Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Авторы:
Город:
Шадринск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Одной из необходимых предпосылок повышения общей культуры человека, становления его как духовной сущности, понимающей себя и мир вокруг себя, является художественно-эстетическое воспитание, определяемое в педагогике как формирование и развитие художественно-эстетического сознания и активизация его до творческой деятельности, предполагающей проявление полной самостоятельности.

В художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста самостоятельная деятельность является неотъемлемым элементом педагогического процесса. Сегодня развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста является одной из интереснейших педагогических проблем. С введением ФГОС ДО [1], самостоятельная деятельность детей становится обязательной частью педагогического процесса наряду с непрерывной образовательной деятельностью, организацией режимных моментов и взаимодействием с семьями воспитанников.

В настоящее время особое внимание уделяется созданию условий для участия детей в художественно- эстетической деятельности, развития самостоятельной изобразительной деятельности детей, развитию творчества, художественно-эстетического восприятия окружающего мира и искусства, способности к элементарному анализу и оценке произведений изобразительного искусства.

Самостоятельная деятельность в процессе художественно-эстетического воспитания ребенка дошкольника, по мнению Е.К. Ривиной [4], подразумевает самостоятельность ребенка в изобразительной деятельности и в проявлении интереса к искусству. Искусство является уникальной сферой человеческой деятельности, способной моделировать и образно воссоздавать саму человеческую жизнь в ее целостности. Искусство предоставляет ребенку дополнительный жизненный опыт, позволяющий расширить познания об окружающем мире.

Детская изобразительная деятельность является своеобразной формой усвоения социального опыта, дает возможность ребенку отразить свои впечатления, знания об окружающем мире, передать настроение и эмоции, получить первый опыт творчества и созидания. Источниками знаний, социального опыта и развития для них могут быть взрослые и среда пребывания детей. Поэтому среда, окружающая детей, должна быть развивающей.

Активизация художественного опыта детей происходит в русле собственной активности, косвенно стимулируемой развивающей средой. В этом  аспекте О.В. Дыбина [3] рассматривает среду как  поисковое, творческое «поле» ребенка для самостоятельных действий разного характера, проявлений познавательной, практической и творческой активности и установления взаимосвязи «ребенок – предмет» в социальной действительности.

Для самостоятельной изобразительной и творческой деятельности в группе ДОО необходимо создавать условия, например, разместить центр художественного творчества, центр конструктивного творчества, где будут располагаться   мольберты,   столы   с   различными   материалами   для   рисования,   лепки,   аппликации, конструирования, изготовления героев настольного театра, атрибутов и костюмов к играм, к театральным постановкам и др.

Для создания положительного эмоционального настроя необходимо продумать музыкальное сопровождение творческой деятельности детей. Приятные ощущения, связанные с музыкой, стимулируют взаимодействие, позволяют повысить уровень внимания ребенка. Музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, помогает развивать ассоциативное мышление, раскрыть творческий потенциал ребенка.

В центре художественного творчества необходимо помещать предметы, побуждающие детей к проявлению творческой активности, например, таинственные письма-схемы, по которым можно изготовить поделку в технике оригами, посылки с интересными лото и мозаиками. Можно сделать «сундучок – тайник», куда периодически помещать фотографии, открытки произведений искусства живописи, скульптуры, архитектуры, предметы декоративно-прикладного искусства, с которыми детям предстоит познакомиться в ближайшее время. Особое место в центре художественного творчества можно отвести «мастерской по ремонту», например, здесь дети могут выступить в роли мастеров и ремонтировать игрушки, бумажных героев настольного театра, выполненных в технике оригами, подклеивать книги и др.

Особое место в художественно-эстетическом воспитании отводится музею. Музейная педагогика является одной из инновационных технологий художественно-эстетического воспитания детей, способствующей приобщению к искусству. Сегодня создаются специальные музейные программы для дошкольников, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (Э.Э Баранникова, Н.Б. Кутьина, С.Н. Николаева, Л.В. Пантелеева, Н.А. Рыжова и др.).

Музеи имеются практически во всех городах, населенных пунктах и в селах. Конечно же, они различаются своей направленностью и своим масштабом. Однако не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому большую популярность приобретает новое направление музейной педагогики – мини-музеи. В детских садах создаются собственные мини-музеи, являющиеся неотъемлемой частью развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Мини-музей – интерактивное пространство для педагогов, детей и родителей, позволяющее объединить усилия взрослых для создания условий развития личности дошкольника. Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты (например, при ознакомлении с ДПИ, народными промыслами), ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. При создании мини-музея сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Практическая деятельность детей в мини-музее включает собственную деятельность детей, т.е. различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок детей. Особую ценность в мини-музеях имеют коллекции, собранные и оформленные руками детей и их родителей в процессе совместной деятельности. Взаимодействуя с «экспонатами» мини-музея, ребенок вступает в некий «диалог» с музейной вещью, что позволяет обратить внимание дошкольника на обычные предметы, которые могут дать интересную информацию, например, в мини-музее посуды старинный бабушкин самовар и чайник могут многое о себе «рассказать». Предложения и версии детей способствуют углублению их интереса, а затем и потребность к рассматриванию и обсуждению других предметов уже в экспозиции музея (т.е. являются своего рода подготовкой к посещению «настоящего музея»).

При проведении воспитательно-образовательной работы с детьми в мини-музее эффективны следующие методы: проектирование, ролевые игры, креативная деятельность, поисковая стратегия, театрализация, ситуация «погружения», путешествие. Например, при знакомстве с самоваром инсценировать путешествие в город Тулу, организовать костюмированные «посиделки» с традиционным русским чаепитием и др.

Содержание организованных мини-музеев открывает ребенку разные способы творчества (замещение, изменение, изготовление и т.д.), развивает самостоятельную деятельность, побуждает к стремлению создавать свое авторское, оригинальное, новое.

Особенно актуальным направлением в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста является использование информационно-коммуникационных технологий.

Безусловно острым, во многом спорным, является вопрос о применении компьютерных средств в развитии дошкольников. В настоящее время предусматривается использование компьютерных технологий в образовании детей. Задачами осуществления обогащенного развития и эффективного обучения дошкольников средствами компьютерных технологий, по мнению А.М. Вербенец [2], являются: 1) обогащение детского познавательного, эстетического и социального опыта; 2) развитие познавательной деятельности (познавательных процессов, логических операций, становление  познавательного интереса  и самостоятельности); 3) формирование основ «компьютерной     культуры»,     готовности     к     жизнедеятельности     в     мире,     насыщенном    компьютерными технологиями.

Современные медиапродукты, ориентированные на художественно-эстетическое развитие дошкольников, содержат некоторую «информационную часть» (разделы «выставки», «галерея», «музей», коллекции изображений, рассказы о музее и экспонатах) и игровые задания (прослушать, воспроизвести, соотнести, восстановить, дорисовать). Медиаресурсы могут быть использованы в разных целях (для создания опыта насмотренности, развития восприятия и эстетических способностей, практикования в умениях, стимулирования творчества («подсмотреть» секреты у художников, скульпторов, мастеров и создать свои работы)). Возможно использование виртуальных экскурсий и музеев, дидактических презентаций, детских сайтов. Развивающая среда, направленная на приобщение к искусству, может включать наряду с наборами открыток, фотографий и репродукций оборудование, необходимое для просмотра произведений живописи, графики – DWD-плейер, ноутбук, мультимедийный проектор и интерактивная доска. В настоящее время практически все крупные музеи выпускают компьютерные программы и диски – путеводители, подборки репродукций и антологии творчества наиболее известных художников, произведения которых входят в музейное собрание.

Рассматривание слайдов произведений искусства  побуждает ребят к диалогу,  вызывает желание поделиться своими впечатлениями, высказать свое впечатление к изображаемому на картине первоначально в процессе беседы со взрослым, а затем и со своими друзьями-сверстниками в группе в условиях самостоятельной деятельности.

Воспринятые дошкольниками высокохудожественные образцы декоративно-прикладного искусства, шедевры живописи, графики, скульптуры, архитектуры в свою очередь обогащают детское изобразительное творчество, самостоятельную изобразительную деятельность. Опыт взаимодействия и общения во время бесед, полученный детьми в процессе образовательной деятельности, позволит им вести диалог и в процессе самостоятельного общения с изобразительным искусством.

Следует подчеркнуть, что интеграция использования медиаресурсов и самостоятельной деятельности детей в центре художественного творчества и в мини-музее с реальными предметами необходима для распознавания свойств «экранных» предметов. Весомым дополнением данных культурных практик выступят экспериментирования и обследования, коллекционирования, выполнение детско-родительских проектов и др.

Частью развивающей среды являются художественно-дидактические игры, готовые настольно-печатные игры – лото и мозаика, где нужно узнать, собрать картинку предметов народных промыслов или произведений искусства из отдельных частей. В настоящее время современные издательства для детей дошкольного возраста выпускают много мозаик с различным количеством деталей разного размера с репродукциями произведений известных художников, скульпторов,  архитекторов. Например,  арт-лото «Шедевры  Государственной Третьяковской галереи» (выпуск 1 и 2). Педагоги ДОО при необходимости совместно с детьми и родителями могут разрабатывать авторские художественно-дидактические игры.

Таким образом, рассмотренные современные технологии художественно-эстетического воспитания детей, безусловно, способствуют развитию самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей, делают жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимают его культуру, развивают интеллект, дают ему в руки новый инструмент для познания мира.

 

Список литературы

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155.

2.     Вербенец, А.М. Использование современных информационных технологий в процессе художественно- эстетического развития дошкольников //Детский сад от А до Я. – 2009. – №4 (40). – С. 4-25.

3.     Дыбина, О.В. Творческое «поле» ребенка-дошкольника [Текст] О.В. Дыбина //Традиции и инновации в дошкольном образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 135-летию МПГУ. – М.: Издательство «Том», 2007. – С. 658.

4.     Ривина, Е.К. Развитие самостоятельной деятельности детей в процессе художественно-эстетического воспитания [Текст] /Е.К. Ривина // Инновационные процессы в дошкольном образовании: Сборник научных статей по материалам междунар. науч.-практ. конф., 3-5 октября 2012 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С. 174.