Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ)

Авторы:
Город:
Брянск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2019г.

По данным мониторинга речевого развития детей дошкольного возраста на базах дошкольного образовательного учреждения наблюдается тенденция роста количества детей с нарушениями речи, в том числе со сложной дислалией, минимальными проявлениями дизартрии, общим недоразвитием речи.

Чтобы ребенок успешно обучался в школе необходимо сформированная четкая, чистая, связная устная речь. К хорошо сформированной устной речи к поступлению школы мы можем отнести: правильно произносимые звуки, сформированное фонематическое восприятие, умение читать, обогащенный словарный запас, связные, развернутые, грамматически правильно построенные фразы.

Все это поможет ребенку в дальнейшем без препятствий познавать окружающий мир, успевать по всем предметам, быть уверенным в своих силах, налаживать контакт со сверстниками и учителем.

Поэтому в настоящее время задача учителя-логопеда в рамках логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи заключается в повышении эффективности процесса коррекции артикуляционной моторики через использование инновационных, современных технологий, методов проведения артикуляционной гимнастики.

Многие логопеды по результатам формирования артикуляционной моторики выделяют, что ежедневно проводимая по стандартной форме артикуляционная гимнастика для губ, нижней челюсти, языка снижает интерес дошкольников к логопедическим занятиям.

При обследовании артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи выявляется нарушение кинестетических ощущений губ, языка, челюстей, направленного выдоха.

Для достижения лучших результатов в работе над формированием артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи многие логопеды в настоящее время рекомендуют использовать нетрадиционную форму проведения артикуляционной гимнастики – биоэнергопластика.

Биоэнергопластика в литературе рассматривается как инновационная здоровьесберегающая технология, нетрадиционный метод, как интересное направление коррекционной работы в логопедии, нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.

Из рассмотренных определений понятия «биоэнергопластика» многих авторов можно сделать следующие выводы:

1)                   все авторы определяют сущность понятия «биоэнергопластика» как соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук;

2)                   есть два взгляда авторов на то, что термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов и из трех слов.

На основе выше изложенного мы определяем биоэнергопластику как комплексную, координированную, связанную работу кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук копируют, моделируют движения речевого аппарата.

В статьях логопедов представлено разное количество периодов введения биоэнергопластики в проведение артикуляционной гимнастики при коррекционной работе по развитию артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи, что является в свою очередь основой для постановки звука.

Петрухина А., Загорская Е. выделяют три периода: разучиваются упражнения комплекса артикуляционной гимнастики; разучиваются движения рук; артикуляционные движения с движением рук.

Занина Н.В. выделяет 4 периода: подготовительный: знакомство с органами артикуляции и артикуляционными упражнениями; проведение артикуляционных упражнений с опорой на зеркало; рука ребенка не подключается; артикуляционные упражнения сопровождаются ведущей рукой логопеда; эмоциональный: артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом; подключается ведущая рука ребенка в перчатке (игровой персонаж); основной: постепенное подключение второй руки; заключительный: синхронность выполнения движений органов артикуляции и обеих рук; заключительный: отрабатываются позы рук при обогащении словаря существительных при изучении любой лексической темы.

Бурухина В.И. выделяет 5 периодов: диагностический: обследуется звукопроизношение, подвижность органов артикуляции; подготовительный (пассивный): знакомство с органами артикуляции; выполнение артикуляционных упражнений без подключения рук ребенка; при выполнении артикуляционной гимнастики ребенком подключается ведущая рука логопеда; основной (развитие сопряженных кинестетических ощущений артикуляторов и ведущей руки ребенка); 4 - артикуляционные упражнения выполнятся с подключением неведущей руки ребенка; 5 - артикуляционные упражнения выполняются с подключением неведущей руки ребенка.

Емельянова Т.Г. выделяет 7 периодов: диагностический: обследуется строение и подвижность органов артикуляции; подбирается комплекс артикуляционной гимнастики для каждого ребенка в соответствии с нарушенными звуками; подготовительный: знакомство с органами артикуляции; выполнение артикуляционных упражнений без подключения рук ребенка; при выполнении артикуляционной гимнастики ребенком подключается ведущая рука логопеда; подготовительный: выполняется артикуляционная гимнастика без вовлечения ведущей руки ребенка; логопед знакомит детей с перчаточными персонажами; выполнение упражнений сопровождаются движением ведущей руки логопеда с перчаткой; основной: проведение гимнастики с подключением ведущей руки ребенка с перчаткой; основной: проведение гимнастики с подключением неведущей руки ребенка с перчаткой; основной: проведение гимнастики с подключением обеих рук ребенка в перчатках; заключительный: самостоятельное выполнение артикуляционной гимнастики сопряженно с движениями обеих рук без опоры на зеркало.

На основе рассмотренных подходов к периодам введения биоэнергопластики в выполнение артикуляционной гимнастики детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) мы можем выделить следующие этапы развития артикуляционной моторики с применением биоэнергопластики, которые отразили в таблице 1.

Таблица 1

Этапы развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) с применением биоэнергопастики

Этапы и их цель

Содержание этапа

1.            Диагностический этап.

Цель: выявить уровень развития артикуляционной моторики.

-         обследование   звукопроизношения   у   детей   старшего

дошкольного возраста;

-       обследование у детей старшего дошкольного возраста артикуляционной моторики: исследование подвижности губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба;

-      составление комплекса артикуляционной гимнастики для каждого ребенка в зависимости от дефектного произношения звуков.

2.            Подготовительный этап.

Цель: выработка синхронности движений артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба) речевого аппарата с опорой на зеркало.

-    знакомство с упражнениями артикуляционной гимнастики с

опорой на зеркало;

-   развитие самоконтроля и зрительного восприятия;

-            точность       и       плавность       выполнения        упражнений артикуляционной гимнастики;

-     выполнение упражнений артикуляционной гимнастики без ошибок.

3.            Основной этап.

Цель: формирование сопряженных осязательных ощущений артикуляторов речевого аппарата и обеих рук с опорой на зеркало.

Основной этап можно разбить на две ступени:

1 ступень основного этапа:

-      можно начинать с показа выполнения артикуляционного упражнения с подключением ведущей руки логопеда;

-    выполнение артикуляционных упражнений с подключением ведущей руки ребенка с опорой на зеркало;

-    контролируется синхронность выполнения артикуляционных

упражнений и движений ведущей руки, доведения до совершенства.

2 ступень основного этапа:

-      можно начинать с показа выполнения артикуляционного упражнения с подключением неведущей руки логопеда;

-    выполнение артикуляционных упражнений с подключением неведущей руки ребенка с опорой на зеркало;

-    контролируется синхронность выполнения артикуляционных упражнений и движений неведущей руки, доведения до совершенства.

4.            Заключительный этап.

Цель: выработка синхронности движений артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти) речевого аппарата и движений кистей обеих рук без опоры на зеркало.

-      можно начинать с показа выполнения артикуляционного

упражнения с подключением обеих рук логопеда;

-    выполнение артикуляционных упражнений с подключением обеих рук ребенка с опорой на зеркало;

-     выполнение артикуляционных упражнений с подключением

обеих рук ребенка без опоры на зеркало;

-    контролируется синхронность выполнения артикуляционных упражнений и движений обеих рук, доведения до совершенства.



При введении биоэнергопластики в проведение комплекса артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) с целью развития артикуляционной моторики необходимо соблюдать следующие условия:

1.                   Время подключения руки ребенка к проведению артикуляционного упражнения зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка;

2.                   Подключать руку ребенка необходимо при гибком, ритмичном, безошибочном выполнении каждого упражнения артикуляционной гимнастики;

3.                   При использовании биоэнергопластики следует следить, чтобы      при   выполнении артикуляционных упражнений кисти рук ребенка были плавными, раскрепощенными, расслабленными;

4.                   При выполнении артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики необходимо следить за синхронностью движений органов артикуляции и движений кистей рук.

Таким образом, применение биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики способствует:

1)                   формирует кинестетические ощущения положений артикуляторов: языка, губ, челюстей, мягкого неба;

2)                   развивает гибкость, плавность, синхронность движений органов артикуляции;

3)                   улучшает осязательные ощущения;

4)                   укрепляет мышцы органов артикуляции;

5)                   движения губ, языка становятся сильными, уверенными, ритмичными;

6)                   позволяет самостоятельно выполнять упражнения по кинестетическим ощущениям.

Все выше изложенное совершенствует артикуляционную моторику у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

 

Список литературы

 

1.     Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - СПб.: Детство-пресс, 2011

2.     Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б.Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с. (Практическая логопедия.). – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0001 (дата обращения: 26.08.18)

3.     Тютюнова В.И. Комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми-логопатами. - http://5fan.ru/wievjob.php?id=54345