Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН КАК ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Авторы:
Город:
Брянск
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Дидактический синквейн с французского языка переводится как «пять строк», т.е. это стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк и направленное на решение определенной педагогической задачи.

Говоря об истории возникновения синквейна, можно сказать, что возник он сравнительно недавно. В начале двадцатого века такой жанр поэзии придумала английская поэтесса Аделаида Крэпси. В дальнейшем этот жанр поэзии стал использоваться в дидактических целях. В отечественную педагогику синквейн стал внедряться с конца 1990-х годов. Развила идею использования синквейнов в педагогике В.М. Акименко, разработав конспекты занятия с опорой на данную технологию.

Синквейн - это технология, которая не требует особых или специальных условий для ее использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматического строя у детей. Он не нарушает общепринятую систему воздействия на речевое расстройство и обеспечивает еѐ логическую завершенность, а также способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Душка Н.Д. указывает, что существуют определенные правила построения (составления) синквейна [3]:

В первой строке должно находиться одно слово, т.е. заголовок или тема дидактического синквейна.

Обычно это существительное, обозначающее предмет или явление о котором пойдет речь и отвечающее на вопросы: кто? что?

Во второй строке   находятся уже два   слова.   Обычно это прилагательные или причастия, описывающие свойства и признаки данного предмета или явления, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

В третьей строке содержатся уже три слова. Обычно это глаголы, которые описывают действия свойственные этому предмету или явлению. Отвечают на вопрос: что делает? что делают?

В четвертой строке находятся четыре слова, ключевая фраза, которая показывает личное отношение автора к теме. Это может быть как собственно сочиненное предложение, так и просто известный афоризм, пословица, фраза или что-то подобное.

В пятой строке содержится одно слово или словосочетание слов. Обычно это существительное, которое показывает выражение своих чувств, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть слово в последней строке - это ассоциация или синоним.

Педагоги начали применять синквейн сравнительно недавно, но на данный момент он часто используется современными педагогами дошкольных образовательных учреждений в непосредственной образовательной деятельности.

Как указывает Самойленко Л.В., составление синквейна лучше использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. в это время у детей уже сформированы определенные знания и умения. Для составления синквейна дети должны [5]:

·                     иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

·                     владеть обобщением,

·                     уметь правильно понимать и задавать вопросы,

·                     уметь согласовывать слова в предложении,

·                     правильно оформлять свою мысль в виде предложения,

·                     знать понятия «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие».


Дружинина А.В. считает, что перед составлением дидактического синквейна должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы. Работу следует начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря [2].

Для начала необходимо познакомить детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее признак предмета» «слово, обозначающее действие предмета», таким образом, готовится основа и накапливается материал для последующей работы над предложением.

После этого следует познакомить детей с понятиями «живой и неживой» предмет, а также научить формулировать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. Для этой работы необходимо использовать различные картинки, предметы. Детям предлагается назвать слова, обозначающие сначала живые предметы, затем – неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос.

Потом необходимо предложить детям назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы или явления, затем называть несколько признаков, присущих изображенному предмету или явлению.

Когда у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и его действия, их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурным и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь детей учат составлять простое нераспространенное предложение. Дальше структуру предложения распространяют путем введения в него определения, дополнения. Позже детей знакомят с короткими словами (предлогами), их употреблением в речи. В завершении работы формируется умение строить распространенные предложения разных структур.

Дружинина А.В. отмечает, что предварительная работа по созданию основы речевой базы для составления синквейна совершенно никак не противоречит программе Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В. , а именно той еѐ части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи и служит средством оптимизации учебного процесса [2].

Как указывает Макарова Е.В., именно дидактический синквейн актуально и целесообразно использовать в логопедической практике потому что [4]:

·                     синквейн помогает оптимизировать работу учителя – логопеда;

·                     синквейн гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий;

·                     синквейн не нарушает общепринятую систему воздействия на речевое расстройство и обеспечивает её логическую завершенность;

·                     синквейн способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;

·                     синквейн предоставляет возможность учителю-логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;

·                     синквейн носит комплексный характер воздействия, и поэтому способствует не только развитию речи, но и развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления).

Следовательно, метод «дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.

Представим ниже пример конспекта фронтального логопедического занятия с использованием дидактического синквейна при коррекции лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Профессии»

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- уточнить и расширить знания детей по лексической теме «Профессии»;

- расширить словарь существительных по лексической теме «Профессии»;

- расширить словарь качественных прилагательных по лексической теме «Профессии»;

- расширить словарь глаголов несовершенного вида по лексической теме «Профессии»;

- учить составлять предложение по схеме;

- учить детей составлять рассказ - описание по схеме синквейна;

- учить детей образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксами –иц-, -ниц-, -их-.

Коррекционно - развивающие:

- развивать диалогическую речь;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать мышление;

- развивать связную речь;

- формировать координацию общей моторики. Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий;

- воспитывать умение работать самостоятельно и в парах.

Оборудование: предметные картинки с изображением профессий, предметные картинки с изображением инструментов, картинки-схемы для составления синквейна, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

I.    Организационной момент

-    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в необычный город – Город мастеров. Добраться туда можно только на поезде Дружбы. Давайте все станем друг за другом, возьмем за плечи, друга стоящего впереди, и поедем в Город мастеров. (Дети передвигают по кругу под музыку).

II.            Основная часть

- Вот мы и добрались до города Мастеров. Здесь живут веселые, добрые и трудолюбивые люди. И сегодня мы с ними познакомимся. Наша первая станция «Загадочная». Прошу всех занять свои места.

1. Загадки

- Для того чтобы познакомиться с людьми, живущими в этом городе, отгадайте загадки про них. Учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель) Кто у постели больного сидит?

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен — он капли предложит принять, Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач) Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар) Продаёт продукты, вещи, Ткани, масло и бензин.

А захочешь его встретить – Отправляйся в магазин. (Продавец) Он машиной управляет,

Никогда не забывает:

Это — тормоз, это — газ,

Отвезёт и в садик вас. (Водитель) Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (Строитель) Смел огонь, они смелее,

Он силен, они сильнее, Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать! (Пожарные)

Шьёт для взрослых и детей, Мамы, братика, друзей — Изделия отличные,

С фасонами приличными. (Швея) Ходит в форме, при погонах, Разбирается в законах,

Он и летом, и зимой

Охраняет наш покой. (Полицейский)

(После отгадки, вывешивается картинка с отгадкой)

- Хорошо, ребята. Все загадки отгадали. Давайте теперь, еще раз назовем все эти профессии.

-    Молодцы! С этими и другими профессиями мы сегодня познакомимся в Городе мастеров. А сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию. Строим поезд. Поехали! (Дети снова образуют поезд и едут по кругу)

- Вот и мы прибыли на следующую станцию. Садитесь на места. Эта станция называется «Деловая»

2. Игра «Кто что умеет?»

-   Ребята, жители Города мастеров были рады с вами познакомиться. И теперь хотят узнать, хорошо ли вы знаете их профессии.

Повар что умеет делать? (варить, жарить, готовить, солить) Учитель что умеет делать? (учить, писать, читать, считать)

Врач что умеет делать? (делать уколы, лечить, слушать, ставить градусник) Пожарный что умеет делать? (тушить пожар, спасать людей)

Строитель что умеет делать? (строить, укладывать кирпичи, мешать цемент) Продавец что умеет делать? (продавать, раскладывать, считать, взвешивать) Водитель что умеет делать? (рулить, давить на педали)

Полицейский что умеет делать? (защищать людей)

Швея что умеет делать? (шить, подшивать) Летчик что умеет делать? (управлять самолетом) Почтальон что умеет делать? (разносить письма)

Художник что умеет делать? (рисовать, раскрашивать)

- Молодцы! Порадовали жителей Города мастеров. Строим поезд и отправляемся на следующую станцию.

- Приехали! Садимся на места. Это станция «Инструментальная»

3. Игра «Чьи инструменты?»

- Посмотрите, на каждом столе есть карточка. Переверните ее, рассмотрите внимательно все инструменты, и в парах решите, кому нужны для работы эти инструменты. Кто будет готов, поднимите руку!

Кастрюля, сковорода, половник, тарелка, вилка, ложка, нож (Повар) Топор, молоток, кирпичи, цемент, мастерок (Строитель)

Таблетки, шприц, грелка, фонендоскоп (Врач) Весы, касса, деньги, продукты, чек (Продавец)

Доска, тетради, указка, книги, ручка, карандаш (Учитель) Швейная машинка, ткань, нитки, иголка (Швея)

Альбом, карандаш, краски, кисточки (Художник) Лопата, лейка, грабли, земля, растения (Садовник) Фен, расческа, ножницы, заколки (Парикмахер)

- С этим заданием вы тоже справились отлично, отправляется дальше.

- А вот и станция «Спортивная»

4. Физкультминутка

Повар варит кашу.                                                                                              (Имитация с вращением кистей рук) Плащ портниха шьет.                                                                                                                                                    (Махи руками)

Доктор лечит Машу.                                                                   (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок) Сталь кузнец кует.                                                                                                                                                                       (Хлопки)

Дровосеки рубят.                                                                                                                                     (Махи с наклонами)

Строят мастера.                                                                                                                  (Имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет,                                                                                                                               (Поднимание плеч)

Наша детвора?

- Поехали дальше. Строим поезд. И мы прибыли на станцию «Комплиментная»

5. Игра «Назови какой?»

- Ребята, а давайте подумаем, какими должны быть люди этих профессий? Например, врач должен быть умным, добрым, заботливым.

А каким должен быть учитель? (умным, справедливым, любящим, внимательным) Каким должен быть пожарный? (здоровым, ловким, смелым, быстрым)

Каким должен быть продавец? (честным, добрым, общительным)

Каким должен быть строитель? (аккуратным, внимательным, ответственным) Каким должен быть повар? (чистым, аккуратным, изобретательным)

Каким должен быть полицейский? (здоровым, умным, смелым, ловким, ответсвенным) Каким должен быть водитель? (внимательным, трудолюбивым, ответственным)

Какой должна быть швея? (терпеливая, внимательная, аккуратная, усидчивая)

- Молодцы! Отправляемся дальше. Строим поезд! Поехали!

- И вот мы оказались на станции «Профессиональная».

6. Игра «Женская и мужская профессия»

- В Городе мастеров живет много мастериц. А как же называются их профессии? Он продавец, а она …(продавщица)

Он летчик, а она … (летчица)

Он учитель, а она … (учительница) Он художник, а она … (художница)

Он воспитатель, а она… (воспитательница) Он писатель, а она … (писательница)

Он певец, а она … (певица) Он актер, а она … (актриса)

Он портной, а она (портниха, швея)

-   Молодцы! А теперь каждый выбирает себе профессию и составляет про нее предложение из 3-4 слов (по схеме) Например: Швея шьет красивое платье. (далее дети по очереди называют свои предложения).

- Вы отлично справили с этим заданием. Строим поезд. Отправляемся на последнюю станцию.

- И мы прибыли на станцию «Писательская».

7. Составление синквейна

-   Мы сегодня так много узнали о профессиях людей в Городе мастеров. Давайте отблагодарим жителей этого города и сочиним про кого-нибудь из них небольшой рассказ.

-    Посмотрите, на доске размещены небольшие карточки - символы, которые помогут нам составить рассказы. (В первой строке – схема слова-предмета, во второй строке – схема слов-признаков, в третьей строке – схема слов-действий, в четвертой – схема предложения, в пятой – схема слова-близнеца (синонима).

Давайте составим рассказ об учителе. (Дети составляют рассказ по схеме, дополняя друг друга).

Смотрим на первую строчку, здесь схема слова-предмета. Мы выбрали профессию учителя, значит здесь будет слово учитель.

Во второй строчке схема двух слов-признаков. Давайте подумаем, какой учитель? (дети называют). Добрый, умный – это слова второй строчки.

В третьей строчке схема трех слов-действий. Давайте подумаем, что делает учитель? Учит, пишет, читает – эти слова поселились на третьей строчке.

В четвертой строчке нужно составить предложение про учителя. Внимательно смотрим на схему. В предложении сначала должно быть слово-предмет, затем слово-действие, потом слово-признак и опять слово-предмет.

Какое предложение мы составим? (Дети составляют предложение)

В пятой строчке нужно подобрать слово-ассоциацию или слово - близнец к слову учитель.

- Хорошо. Кто из вас сможет полностью повторить наш рассказ, об учителе? Примерный синквейн, составленный детьми:

1.                   Учитель.

2.                   Добрый, умный.

3.                   Учит, пишет, читает.

4.                   Учитель учит послушных детей.

5.                   Ученик (Знания)

-   Молодцы! Жителям Города мастеров очень понравился ваш рассказ. А нам пора возвращаться домой. Строим наш волшебный поезд Дружбы. Держим путь домой! (под музыку передвигаются по кругу).

III.            Итог занятия

-   Вот мы и вернулись. Вам понравилось в Городе мастеров? Давайте вспомним, кто там живет? А вам понравилось составлять рассказ?

- На этом наше занятие – путешествие закончено. Всем спасибо!



Список литературы

 

1.                   Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие / В.М.Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2.                   Дружинина А.В. Синквейн в работе по развитии речи // https://infourok.ru/master-klass-sinkveyn-v-rabote-po-razvitiyu-rechi-2224010-page3.html

3.                   Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. — 2005. - №5.– С.85-91.

4.                   Макарова Е.В. Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Синквейн. // http://www.imcol.ru/doc/2014/050620141.doc

5.                   Самойленко Л.В. Синквейн как средство развития семантики речи дошкольников с ОНР // http://открытыйурок.рф/статьи/653534/