Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Аннотация: Рассмотрены современные теоретические представления о психологических особенностях семьи, воспитывающей ребенка с РДА. Разработан план исследования, направленный на изучение психологических особенностей семьи, воспитывающей ребенка с РДА, представлены социально- демографические характеристики исследуемых семей.

Ключевые слова: ранний детский аутизм, психологические проблемы, деформация внутрисемейных отношений.

Ранний детский аутизм (далее – РДА) встречается в разных формах, имеет полиморфную симптоматику на каждом возрастном этапе, связанную с уровнем интеллектуального, социального и речевого развития. Еще в младенческом возрасте, когда ведущей деятельностью ребенка является эмоциональный контакт с матерью, отмечаются первые нарушения, проявляющиеся в громком плаче, при касаниях матери к ребенку, прижимании его к груди. Растет и развивается малыш по-особому: боится новых людей, контактов с ними, познает окружающий мир с помощью стереотипного поведения, пытается спрятаться от трудностей с помощью компенсаторной аутостимуляции. Все эти специфические особенности препятствуют нормальному психическому развитию, особенно, если диагноз был выявлен поздно, неправильно подобран оптимальный педагогический маршрут, родители отказываются верить в случившееся и настроены агрессивно по отношению к ребенку, либо, наоборот, принимают этот диагноз, как безнадежное и начинают потворствовать поведению малыша, не вмешиваясь в его особенный процесс развития.

Изучением особенностей развития детей с РДА занимались многие отечественные ученые Баенская Е.Р., Башина В.М., Веденина М.Ю., Лебединский В.В., Лебединская К.С., Либлинг М.М., Никольская О.С. и зарубежные ученые M. Rutter, E. Shopler; E. Shopler, G.B. Mesibov; Anne M. Donnellan;L. Wing; E. Shopler, M.E. Van Bourgondien; Welch M. и другие. Благодаря перечисленным выше и другим ученым, на сегодняшний день, имеется немало сведений об особенностях психологического развития детей с РДА, о ярких внешних проявлениях синдрома РДА (аутизм, стереотипность, специфические нарушения речи) и о многом другом. Однако, наименее изученным остается  вопрос личностных, внутренних переживаний  родителей  особенного ребенка.

Исследования Jonathan A Weiss, A. Wingsiongи Y. Lunsky, направленные на изучение психологического состояния матерей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра, показали, что родители в большинстве случаях находятся в стрессовых состояниях, связанных со специфическим поведением ребенка, говоря о том, что избавившись от плохого сна малыша возникают новые трудности, с которыми не знаешь как справляться [1].

На основе анализа литературных источников, мы пришли к выводу о том, что родители детей с РДА сталкиваются со следующими психологическими проблемами:

1.      Понимание и принятие диагнозаребенка родителями и остальными членами семьи;

2.      Сужение круга знакомых;

3.      Стеснение, неловкость от поведения собственного ребенка;

4.      Понимание или непонимание потребностей ребенка, особенностей взаимодействия с ним;

5.      Проблема кажущегося одиночества, беспомощности;

6.      Невозможность «правильного» воспитания ребенка;

7.      Чувство собственной вины и другие.

Целью нашего исследования является определение психологических проблем семьи, воспитывающей ребенка с РДА.

Задачи исследования: изучение и обобщение теоретических и эмпирических данных по проблеме трудностей семьи, воспитывающей ребенка с РДА; изучить характер психологических проблем семьи, воспитывающей ребенка с РДА в соответствии с этапами и периодами жизни семьи; разработка и проведение тренинга с целью снижения психологических трудностей семьи, воспитывающей ребенка с РДА. Исследование проводится в ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ №2 VIII вида г.Саратова».

Для достижения поставленной цели и реализации задач нами были выбраны следующие методы исследования:

1.      Рисуночная методика для родителей «Как я представляю своего ребенка в школе» (Е.П. Аранаутова);

2.      Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

3.      Метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд);

4.      Опросник родительских позиций (У. Бронфенбреннер);

5.      Биографический метод – метод семейной истории.

На данном этапе исследования нами был проведен анализ социально-демографических данных о семьях, вошедших в экспериментальную группу. Всего изучается 12 семей. Возраст детей с синдромом РДА в этих семьях от 9до 13 лет, они обучаются в 1, 2, 3 и 6 классах, среди них 9 мальчиков и 3 девочки.По составу из 12 изучаемых семей – 10 являются полными, 2 семьи – неполными. В 5 семьяхимеются другие дети: в 2-х семьях старшие по отношению к ребенку с РДА, в 3-х – младшие по отношению к ребенку с РДА. Возраст родителей детей с РДА, обучающихся в 1,2 и 3 классах – 35 -40 лет. Родителям детей, обучающихся в 6 классе около 50 лет, за исключением двух семей, возраст родителей в которых составляет 35-37 лет.

В результате бесед с родителями, воспитывающими детей с РДА, были выявлены противоположные установки по вопросу рождения второго ребенка, если у первого установлен диагноз РДА. Часть родителей отказались от этого, считая, что наличие больного ребенка в семье препятствует появлению последующих. Часть родителей отмечали, что было страшно заводить второго ребенка, так как дефект может проявиться и у него, однако, они считают, что у особенного ребенка должны быть брат или сестра, чтобы всю жизнь помогать, заботиться о нем. Матери подростков с РДА жаловались на непонимание со стороны отцов, завышенные требования кребенку, страдающему РДА, желание видеть в нем другого человека.

По вопросу о том, что они переживали, когда заметили нарушения в развитии ребенка, все родители утверждали, что, в самом начале, когда только начинаешь чувствовать, что что-то не так с ребенком – становится страшно, в итоге, страхи подтверждаются диагнозом. Цитаты мам:«Первое время не знаешь, чего хочет ребенок, прислушиваешься к каждому движению с его стороны» (3 класс). «Ребенок не кушает, делает однообразные движения» (3 класс). Отмечалось, что с возрастом поведение не нормализуется, появляются новые, пугающие родителей симптомы: «Сын кушает все подряд, будь это карандаш или пенопласт…» (6 класс). «Когда мы в людном месте – он начинает плакать, кидать и рвать все, что попадет ему под руку, а иногда, ложится на пол и бьется в истерике» (6 класс). «Стал подходить к женщинам, одетым в брюки и джинсы, иногда кажется, что он хочет снять с них одежду …» (6 класс).

Таким образом, становится понятно, что проявления РДА настолько многообразны, что семьи испытывают многочисленные страхи и ощущения беспомощности, несмотря на значительный опыт воспитания аутичного ребенка.

В анализе психологических трудностей семей, воспитывающих детей с РДА, за теоретическую основу мы берем периоды в жизни семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития от рождения, выделенные Е.И. Холостовой:

· рождение ребенка – получение информации о наличии патологии, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;

· школьный возраст – принятие решения о форме обучения ребенка с ограниченными возможностями развития, переживание реакций группы сверстников, организация его учебы и внешкольной деятельности;

· подростковый возраст – привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с пробуждающейся сексуальностью, изоляцией от сверстников и его отвержением (с их стороны), планирование будущей занятости ребенка;

· период «выпуска»– признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи - инвалида;

· постродительский период – перестройка отношений между супругами (например, если ребенок был успешно "выпущен" из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка [2].

Переживая этап за этапом в семье, воспитывающей ребенка с РДА, происходит деформация внутрисемейных взаимоотношений, нарушение основных функций семьи. Искажаются отношения с окружающим социумом. Выделяется несколько уровней, в которых происходят качественные изменения:

1.      Психологический уровень. Изменяется стиль внутрисемейных взаимоотношений, искажаются отношения с окружающим социумом, изменяется система ценностей, мировоззрения родителей. Отмечаются нарушения в эмоциональной сфере, особенно у женщин.

2.      Социальный уровень. Семья, воспитывающая ребенка с РДА, в силу различных трудностей, становится избирательной в контактах, уход от общения с прежними знакомыми. Отношения между родителями, старшими поколениями деформируются. Отказ от рождения других детей, боясь, что родится ребенок с подобным диагнозом.

3.      Соматический уровень. Возникновение психогенного стресса у матери в следствие наличия необратимых психических расстройств ребенка, все это является пусковым механизмом к возникновению соматических или психических заболеваний у матери. Об этом говорили В.А. Вишневский, 1985, 1987; М.М. Кабанов, 1978; В.Н. Мясищев, 1960 и другие.

Таким образом, изучение психологических проблем семьи, воспитывающей ребенка с РДА, на сегодняшний день является одной из важных проблем, так как семья – это микросоциум, в котором ребенок живет, развивается, приобретает практический опыт. Именно в семье у ребенка закладываются нравственные качества, формируются нормы и правила поведения, межличностного взаимоотношения с другими людьми. Психологические расстройства, эмоциональное напряжение, стрессы, депрессии, состояния фрустрации, соматические заболевания родителей могут привести к неправильному воспитанию, развитию, возникновению вторичных дефектов, появлению страхов, негативизма, агрессии или самоагрессии ребенка. Поэтому очень важно своевременно оказать комплексную психолого – педагогическую помощь ребенку, а также социально – реабилитационную поддержку семье.

 

Список литературы

1.      Defining crisis in families of individuals with autism spectrum disorders. Jonathan A Weiss, ArandaWingsiong and YonaLunsky. The online version of this article can be found at: http://aut.sagepub.com/content/18/8/985.

2.      Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами / Е.И. Холостова // И.: КноРус. – 2012г.