутри текста новой, актуальной информации. Целостность текста характеризует его как смысловое единство. Целостность рассматривается как психолингвистический феномен, представляющий собой возникающее в психике индивида синхронное, интегральное, полностью не осознаваемое представление об определенном объекте [2].

Известный психолингвист А. А. Брудный определяет понимания текста как последовательное изменение структуры воссоздаваемой в сознании ситуации и процесс перемещения мысленного центра ситуации от одного элемента к другому. В результате процесса понимания текста, по мнению исследователя, образуется  некоторая «картина» общего смысла или так называемый «концепт текста». Восприятие текста автор рассматривает как взаимодействие двух компонентов одного сложного механизма. Первый компонент характеризует семантическую организацию текста, при этом второй компонент находится в сознании и памяти воспринимающего индивида и содержит степень его языкового развития и запас знаний о предмете описания.

Воспринимая речь, индивид соотносит сказанное с действительностью и со своими знаниями о ней. Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или видимых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении. Восприятие тем самым включает и понимание. А понимание выступает как расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком [1].

В своих трудах А. Р. Лурия, рассматривая психолингвистические механизмы восприятие и понимание текста, выделяет, что любое речевое сообщение, воспринимаемое слушателем, начинается с восприятия отдельных слов, далее переходит к восприятию отдельных фраз, и затем переходит к восприятию целого текста, за которым следует установление его общего смысла. Выявленная последовательность является логической, однако это не значит, что фактическое понимание текста происходит непосредственно подобным путем и складывается в последовательном переходе от слова к фразе, от фразы к тексту.

С точки зрения А. К. Колеченко, восприятие и понимание являются основными показателями осмысления текста. На понимание текста проявляет воздействие семантическая структура текста, в данном случае понимание текста, оказывается задействованным в более широкий контекст деятельности. В плане восприятия это означает, что слушатель применяет воспринимаемый текст как приблизительная основа для иной «большой» деятельности, которая включает это восприятие как свой структурный компонент [8].

Исследователи Л. Л. Гурова, А. Н. Корнев, раскрывая проблему о месте понимания текста в системе психолингвистической деятельности, отмечали, что развитие понимания текста пребывает в тесной взаимосвязи с мышлением, так как понимание считается одним из компонентов, производящих процессы мышления. С целью понимания незнакомых фактов, событий ребенок постоянно решает определенную мыслительную задачу, так как формирование понимания нового совершается в процессе мыслительной деятельности и оказывается ее результатом [4].

Содержания текста, согласно А. А. Леонтьеву, выступает как сам процесс понимания, взятый с его содержательной стороны. Тем самым, итог понимания и восприятия текста находится в зависимости от двух групп факторов: во-первых, от особенностей самого текста и, во-вторых, от уровня приобщенности воспринимающего к языку и предмету описания.

Результаты многочисленных теоретико-экспериментальных исследований свидетельствуют о несформированности механизмов восприятия и понимания текста у дошкольников с общим недоразвитием речи. Так, в работах целого ряда авторов содержатся сведения о фрагментарности понимания основного смысла текста, о слабости последовательного изложение собственного высказывания и дифференциации требуемого материала. Наряду с этим, отмечаются пропуск и перестановка смысловых звеньев текста, «соскальзывание» на второстепенные смысловые звенья, включение «внеконтекстных» эпизодов, нарушающих содержательное единство текста. По причине преимущественного недоразвития лексико- грамматического строя языка детей старшего дошкольного возраста с ОНР на первый план выступают проблемы семантического плана. Данные затруднения оказывают большое влияние на развитие читательских умений, текстовой деятельности, которые считаются базовыми средствами последующего школьного обучения.

Н. С. Жукова отмечает, что у дошкольников с общим недоразвитием речи прослеживается недостаточно полное понимание текста, так как для понимания текста в первую очередь необходим определенный сформированный резерв слов, понимание их значений и понимание взаимосвязи между словами предложениями [5].

Обобщая вышесказанное, отметим, что детям с общим недоразвитием речи свойственны недостатки семантического компонента речи, которые обнаруживают себя в сфере как смыслового понимания текста, так и его лексико-грамматического оформления, что подтверждает необходимость осуществления специально организованной логопедической работы по развитию восприятия и понимания текста у дошкольников.

Анализируя психолингвистические механизмы восприятии и понимании текста, мы подразумеваем высшую ступень перцептивно-мыслительной деятельности, которая содержит мнемические действия по смысловой переработке речевых образований, характеризующуюся формированием у дошкольника с общим недоразвитием речи  целостного образа смыслового содержания текста - общего смысла или концепта текста. На основании вышеизложенного нами материала, можно сделать вывод о том, что понимание текста есть процесс воссоздания слушателем того отрезка действительности, который отражен в тексте, порождаемый как передача языковых значений в смыслы, порождаемые собеседниками. Процесс понимания текста начинается с восприятия внешней речи, далее переходит в понимание общего значения высказывания, а затем в понимание смысла этого текста. Исходя из определения понимание текста, все выше сказанное говорит о несформированности восприятия и понимания текста у дошкольников с общим недоразвитием речи, так как большинство дошкольников испытывают серьезные затруднения в определении смысла текста, последовательности развития сюжета и его языковой реализации.

 

Список литературы

 

1.       Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования /И. Р. Гальперин. – М.: КомКнига, 2006. – 144 с.

2.       Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного с недоразвитием /В. П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.

3.       Грибукова, О. Г Коррекционно-логопедическая работа по формированию связного высказывания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня // Современные направления психолого- педагогического сопровождения детства: материалы науч. конф. /О. Г. Грибукова, О. Н. Круглова. /под редакцией: Г. С. Чесноковой, И. А. Федорченко. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – С.187-190.

4.       Гурова, Л. Л. Психология мышления /Л. Л. Гурова, Н.Е. Корнев. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 136 с.

5.       Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Н. С. Жукова. – М.: Просвещение, 2009. – 389 с.

6.       Кавинкина, И. Н. Психолингвистика /И. Н. Кавинкина. – Гродно: ГрГУ,2010. – 284 с.

7.       Ковригина, Л. В. Особенности формирования смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного  возраста  с  общим  недоразвитием  речи  /Л. В. Ковригина  //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – №8S. – С. 52-58.

8.       Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий /А. К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2002. – 368 с.