Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 – 8 КЛАССАХ (СИСТЕМА ОБУЧАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ)

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Современный период российской истории и образования характеризуется социальными кризисами, приводящими к деструктивным последствиям, способствующим усилению «экзистенциального вакуума», утрате личностью индивидуальности, её усреднению и выравниванию.

Несмотря на законодательно утверждённые нормы, в российском обществе отсутствует согласие в вопросах ценностного самосознания и самоопределения, тогда как «выживание человечества в XXI веке непосредственно зависит от того, сумеет ли оно обрести это свое ценностное самосознание» [1, с. 181].

В этой связи проблема реализации гуманистического потенциала уроков литературы в процессе освоения сущности базовых национальных и гуманистических ценностей, находящихся в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, остаётся особенно острой. Учащиеся затрудняются дать определение таким понятиям, как гуманизм, патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, человечество и др., находясь во власти «иллюзии осведомлённости», однозначных или ошибочных толкований.

Литературная классика является носительницей «вечных ценностей», обладает огромным гуманистическим потенциалом, содействующим становлению ценностно мировоззренческой позиции учащихся, формированию их отношения к художественному произведению как особому способу познания мира.

Приоритетной целью литературного образования является «воспитание духовно развитой личности<…> формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей…» [5, с. 6].

Условием эффективности процесса реализации гуманистического потенциала уроков литературы является создание благоприятных психолого-педагогических условий, таких как разнообразие и смена форм восприятия в процессе выявления аксиологического потенциала литературного произведения; ясное понимание задач, ориентированных на осмысление материала в ценностном аспекте; реализация диалогового принципа, в основе которого лежит понимание процесса изучения литературы как «диалога культур»; принципа инвариантности, предполагающего при работе с текстом установление различных типов связей (внутрипредметных, межпредметных), принципа внедрения, позволяющего моделировать такие ситуации, при которых созданное учеником получает социально значимый статус.

Построение модели обучения, направленной на реализацию гуманистического потенциала уроков литературы и формирование гуманистических убеждений учащихся, целесообразно осуществлять в рамках целостного (усвоение знаний – создание условий для переживания этого знания как личностно-значимого – формирование личностного смысла, побуждающего применять эти знания в качестве убеждения) и ценностно- деятельностного направления, предусматривающего включение усваиваемых знаний в структуру способа социальной ориентировки личности, в механизм целеобразования в процессе усвоения не только содержания знания, но и приемов его реализации.

В соответствии с принципами развития теоретического мышления учащихся, позволяющего дифференцировать явления (внешние проявления) и сущность (внутренняя связь, определяющая частные особенности целого), стимулирующего развитие способности к самостоятельному и творческому усвоению новых понятий, работу на уроке следует выстраивать в рамках системы:

а) трансформационных, аналитических, исследовательских, прогностических, систематизирующих, интегрирующих заданий, направленных на углублённый анализ текста в ценностном аспекте;

б) информационных, рефлексивно-оценочных заданий, содействующих изучению  теории и истории литературы с акцентом на особенностях этапов духовной эволюции художника слова и пафоса литературного произведения;

в) суммирующих, мотивирующих, перспективных, рефлексивных проверочных заданий и алгоритмов конструирования письменных высказываний о литературном произведении с  опорой на определения понятий аксиологии гуманизма;

г) контрольных вопросов и заданий, содействующих выявлению уровня сформированности знаний о гуманистических ценностях, более глубокому пониманию литературного произведения, авторской позиции и своего отношения к ней, формированию умения составлять письменные и устные высказывания, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений.

Особую актуальность приобретают исследовательские задания, так как «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников» [2, с. 12].

Целью исследования, направленного на выявление гуманистического потенциала учебного материала, является подготовка учащихся к самостоятельному изучению литературных произведений, формирование умений вырабатывать критерии их оценки, совершенствование художественного вкуса.

Исследовательские задания ориентированы на а) выявление сущности понятий аксиологии гуманизма в процессе лексической работы, составления синонимических и антонимических рядов, сопоставления определений понятия аксиологии гуманизма в различных толковых словарях и др.; б) определение ценностного значения афоризма, крылатого выражения, контекстного значения понятия аксиологии гуманизма.

Решению познавательных и воспитательных задач, реализации гуманистического потенциала учебного материала максимально содействует работа в рамках предложенных ниже алгоритмов исследовательских заданий:

1.      Сопоставление определений понятия аксиологии гуманизма в различных толковых словарях, конструирование определения с опорой на полученные на уроке сведения: определение этимологии слова, толкование лексического значения, предполагающее установление количества значений слова; выявление фразеологических оборотов, включающих данное слово; составление  словосочетаний, подбор цитат из произведений, которые дают дополнительную характеристику смысловых особенностей слова, раскрывают сферу их употребления, служат руководством для современного словоупотребления.

Например, на уроке подготовки к сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», целью которого является обобщение и систематизация полученных знаний, выявление нравственных проблем рассказа, смысла противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости, учащиеся определяют лексическое значение слов «сила воли», «мужество», «находчивость», «стойкость», «выносливость», «чуткость», «доброта», «отзывчивость», «нерешительность», «трусость», «эгоизм», «жестокость» и «нетерпимость»; смысл пословиц о любви к людям, доброте, войне и мире (сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром; час в добре пробудешь, все горе забудешь; дружно за мир стоять – войне не бывать; кому мир недорог, тот нам и ворог).

Анализ  высказываний  «Во  внутреннем  мире  человека  доброта  —  это  солнце» (Л.Н.  Толстой);

«Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок» (В. Гюго); «Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему» (Конфуций); «Верх Счастья на вершине Доброты» (Генри Дэвид Торо); «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта» (А. Поуп);

«Великие люди способны на великую доброту» (Ф. Бэкон) содействует выявлению их общего смысла (доброта – величайшее достоинство человека), готовит к ответу на итоговый вопрос уроков: «Каким должен быть современный мир?». Учащиеся отмечают необходимость преодоления агрессии прежде всего в самом себе, выстраивании отношений между людьми на основах доброты, взаимопонимании и любви [3, с. 197 – 199].

2.   Составление синонимического и антонимического рядов, связанных с понятием аксиологии гуманизма; словосочетаний, включающих понятия аксиологии гуманизма: выявление в тексте слов и сочетаний слов, рассказывающих о поступках героя, определение качеств характера героев, проявляющихся в данных поступках, составление характеристики героев с использованием понятий аксиологии гуманизма, синонимических и антонимических рядов, устного рассказа о герое и его отношении к окружающему миру с использованием слов, словосочетаний, синонимов и антонимов.

Анализируя рассказ Е. Носова «Как патефон петуха от смерти спас», учащиеся находят самое точное слово для характеристики чувств Витьки, уточняют его значение по словарю, подбирают к нему синонимы:

Жалостливый. 1. Склонный к жалости; сострадательный, добрый, милосердный. 2. Преисполненный жалости.

Жалостливый: добрый, благой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, добросердечный, гуманный, человечный, душевный, сердечный, отзывчивый, чувствительный, терпимый (веротерпимый), добряк (добрячок), душа-человек, золотое сердце..

Витька – добрый человек, умеющий любить и жалеть живое [3, с. 290 – 292].

3.   Работа с пословицами, включающими понятие аксиологии гуманизма, выявление ценностного понятия, синонимичного пословице и поговорке: определение наиболее значимого качества характера героя, запись пословиц, соотнесённых по смыслу с этим словом, составление рассказа о герое и завершение его пословицей.

Анализируя «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», учащиеся отмечают, что своенравию царицы- мачехи противопоставлена кротость царевны.

Лексическая работа со словом «кротость» (спокойствие, доброта, незлобливость), выявление смысла сравнения царевны с прекрасным цветком («...росла, росла, поднялась — и расцвела», «тихомолком расцветая...»), запись слов, при помощи которых можно воссоздать характер и портрет царевны («белолица, черноброва, нраву кроткого такого»), позволяют выделить наиболее значимое качество характера героини – скромность. Учащиеся записывают пословицы с этим словом (скромность – украшение мудрости; скромность – величие души), составляют рассказ о героине с использованием указанных понятий [3, с. 87 – 89].

4.    Выявление ценностного значения афоризма, крылатого выражения: запись крылатых выражений в процессе чтения текста, толкование, составление описания ситуации, в которой уместно обратиться к этим цитатам.

Например, в процессе знакомства с творчеством Х. К. Андерсена учащиеся записывают названия сказок, являющиеся крылатыми выражениями, определяют их смысл и составляют описания житейских ситуаций, в контексте которых актуально обращение к этим названиям: принцесса на горошине (об изнеженном, избалованном и капризном человеке); стойкий оловянный солдатик (о мужественном и волевом человеке); голый король (о человеке, одержимом манией величия или выдающем себя не за того, кто он есть на самом деле) [3, с.306].

5.      Выявление ценностной функции слова в контексте творчества автора: знакомство с текстом, свидетельствующим об отношении автора к событиям и явлениям окружающей действительности, выявление в тексте слов, связанных по смыслу с понятиями аксиологии гуманизма, определение их лексического значения, установление смысловой связи слов и понятий аксиологии гуманизма в процессе составления интерпретации, выявление контекстного значения слова.

Отвечая на вопрос «Какая проблема является центральной: проблема социального неравенства или человеческого достоинства в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий?», учащиеся выявляют лексическое значение слова «достоинство», называют литературных героев, сумевших сохранять чувство собственного достоинства, несмотря на обстоятельства, размышляют о гуманистической идее ценности каждой человеческой личности, проблеме человеческого достоинства, являющихся ключевыми в творчестве А. П. Чехова, определяют смысл фразы, принадлежащей герою пьесы «Дядя Ваня» (1897), врачу Михаилу Львовичу Астрову «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо и одежда, и душа, и мысли», делают выводы о том, что человек должен сохранять свое человеческое достоинство во всем: в поступках, внешнем облике.

Чтение письма А.П. Чехова к брату Николаю позволяет уточнить полученные в процессе беседы представления, выявить контекстное значение слова «воспитанные», обозначающее качества характера человека, наделённого чувством собственного достоинства [4, с.236 – 243].

Исследовательская работа в рамках представленных выше алгоритмов максимально способствует выявлению гуманистического потенциала учебного материала, достижению предметных и метапредметных результатов – «формированию умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» [6, с.11].

 

Список литературы

1.     Каган, М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. – СПб.: «Петрополис», 1997. – 205 с.

2.     Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: кн. для учителя / М.Г. Качурин. – М.: Просвещение, 1988 – 175 с.

3.     Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина (ФГОС. Инновационная школа). – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 344 с.

4.     Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. (ФГОС. Инновационная школа). – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 344 с.

5.     Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

6.     Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.