Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Авторы:
Город:
Балашов
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

В условиях внедрения новых образовательных стандартов перед учителем стоит непростая задача широкого использования системно-деятельностного подхода в обучении школьников. Реализация такого подхода на уроке заставляет учителя пересмотреть «свою прежнюю методику» (кстати, не всегда плохую), уйдя от привычного объяснения и предоставив обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открывать для себя новые знания. При данном подходе ученики становятся главными «действующими лицами» на уроке, что означает осмысленность и значимость их деятельности для себя: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Другими словами, за один урок каждый ученик делает шаг в своем саморазвитии.

Рассматривая процесс саморазвития с точки зрения системного подхода, следует отметить, что для саморазвития специфичен характер связей и отношений функциональных компонентов, главными из которых, на наш взгляд, выступают самоопределение, позволяющее учащемуся определить свое место в школе, жизни, учебной деятельности; самоорганизация, предполагающая умение ставить цели, определять перспективы развития, прилагать усилия; самообразование, отражающее средство поиска и усвоения человеком социального опыта и выступающее как способ удовлетворения образовательной потребности, и самореализация, выступающая как процесс прогрессивного изменения человека и переход его потенциальных способностей в реальные [3, с.10].

То есть каждый учащийся на уроке должен проходить этапы саморазвития от самосознания (что я хочу сделать), самоопределения (зачем я это делаю), самоорганизации (как я это делаю) до самореализации, предусматривающей рефлексию (как я это сделал). Поэтому именно деятельностный подход обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.

Совершенно очевидно, что невозможно реализовывать новые цели образования, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим самостоятельный поиск учащимися новых знаний. В процессе такого поиска приобретается опыт целеполагания, опыт достижения поставленных целей, самооценки, коммуникативного воздействия. Поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Отсюда главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.

Следует отметить, что одним из приоритетных направлений развития современного школьника является развитие его коммуникативных навыков, что подразумевает формирование у обучающихся способности к общению и овладению современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. На наш взгляд, большую роль в формировании этой способности у учащихся в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения играют интерактивные методы и формы обучения.

Интерактивное обучение – это, на наш взгляд, прежде всего диалоговое обучение, погружение в общение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающихся с учителем и между собой. Интерактивное обучение предполагает «конструктивный диалог» между равноправными субъектами образовательного процесса, результатом которого должны стать личностные приращения в виде знаний и владений этими знаниями на практике.

Выделим главные, на наш взгляд, преимущества интерактивных форм обучения на уроках гуманитарного цикла в условиях реализации ФГОС.

Формирование субъектной позиции у школьника.

Субъектность, по В.И. Слободчикову, составляет «родовую способность человека к преобразованию мира и себя в мире» [4, с. 53] и становление этой родовой способности происходит в co-бытийной детско-взрослой общности, главным способом бытия которой является ведущая для конкретного возраста, совместно- распорядительная деятельность, рефлексируемая в своих основаниях и средствах [4, с. 17]. Мера, масштаб субъектности человека, по В.И. Слободчикову, определяется уровнем развития его позиции, как способа реализации его базовых ценностей во взаимоотношениях с другими людьми [4 с. 53].

То есть в процессе диалога с учителем и «себе подобными», с одной стороны, учащийся «осознает себя» в этом мире, оценивая свои возможности, свои знания и необходимость их пополнения, а с другой, - сам может стать источником знаний и опыта для своих одноклассников, что является мощным стимулом для дальнейшего самосовершенствования (для большинства перспектива быть носителем новой интересной информации для других очень привлекательна). В этом контексте интерактивные формы обучения наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве) [5 с.103].

Совершенствование коммуникативных навыков и установление эмоциональных контактов.

На уроках с использованием интерактивных форм обучения учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах помогает постепенно раскрепостить ребят, создать условия психологического комфорта, научить свободно излагать свои мысли, делать собственные выводы, доказывать свою точку зрения, слушать других, уважать иные взгляды на проблему, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. В процессе такой коммуникации происходит формирование личности, способной не только оценить ситуацию, увидеть проблему, но и принять необходимое решение, реализовать его, осознавая всю ответственность за свой выбор. Поэтому с таким эмоциональным подъемом и пользой проходят уроки в формах деловой или ролевой игры, мозгового штурма, Case-study (анализ конкретных ситуаций), интерактивной экскурсии, проектных разработок и т.д.

Следует отметить, что отличительной чертой ФГОС является наличие не только предметных, но и метапредметных, а также личностных результатов обучения. Достижение таких результатов зачастую проблематично в рамках традиционных уроков, которые не основаны на системно-деятельностном подходе. Интерактивные формы позволяют, не снижая уровня достижений предметных результатов, достигать метапредметные и личностные результаты. Достижение этих результатов происходит потому, что интерактивные методы предполагают включение всех учащихся в активный познавательный процесс на уроке, диалог и смыслотворчество, создание ситуации успеха и свободы выбора, взаимооценку и рефлексию. Использование на уроках таких интерактивных форм как ПОПС-формула (Позиция ученика – Обоснование – Пример – Следствие), сократический диалог, тренинг («Займи позицию», «Дерево решений») и т.д. позволят активизировать познавательный интерес учащихся, выработать у них культуру мышления.

Интерактивное обучение в современных демократических реалиях призвано формировать у учащихся навыки самопозиционирования, выработки собственной позиции, которая невозможна без глубоких знаний той или иной проблемы, без знакомства с различными точками зрения на нее. Интерактивные занятия в формах «дискуссионных площадок» или «интеллектуальных дебатов» позволят учащимся познакомиться с различными точками зрения на одну и ту же проблему, сформировать свою позицию. Несомненно, в процессе такого рода занятий учитель должен обладать навыками модератора, способного «дирижировать оркестром мнений» учащихся, направляя дискуссию в нужное русло для достижения образовательных целей урока. Как справедливо отмечает М.Г. Ермолаева, «интерактивное общение не возникает самопроизвольно, оно требует серьезных усилий по организации определенных условий» [1, с.17]. То есть важнейшая роль по претворению в жизнь идеи деятельностного подхода и использованию потенциала интерактивных методов обучения принадлежит учителю, который должен также активно саморазвиваться, поскольку «закостенелый» в своих взглядах, формах работы педагог сегодня не просто бесполезен, но даже потенциально опасен, так как не может служить для учащихся ни ориентиром, ни навигатором, ни учителем жизни [2, с. 88].

Таким образом, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в целях стимулирования саморазвития учащихся,  формирования метапредметных и личностных результатов обучения интерактивные формы обучения можно определить как наиболее продуктивные в практике современного школьного образования.

 

Список литературы

1.     Ермолаева М.Г. Интерактивные методики в современном образовательном процессе. М.: Просвещение, 2014. 42 с.

2.     Назарова, И.В. Идеи саморазвития и образовательные реалии: в поиске точек соприкосновения/ И.В. Назарова// Народное образование. – 2014. - №5. – С. 86-89.

3.     Назарова, И.В. Самостоятельная работа как средство профессионально-творческого саморазвития студентов: Автореф. дисс….канд. пед. наук/ И.В. Назарова. - Саратов: Изд-во СГУ, 2011. – 23 с.

4.     Слободчиков, В.И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 327 с.

5.     Чигинцева, В.В. Роль интерактивных форм в школьном преподавании русского языка (на примере обучения трудным вопросам лексикологии)/ В.В. Чигинцева// Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. – №4 (157). – С. 102-105.