Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Авторы:
Город:
Чебоксары
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Профессиональная направленность обучения студентов иностранному языку на неязыковых факультетах вузов была и остается приоритетной в образовательном процессе. Иностранный язык занимает особое место среди учебных дисциплин, он выступает одновременно и объектом изучения и средством общения и пополнения знаний студентов. Язык должен способствовать лучшему овладению избранной специальностью, углублению знаний студента через прямое использование зарубежных источников информации в изучаемой области. Владение иностранным языком является неотъемлемым условием оценки качества профессиональности специалиста, его конкурентоспособности.

Основной деятельностью  обучаемых на уроках иностранного языка является  речевая  деятельность, а видами речевой деятельности выступают аудирование, говорение, чтение и письмо. Основу профессионального обучения иностранному языку составляет специальный языковой материал, представленный в текстовом формате. Обучение иностранному языку на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии (ФД и КП и П) имеет свои особенности. В связи со спецификой факультета основу обучения видам речевой деятельности составляет специальный языковой материал по вопросам специальной психологии, дефектологии, дошкольной и коррекционной педагогики.

Для студентов вуза главным источником получения необходимой информации традиционно было и остается чтение. Студенты овладевают иностранным языком  как средством  для получения дополнительной информации по своей будущей специальности. Приоритетными являются задачи обучения профессионально ориентированному чтению, формирования умений извлекать нужную информацию из научного текста, овладения разными видами чтения. Кроме учебных текстов общеобразовательного характера, согласно программе студенты должны читать профессиональную литературу. В соответствии со спецификой ФД и КП и П мы предлагаем студентам специальные тексты, содержащие актуальную информацию об их будущей профессии [1], [2], [3], [4]. Так, например, два пособия Learning Disabilities (специфические расстройства развития школьных навыков у детей) [4] и Mental Disorders and Learning Disabilities / Психические нарушения и специфические расстройства развития учебных навыков (тексты для информативного чтения по специальной психологии) [1] были разработаны для студентов, обучающихся по профилю «Специальное (дефектологическое) образование». В пособие Mental Disorders включены оригинальные тексты из американского журнала ―Psychology Today‖ посвященные актуальным темам специальной психологии – влиянию различных изменений в психическом развитии детей на их обучаемость, позитивному значению коррекционной педагогики для социальной адаптации детей с психическими изменениями в обществе. В учебном пособии Learning Disabilities представлены аутентичные тексты, посвященные одной из важных тем специальной психологии – специфическим расстройствам развития школьных навыков. В текстах рассматриваются особенности организации психологической помощи детям, имеющим специфические расстройства развития школьных навыков, в системе образования Соединенных Штатов Америки. Рекомендуется изучать тексты пособий параллельно соответствующему курсу специальной психологии на русском языке, тем самым студенты получают возможность воспринимать англоязычные тексты на базе имеющихся у них профессиональных знаний, а также сравнивать новую информацию с информацией, полученной из русскоязычных источников, делать выводы, высказывать свои суждения по поводу прочитанного, выходя на уровень профессионального общения. В помощь студентам, которые не успели пройти рассматриваемый в пособии раздел специальной психологии на языке обучения и в недостаточной мере владеют терминологией, к каждому тексту прилагается перевод лексических единиц, семантика которых обусловлена контекстом и лингвострановедческими характеристиками.

Профессиональное общение предполагает умение употреблять в речи специальную терминологию, поэтому при чтении текстов особое внимание уделяется работе с новыми словами и терминами, которые мы рекомендуем выписать в словари. Контроль понимания прочитанного осуществляется с помощью задания «Answer the following questions». Вопросы призваны стимулировать студентов высказаться по теме, не ограничиваясь рамками текста. В зависимости от уровня подготовки студентов предлагаются разные типы заданий: от простых репродуктивных, как пересказ до более креативных, например, сообщение о том, какие вспомогательные технические средства могут быть использованы в обучении ребенка, испытывающего речевые расстройства.

Для студентов, специализирующихся по дошкольному образованию, разработаны пособия Инновационные технологии воспитания в детских садах [3], Дошкольное образование в Великобритании [2]. Первое пособие представляет собой сборник английских текстов, посвященных воспитанию детей дошкольного возраста в инновационных детских садах г. Москвы. Воспитательная работа в экспериментальных детских садах ведется по специальным программам, разработанным ресурсными центрами при департаменте образования Москвы. В пособии рассказывается о таких направлениях работы детских дошкольных учреждений, как раннее обучение детей иностранным языкам, гендерное, экологическое, мультикультурное воспитание, развитие интеллектуальных способностей дошкольников, формирование ценностных ориентаций и др. Весь языковой материал является профессионально направленным. Тексты снабжены вокабуляром с переводом трудных слов и оборотов на русский язык, и заданиями для развития коммуникативных навыков. Пособие Дошкольное образование в Великобритании, составленное на основе аутентичных информативных текстов на английском языке, вводит студентов в непростую  с точки зрения как формы, так и содержания систему современного дошкольного обучения и воспитания детей в Великобритании. Структура и содержание пособия направлены на формирование системных знаний о типах дошкольных образовательных и воспитательных учреждений, роли воспитателей в формировании у детей дошкольного возраста физических и когнитивных способностей, а также позитивных личностных черт.

При систематической работе с оригинальными профессионально ориентированными текстами, студенты смогут в дальнейшем читать и понимать самостоятельно тексты по специальности, высказываться на профессиональные темы, используя в речи специальную терминологию.

 

Список литературы

1.      Английский язык: Mental Disorders and Learning Disabilities / Психические нарушения и специфические расстройства развития учебных навыков (тексты для информативного чтения по специальной психологии) / сост. А.А. Пушкин, Е.А. Тенякова. – Чебоксары: ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2008. – 84 с.

2.      Тенякова Е.А., Пушкин А.А. Дошкольное образование в Великобритании : учебное пособие на английском языке / Е.А. Тенякова, А. А. Пушкин. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 83 с.

3.      Тенякова Е. А. Инновационные технологии воспитания в детских садах : учебное пособие на английском языке // сост. Е.А. Тенякова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 51 с.

4.      Тенякова Е. А. Learning Disabilities / Специфические расстройства развития школьных навыков : тексты для информативного чтения по специальной психологии, дошкольной и коррекционной педагогике : учебное пособие / Е. А. Тенякова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – 56 с.