Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ: КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Коммуникативно-прагматическому подходу в последнее время уделяется всё больше внимания. Современному человеку необходимо научиться убеждать собеседника в условиях, когда каждый является равноправным участником общения, представляя собой уникальную личность, требующую к себе уважения.

Государственный стандарт основного общего образования требует, чтобы обучающиеся научились осознанно использовать речевые средства для успешной коммуникации, для выражения мыслей и чувств как в письменной, так и в устной формах. Выпускники основной школы должны уметь сотрудничать с учителем и сверстниками, согласовывать и учитывать свои интересы и интересы окружающих, уметь разрешать конфликты, аргументировать занимаемую ими позицию и отстаивать свою точку зрения. Обучение русскому языку направлено на формирование прежде всего коммуникативной компетенции, характеризующей «знания, умения и навыки учащихся, необходимые для речемыслительного процесса: понимания, порождения и воспроизведения речи в соответствии с целевой коммуникативной установкой». [1,35] Одним из видов работы по совершенствованию языковой и коммуникативной компетенции является проектная деятельность в виде публичного доклада и презентации (для краткости будем называть сокращённо – презентация).

Обучение происходит в игровой форме, где один или несколько учащихся по очереди выступают с докладом. Остальные участники слушают и оценивают выступающего (выступающих), одновременно выполняя роль и зрителей, и жюри. Каждому на руки выдаётся карточка, содержащая семь критериев оценки, по которым нужно выставить баллы от одного до десяти. Оцениваются такие важные составляющие, как структура презентации, подача материала, речь и язык, манера держаться, мимика и жесты, наглядность (использование мультимедийных технологий) и, наконец, общее впечатление. В свою очередь, каждый раздел имеет несколько подразделов. Обучающиеся должны выставить баллы и обсудить такие критерии, как темп речи, голосовой регистр, правильность артикуляции, наличие зрительного контакта с аудиторией, сколько времени длилось выступление, уложился ли оратор в отведённое время или, наоборот, превысил положенный лимит или был слишком краток? Правильность и выразительность речи, логика её построения тоже принимаются во внимание. Обсуждается также, следовал ли выступающий правилам построения речи, была ли речь разделена на смысловые части: вступление, основная мысль, заключение? Употреблял ли докладчик слова-связки, фразы-клише, то есть, были ли в его выступлении фразы-опоры, своего рода сигналы, по которым аудитория могла определить конец одной части и начало следующей. Поведению тоже даётся оценка – насколько естественно держался выступающий, чувствовалась ли нервозность, были ли жесты плавными и спокойными.

Для успешного публичного выступления необходима наглядность, представленная в виде слайдов, выполненных с помощью компьютерных технологий. Основное  назначение слайдов –  сделать выступление доступным, ясным и понятным для аудитории. Они придают стройность и законченность всему выступлению. Умение работать с компьютером и компьютерными программами повышают мастерство, развивают креативное мышление. Действительно, смекалка и творческий подход помогают создать образы, которые зрители запоминают надолго. Поэтому работе над слайдами нужно уделять особое внимание, так как их оформление входит в оценку выступления.

Во время выступления обращается внимание на то, поддерживался ли зрительный контакт с аудиторией. Если человек смотрит собеседнику в глаза, значит, он говорит правду. Соответственно, между выступающим и аудиторией создаётся особая атмосфера доверия. Кроме того, появится возможность почувствовать реакцию зрителей, если им станет неинтересно. Однако здесь учащимся следует сообщить, что в культуре народов Востока отношение к зрительному контакту несколько иное. Смотреть собеседнику в глаза считается невежливым. Поэтому необходимо заранее выяснить, перед какой аудиторией предстоит выступать с презентацией. Зрительный контакт умеют поддерживать не все. Многие часто отводят взгляд, смотрят в сторону, в потолок, на слайды, а иногда начинают читать всё выступление по бумажке. Зрители не чувствуют, что речь обращена к ним, их внимание рассеивается, следить за речью становится трудно, пропадает интерес. Длительность каждого выступления составляет четыре-пять минут, поэтому, если учащийся приготовился по всем правилам, ему не составит труда донести до слушателей суть своего выступления, при этом удерживать внимание публики, вызывая у них ответную реакцию и интерес. Для психологической уверенности целесообразно заранее приготовить небольшие пронумерованные карточки с записанными ключевыми фразами. По ходу выступления можно обращаться к ним для контроля правильности построения своего доклада, но при этом нужно стараться делать это незаметно, не привлекать внимание слушателей.

Страх перед аудиторией считается самым главным фактором, влияющим на эффективность выступления. Чтобы побороть естественное психологическое волнение, докладчику рекомендуется выучить вступительную часть наизусть, а речь несколько раз проговорить дома. Также желательно предварительно записать своё домашнее выступление на видео. Тогда появится возможность заранее обнаружить недочёты, выяснить, что удаётся в выступлении, а над чем предстоит поработать. Просмотрев своё выступление со стороны, учащиеся ещё на подготовительном этапе смогут обнаружить и исправить все бросающиеся в глаза недостатки.

Нельзя проговаривать своё выступление слишком быстро или  слишком медленно. Речь должна быть плавной и спокойной. Тембр голоса тоже влияет на качество выступления. Интересным представляется тот факт, что премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер специально брала уроки вокала, чтобы сделать звучание своего голоса более низким, потому что для государственного деятеля высокий тембр голоса является существенным недостатком.

При работе над презентацией обучающиеся должны осознать, что для успеха важны не только вербальные, но и невербальные средства: мимика, жесты, внешний вид, поза, которую занимает выступающий. Через органы зрения человек воспринимает до 80% информации, через органы слуха воспринимается примерно 15%, поэтому поведение выносится в отдельную графу обсуждения. Не только речь, но и жесты должны быть плавными, нельзя суетиться. Часто учащиеся не знают, что делать с руками. Создаётся впечатление, что руки «мешают». Кроме того, зрители отвлекаются на излишние жесты докладчика и тем самым хуже воспринимают информацию. Движение тела должно быть согласованным с темпом и характером выступления. Кроме того, неопрятность и неряшливость могут свести на нет все усилия по подготовке: согласно правилам, внешний вид входит в критерий оценки выступления. Следовательно, с помощью игровой технологии преподаватель может научить не только правильной и красивой речи, но и умению правильно держаться в обыденной жизни, быть вежливым и воспитанным. Выступление перед аудиторией – это небольшое театральное выступление, где докладчик выступает в роли актёра. Поэтому все силы и средства должны быть направлены на достижение максимального воздействия на публику.

Как и в театре, для успешного выступления необходимы чёткая дикция и правильное дыхание. Специальные упражнения, скороговорки, направленные на улучшение артикуляции, помогают решить эту проблему. Младшие школьники старательно произносят слова, голоса их чистые и звонкие, но, чем старше они становятся, тем больше небрежности они проявляют при произнесении звуков. Речь их становится отрывистой, артикуляция нечёткой. Кроме того, из-за поверхностного дыхания они не в состоянии произнести фразы целиком, делают неоправданные остановки, приводящие к искажению смысла. Публика сразу чувствует это, начинает раздражаться или испытывать жалость, что, конечно, недопустимо.

Подготовка презентации длится не один день. Необходимо довести до сознания обучающихся важность неоднократных репетиций перед финальным выступлением. Проговаривая текст вслух, учащиеся отшлифовывают фразы, вслушиваются в «мелодию» своего голоса, исправляют не замеченные прежде дефекты. Это напоминает работу по созданию музыкального произведения, где все ноты постепенно складываются в одну прекрасную мелодию. Рекомендуется провести генеральную репетицию выступления с обязательным использованием слайдов. Только тогда можно быть уверенным, что во время выступления всё пройдёт гладко, а уверенность – это путь к успеху.

 

Список литературы

1.     Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006. – 319с.

2.     Каптерев А. Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир/Алексей Каптерев; пер. с англ. С. Кировой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2012. — 336с.

3.     Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Ростов – на – Дону, издательство «Феникс», 1999. – 448 с.

4.     Федеральный      государственный      образовательный      стандарт      основного      общего       образования http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf

5.     Powell Mark. Dynamic Presentations. Cambridge: Cambridge University Press, 2010, - 96c.