Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Иваново
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2019г.

В настоящее время вопросам непрерывного развития профессиональных и личностных компетенций граждан России уделяется все большее внимание.
В Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из ключевых задач названо формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков.1

 Таким образом, непрерывное профессиональное развитие декларируется в качестве одного из основных принципов эффективного функционирования организаций в любом из секторов экономики и управления в современном мире.
Создание действенных систем непрерывного профессионального развития сотрудников инициируется, организуется и контролируется управленческим звеном организаций, что выводит на первый план необходимость решения проблемы соответствия личностно-профессионального профиля руководителей вызовам не только современной действительности, но и требованиям завтрашнего дня.
Личностно-профессиональный профиль (ЛПП) руководителя представляет собой совокупность базовых и специальных управленческих компетенций, находящихся на определенном уровне развития, представляя, таким образом, абрис степени реализации установленной модели компетенций (рисунок 1).


 1 Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"//http://www.consultant.ru



Процесс достижения максимально возможной в данных условиях степени соответствия индивидуального ЛПП руководителя заданной модели компетенций представляет собой траекторию его личностного и профессионального развития.

Моделирование (построение модели) индивидуальной траектории развития основано в первую очередь на выявлении отклонений состава и уровня развития компетенций руководителей от требуемых параметров.

Известно, что успех любой профессиональной деятельности зависит от уровня развития двух видов компетенций – специальных (обозначены на рисунке СК) и базовых (обозначены на рисунке БК).

К специальным компетенциям управленческой деятельности, на наш взгляд, относятся умения эффективно реализовывать такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль.

В блок базовых компетенций руководителей целесообразно включить умение критически мыслить, умение коммуницировать, умение коллаборировать, умение формировать эффективные команды.

Указанные компетенции можно условно назвать стратегическими компетенциями.

В то же время, следует учитывать, что каждая из стратегических компетенций, специальных или базовых, состоит в свою очередь из ряда компетенций операционных (шифры операционных компетенций могут выглядеть следующим образом Об К – операционная компетенция базового блока, Ос К – операционная компетенция специального блока).

Так, например, умение планировать обеспечивается такими умениями, как умение преадаптивно мыслить, умение ставить цели; умение организовывать деятельность других – умениями ставить задачи и контролировать процесс их исполнения, формировать и распределять функционалы и т.д.

Уровень развития  каждой из операционных компетенций может  быть определена соответствующими индикаторами (таблица 1).



Таблица 1 – Шаблон оценки операционной компетенции (на примере Ос К)

 

БЛОК КОМПЕТЕНЦИЙ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ

НАИМЕНОВАНИЕ    СТРАТЕГИЧЕСКОЙКОМПЕТЕНЦИИ

УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НАИМЕНОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

УМЕНИЕ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ЗАДАЧЕ

Поведенческие индикаторы

Описание

уровня развития компетенции по индикатору

Качественная

уровня развития компетенции по индикатору

Количественная

оценка уровня развития компетенции по индикатору

Описание

Позиция

Оценка,

балл

в баллах

в %

 

Исходным материалом для моделирования индивидуальной траектории личностного и профессионального развития руководителя являются модель компетенций как ориентир, с одной стороны, и поведенческие индикаторы компетенций, позволяющие определить уровень их развития, с другой.

В данном случае, для оценки Ос К - Умение концентрироваться на задаче, в качестве индикаторов были выбраны реакция на задачу, вовлеченность в работу над задачей при наличии/отсутствии четких инструкций и алгоритмов ее решения, заинтересованность в достижении результата при отсутствии «видимой» личной выгоды, активность сотрудника при устранении сбоев в бизнес-процессах, активность сотрудника в поиске эффективных путей решения задачи.

Анализ поведенческих индикаторов Ос К - Умение концентрироваться на задаче, позволяет определить, какую позицию в данный момент занимает сотрудник в организации, а также определить уровень развития данной компетенции.

В зависимости от отношения к процессу реализации компетенции, сотрудник может занимать одну из позиций – негативист, шифтер (от англ. Shift – перекладывать), пассивный исполнитель, рядовой исполнитель, инициативный исполнитель, лидер.

Позиция негативиста может быть описана выражением «Мне это не надо».

На этом уровне сотрудник отказывается выполнять задачу, если не видит личную выгоду в первом приближении. Последствия невыполнения задачи для организации в целом его не интересуют. Уровень развития компетенции в данном случает определяется как «практически отсутствующий» (= 0 баллов, 0%).

Позиция шифтера характеризуется стремлением найти любого другого исполнителя задачи.

На этом уровне сотрудник осознает последствия невыполнения задачи для организации в целом, но, если не видит личную выгоду в первом приближении, всеми силами пытается переложить ее выполнение на любого другого, независимо от уровня компетентности последнего. Уровень развития компетенции в данном случает определяется как «низкий» (=0,5 балла, 12,5 %).

На позиции «пассивного исполнителя» сотрудник работает над задачей, только при условии постоянного контроля и негативного стимулирования. Уровень развития компетенции чуть ниже среднего, что оценивается в 1 балл (25%).

«Рядовые исполнители» работают над задачей, опираясь на четкие инструкции и используя отлаженные бизнес-процессы. Если в системе бизнес-процессов происходит сбой, они не пытаются устранить его самостоятельно, обращаются за помощью или прекращают работу. Такая позиция демонстрирует средний уровень развития компетенции (2 балла, 50%).

На уровне «инициативных исполнителей» реализуется уровень развития компетенции чуть выше среднего (3 балла, 75%). Сотрудники работают над задачей, идентифицируя ее значимость для организации с собственной стратегической выгодой; способны ограничиться только целевым ориентиром, внося необходимые изменения в бизнес-процессы.

Высокий уровень развития компетенции (4 балла, 100%) – это уровень лидеров. Лидеры работают над задачей, не отделяя себя от организации; вкладывают собственные ресурсы (временные, энергетические, материальные) для достижения результата; в случае необходимости создают новые бизнес- процессы; демонстрируют готовность разрабатывать новые эффективные пути решения задачи, опираясь на собственную интуицию используя креативное мышление.

Определив уровень развития каждой операционной компетенции в комплексе компетенции стратегической, можно достаточно точно определить исходную точку моделирования индивидуальной траектории личностного и профессионального развития руководителя.