03 апреля 2016г.
Современное российское общество переживает такой период своего развития, когда увеличение доли пожилых людей в составе населения оказывает значительное влияние на экономическое, политическое, социальное и духовно-нравственное развитие нации, актуализируя необходимость подготовки к жизни в «обществе пожилых людей». Укрепление взаимопонимания между различными поколениями приобретает особую значимость в связи с изменением демографической структуры общества, дистанцированностью различных возрастов и проявлением эйджистских практик. В данном контексте перед учеными и практиками возникают такие задачи, как:
- повышение социального статуса старости и обеспечение условий для социального благополучия пожилых людей;
- снижение социальной дистанции между поколениями;
- формирование положительного отношения к пожилому человеку.
Обобщая решения поставленных задач, предложенные в исследованиях по межпоколенной тематике, можно отметить несколько ключевых направлений деятельности по гармонизации межпоколенных отношений [2,4,7,8,10]: оптимизация социальной политики в отношении пожилого населения; формирование позитивного образа старости в СМИ; гармонизация межпоколенных отношений на уровне семьи (государственное содействие многопоколенным семьям, подготовка молодежи к семейной жизни, возрождение семейных традиций); организация социальной и социально-педагогической деятельности с пожилыми людьми, активизация их творческого потенциала; воспитательная работа в образовательных учреждениях.
Исследователи обосновывают необходимость работы учреждений по формированию у молодого поколения уважительного отношения к культурному наследию созданию условий для диалога поколений, основанного на доброжелательности, желании понять и принять индивидуальность другого [1,3,5,6].
По мнению Т.С. Афанасьевой: «…в образовательной среде педагоги имеют уникальную возможность соединения урочной и внеурочной деятельности по формированию национального самосознания, осознание себя как части нации, культуры, как преемника предыдущих поколений, через формирование представлений о пожилых людях, отношения к ним…» [1, с.14]. При этом воспитание уважительного отношения к пожилым людям может и должно реализовываться на различных ступенях образовательного процесса, находя отражение как в основных учебных курсах, так и в содержании дополнительного образования.
Целью данного исследования явилась разработка модели воспитания уважительного отношения учащихся к пожилым людям в рамках внеурочной деятельности на базе образовательного учреждения.
Исходный концептуальный блок модели представлен целевым и методологическим компонентами. Ядром целевого компонента является обобщенная цель воспитательной работы – создание условий для формирования у воспитуемых определенной поведенческой модели, включающей в себя геронтологические знания, принятие будущих возрастных изменений, положительные эмоциональные установки по отношению к старшему поколению и периоду старости, а также готовность осуществлять ценностное взаимодействие с пожилыми людьми. Данная педагогическая цель реализуется в решении следующих задач: формирование системного представления о пожилом возрасте и создание положительной мотивации к межпоколенному общению и навыков взаимодействия с пожилыми людьми и др.
Содержательный блок модели базируется на представлении об уважительном отношении к пожилым людям как об интегративном личностном образовании, характеризующемся признанием ценности пожилого возраста, заслуг и опыта старшего поколения, наличием положительных эмоций и установок на взаимодействие с пожилыми людьми, а также деятельными и поведенческими проявлениями, выражающимися в помощи и заботе о пожилых людях с учетом социально-психологических особенностей их возраста.
В соответствии с основными компонентами содержательного блока (когнитивным, аффективным и поведенческим) определяются основные направления воспитательной деятельности:
- усвоение учащимся различных геронтологических знаний, включая нормы общения с пожилыми людьми, формы проявления уважительного отношения к ним; знание основных возрастных особенностей пожилых людей, понимание значимости пожилого человека для общества, ценности опыта старших поколений и т.д.
- развитие интереса и позитивного отношения учащихся к старшему поколению, эмоциональной отзывчивости, сопереживания старикам, умения видеть в пожилом человеке не просто представителя возрастной группы, но уникальную личность со своей историей, способностями, мировоззрением.
- освоение различных норм общения, стратегий поведения в различных ситуациях межпоколенного взаимодействия с прародителями, пожилыми родственниками, педагогами и незнакомыми пожилыми людьми.
Методологические положения и направления воспитательной деятельности определили содержание основных компонентов ее организационно-технологического блока, в котором представлены следующие компоненты:
- интерактивные методы взаимодействия (социально-психологический тренинг, дискуссия, драматизация и обсуждение видеороликов, ролевые игры, организация коллективно-творческих дел, рефлексивные технологии и т.д.)
- индивидуальные и групповые формы работы (рефлексивные сочинения, ведение личного бортового журнала; экскурсия, игра-путешествие, благотворительная ярмарка, песенный вечер, создание коллажей, волонтерство и др.)
- средства воспитания (фольклорные и художественные произведения, фильмы, семейные реликвии, фотографии; публикации в СМИ и т.д.)
Следующим звеном разработанной модели является технологический блок, в котором описаны основные педагогические условия и технология воспитания уважительного отношения к пожилым людям. Для эффективного функционирования представленной в исследовании модели, необходимо соблюдение следующих условий:
- Профессионально-личностная готовность педагогов к организации и координации межпоколенного взаимодействия.
- Проведение целенаправленной работы по созданию у учащихся адекватного представления о старшем поколении
- Опора на ценности народной педагогики, национальные и семейные традиции.
- Перенос положительного опыта межпоколенного общения на взаимодействие с другими пожилыми людьми.
- Актуализация возрастной перспективы учащихся (осознание будущих возрастных изменений).
- Привлечение к организации воспитательного процесса студентов-волонтеров.
- Активизация субъектной позиции воспитуемых.
- Внедрение в воспитательную работу практик межпоколенного взаимодействия.
Определение основных составляющих процесса воспитания уважительного отношения к пожилым людям позволило наметить технологию воспитательного взаимодействия, которая представляет собой последовательность следующих шагов:
1. Подготовка диагностического инструментария предполагает подбор уже существующих или разработку авторских диагностических методик для изучения реального отношения воспитанников к пожилому возрасту и представителям старшего поколения. Возможными диагностическими средствами являются тексты опросников для первичной и итоговой диагностики, планы проведения бесед и наблюдения.
2. Для обеспечения профессионально-личностной готовности педагогического коллектива к осуществлению воспитательной работы и организации межпоколенного следующим этапом нашей технологии является подготовка педагогического коллектива к организации межпоколенного взаимодействия. Среди основных путей профессиональной подготовки специалистов, способных осуществлять эффективное воспитание уважительного отношения к пожилым людям и организацию межпоколенных практик, можно отметить: разработку обучающих программ для студентов социально-педагогического направления; внедрение программ учебно-воспитательной работы в деятельность досуговых объединений; освоение учебных модулей повышения квалификации педагогов и социальных работников.
3. На следующем этапе в ходе начальных встреч с учащимися проводится первичная диагностика отношения к пожилым людям. Параллельно может производиться исследование воспитательной работы школы, представленность геронтологического компонента в содержании учебных дисциплин, внеурочных мероприятий и т.д. изучение отношения к пожилым людям педагогов (в ходе интервью и бесед).
4. По итогам диагностики и анализа воспитательного потенциала конкретной образовательного учреждения осуществляются планирование воспитательной деятельности и разработка программы мероприятий. На данном этапе происходит подбор содержания, определение методов и форм работы, соответствующих организационным особенностям процесса воспитания (возможностям технологической базы, временным критериям) и особенностям субъектов взаимодействия (возрасту и интересам детей, профессионально- личностным особенностям педагогов и т.д.).
5. Подготовка подростков в межпоколенному взаимодействию. Подготовительная работа осуществляется в ходе тематических занятий, которые нацелены на информирование подростков о жизни пожилого человека, его интересах и трудностях, происходящих в его жизни возрастных и социальных изменениях (в противовес бытующим в обществе негативным геронтологическим стереотипам). Важными задачами подготовки учащихся к дальнейшей работе является также привлечение внимания учащихся к перспективе собственного старения и актуализация предыдущего опыта позитивного межпоколенного взаимодействия. Данный этап также предполагает проведение подготовительных мероприятий по развитию перцептивной компетентности учащихся (тренинги развитию эмпатии, коммуникативных умений и т.д.).
6. Следующим этапом воспитательной технологии является обеспечение социального партнерства с организациями и обществами пожилых людей. Реализация концепции общественно активной школы, положенной в основу данной модели, предполагает обширное социальное сотрудничество образовательного учреждения с различными учреждениями города. В качестве одного из направлений социального партнерства школы может выступать взаимодействие с объединениями пожилых людей – клубом ветеранов, благотворительными организациями, обществом учителей школы, вышедших на пенсию, пенсионеров или пожилых людей, проживающих в микрорайоне, где базируется образовательная организация.
7. Непосредственная организация межпоколенного взаимодействия осуществляется педагогом в рамках партнерства школы с социальными организациями. Среди организационных форм межпоколенного взаимодействия можно отметить тематические клубы, межпоколенные волонтерские отряды и творческие объединения, а также проведение социальных акций, предполагающих совместную трудовую, творческую или культурно-досуговую деятельность учащихся и пожилых людей. В ходе координации межпоколенного взаимодействия педагог обеспечивает активную работу участников на этапе целеполагания, подготавливает участников к общению, создает значимые ситуации взаимодействия, обеспечивает информационную и координационную поддержку (обеспечение материальной базы, привлечение СМИ и спонсоров) а также организует обратную связь по итогам проекта.
8. По итогам проведения запланированных воспитательных мероприятий осуществляется диагностика сформированности у учащихся уважительного отношения к пожилым людям, проводится мониторинг личностных результатов и изменений в ценностных ориентациях и взаимоотношениях участников воспитательного процесса. На заключительном этапе также возможна разработка методических рекомендаций по организации межпоколенных практик в условиях образовательного учреждения, трансляция педагогического опыта (подготовка фото-отчетов, публикаций).
Заключительный результативно-диагностический блок включает в себя: описание ожидаемого результата воспитательного процесса; компоненты и показатели уважительного отношения к пожилым людям; уровни сформированности уважительного отношения к пожилым людям; диагностический инструментарий.
Представленная модель процесса воспитания уважительного отношения к пожилым людям в условиях образовательного учреждения отражает возможный подход к организации целенаправленной деятельности в заданном направлении, может обеспечить повышение эффективности межпоколенного взаимодействия и способствовать гармонизации межпоколенных отношений.
Список литературы
1. Афанасьева, Т.С. Формирование ценностного отношения к пожилому возрасту в образовательном процессе школы / Т.С. Афанасьева // Синтез теории и практики как приоритет современного практико- ориентированного образования: материалы Республиканской научно-практической конференции, Гомель, 24 мая 2011 г.: в 3 ч. / государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования»; ред. кол.: А.В. Портнова-Шаховская (отв. ред.) [и др.]. – Гомель, 2011. – Ч. 1. – С. 13 – 16.
2. Вдовина, М.В. Регулирование межпоколенческого конфликта в семье [Текст] / М.В. Вдовина // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18 Социология и политология, 2008. – №4. – С.70-82.
3. Гнездилова П.А. Профилактика конфликтов между поколениями как ресурс организации воспитания гражданственности у школьников и студентов, [Текст] / П.А. Гнездилова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2009. № 4. С. 63-75.
4. Петрова, Е.А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения: дисс…канд. псих. наук [Текст] / Е.А. Петрова – Москва, 2008. – 249с.
5. Петрова, Т.А. Динамика отношения к старости у молодежи в процессе практики межпоколенного взаимодействия: дисс. канд. псих. наук [Текст] / Т. А. Петрова – Санкт-Петербург, 2008. – 169с.
6. Постникова М. И. Психологическое знание как фактор оптимизации межпоколенных отношений [Текст] / М.И. Постникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 100. С. 65-77.
7. Смолькин, А.А. Парадоксы отношения к пожилым людям в современной России [Текст] / А.А. Смолькин// Социологический журнал, 2008. – №3. – С.106-121
8. Хозина Ж.В. Социально-культурная активизация лиц третьего возраста как условие преодоления эйджизма (На примере Великобритании): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05: Москва, 2000 175 c.
9. Шкарина Ю.Ю. Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.06.- Курск, 2007.- 130 с.
10. Щанина Е.В.. Социальная активность пожилых людей в современном российском обществе: региональный аспект: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04.- Пенза, 2006.- 160 с.