Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНСТРУКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Реформирование системы высшего профессионального образования обуславливает разработку инновационных образовательных моделей и педагогических систем, на основе которых возможна реализация единства целей и средств профессионально ориентированной иноязычной подготовки иностранных студентов.

Особое значение в плане развития теории и практики обучения русскому языку как иностранному в высшей школе имеет философия педагогического конструктивизма, которая основывается на идее активности личности в процессе обучения и учете индивидуального опыта обучающегося. В современной трактовке конструктивизм связывается с двумя фундаментальными категориями: целостности и активности внутреннего мира человека [1].

Усиление позиций конструктивизма в иноязычном образовании является очевидным знаком очередного сдвига педагогической парадигмы к углублению в человека. В этом плане конструктивизм рассматривается, как противоположность инструктивизма, который позволяет преобразовать педагогическую практику гуманитарного и педоцентрического мышления. В области иноязычного образования разработка конструктивистских моделей может рассматриваться как шаг в сторону повышения внимания к образовательному качеству предмета, перевода иноязычного образования на общепедагогические основания.

В американской философии начиная с 1980-х годов, конструктивизм выступает ведущей парадигмой, вытеснив позиции теории оперантного обучения Б. Скиннера. Некоторые попытки развития новых образовательных технологий на основе философии конструктивизма можно увидеть в современной отечественной педагогике, хотя в целом она не является ведущей в российской педагогической науке. Интерес к конструктивизму, видимо, связан с изучением новых тенденций в образовательной теории и практике.

К основным идеям педагогики конструктивизма можно отнести положение о том, что образовательный процесс должен быть ориентирован на целенаправленное саморазвитие и самостроительство личности в ходе обучения, ее активного взаимодействия с обществом и окружающей средой в течение всей жизни. При этом необходима активизация внутренней активности личности, так как передача знаний обучающемуся в готовом виде является не эффективной. Личностно «присвоенными» являются те знания, которые имеют личностный смысл для студента, поэтому необходимо создание условий для саморегулируемого познания, выстраивание партнерского сотрудничества между преподавателем и студентом.

Отсюда, позиция обучающегося должна быть основана на собственной конструктивной и активной позиции самоуправления и саморегулирования собственным иноязычным образованием и лишь ситуативно управляться извне преподавателем. Преподаватель в этом смысле призван создавать условия для саморазвития студента, оказывать ему помощь в случае необходимости, но не «передавать» готовых знаний, моделей, алгоритмов и способов решения тех или иных учебных задач. Деятельность преподавателя направлена на формирование самостоятельности каждого студента посредством управления самоконструированием им своего учебного опыта в процессе овладения русским языком.

В русле современной концепции иноязычного образования необходимо выделение определяющих условий реализации конструктивно-функциональной модели обучения русскому языку как иностранному в вузе:

-      активизация учебной инициативы обучающегося для получения личностного иноязычного образовательного продукта и правильного его оценивания;

- изменение роли педагога в сторону консультирования и сотрудничества;

-   создание соответствующей наукоёмкой образовательной среды, обеспечивающей информационно- технологическую составляющую учебного процесса;

-осуществление тесной взаимосвязи между университетским сообщество и жизнью общества в целом с целью реализации открытости и мобильности иноязычного образования [2].

При этом целями обучения русскому языку как иностранному, отражающими основные условия эффективности образовательного процесса, являются:

- реализация практико-ориентированных образовательных технологий;

- активизация продуктивной учебно-познавательной деятельности студентов;

-      рефлексия личностных образовательных результатов с целью адекватного выстраивания собственной образовательной траектории.

Достижение этих целей, несомненно, требует разработки и внедрения в учебный процесс продуктивных образовательной технологий, с помощью которых возможно решение стратегической задачи повышения эффективности профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному в высшей школе.

В рамках продуктивного подхода разработанная нами система продуктивных лингводидактических технологий соответствует общему направлению реформирования иноязычного образования, предполагающему единство целей и методов развивающего обучения: технология автономного продуктивно-модульного обучения иностранному языку, технология продуктивных лингво-когнитивных задач, технология модульного обучения продуктивному филологическому чтению на иностранном языке.

Психолого-педагогической основой системы продуктивных лингводидактических технологий выступает концепция «современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам», где в качестве «субъекта» выступает, прежде всего, обучающийся в независимости от возраста, социального статуса и педагогических условиях (непосредственный или опосредованный контроль преподавателя, самостоятельная работа), что обусловлено использованием разработанных преподавателем различных процедур и средств самоконтроля за ходом и результатами учебной деятельности.

Отсюда внедрение продуктивных лингводидактических технологий в учебный процесс позволяет в наиболее полной мере реализовывать гуманистическую образовательную парадигму иноязычного образования на различных ступенях обучения русскому языку, что в свою очередь обуславливает особую концентрация внимания на соответствующих аспектах психологии, социологии творчества, философии образования и педагогики.

Отметим, что «продуктивная лингводидактическая технология» понимается нами как системная организация учебно-воспитательного процесса, которая является моделью воспитывающего иноязычного образования, осуществляемого в режиме самоуправления с учётом мотивационно-эмпатической и творческой составляющей на основе рефлексивного анализа и самооценки с целью создания личностного иноязычного речевого продукта как средства самоопределения и саморазвития личности.

Подчеркнем, что инновационный характер продуктивной лингводидактической технологии выражается в творческом индивидуальном результате учебно-познавательной деятельности. Продуктивные лингводидактические технологии позволяют изучающему русский язык раскрыть свой творческий потенциал, по-новому преломляя, полученные лингвистические знания. При этом продуктивный характер учебно-познавательной деятельности выражается в направленности на конкретный образовательный продукт и обуславливает следующую методологическую ориентированность процесса овладения иностранным языком на:

- целеполагание, включая мотивационный аспект;

-      определение средств и способов продуктивного освоения русского языка, то есть на процессуальную сторону учебной деятельности;

-     моделирование личностного иноязычного образовательного продукта, то есть на получение результата/продукта учебной деятельности;

- рефлексивную самооценку результата/продукта и способов изучения русского языка;

-       самоподдержку достигнутого уровня владения русским языком (включая необходимую коррекцию).

Данные компоненты методологической основы изучения русского языка как иностранного определяют развитие способности обучающегося осознанно использовать механизм овладения иностранным языком, то есть своего личностного представления о ситуациях и целях межкультурного общения, видах и умениях иноязычной речевой деятельности, стратегиях общения, а также показателей и критериев оценки соответствующего уровня владения языком. Кроме этого студент проводит определение личных потребностей в овладении и использовании языка на основе анализа своего реального социокультурного опыта и потребностей в информационной, образовательной и других сферах деятельности.

Таким образом, продуктивные лингводидактические технологии, с одной стороны, способствуют инновационным процессам в современном иноязычном образовании, а, с другой стороны, сами являются источником инновационной педагогической деятельности, в основе которой лежит обновленная стратегия развития иноязычного образования, нацеленная на сущностную и целостную модернизацию учебно- воспитательного процесса, с целью повышения качества профессионально-коммуникативной подготовки студентов, изучающих русский язык как иностранный.

 

Список литературы

 

1.Козырев Ф. Н. Идеи конструктивизма в гуманитарном образовании // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2010. Вып. 2. С. 238-251.

2. Рубцова А.В. Конструктивно-функциональная модель обучения иностранному языку в высшей школе.Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 5. С. 53-57.