Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ ШАБЛОННОСТИ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.
Аннотация

В данной статье описываются возрастные  стадии  изменения детского  рисунка,  а так же рассматриваются способы преодоления шаблонности.

Ключевые слова: шаблонность, детский рисунок, графические шаблоны, преодоление шаблонности.

На сегодняшний день развитие детского творчества – одна из важнейших задач учреждений дошкольного образования. Стремительное развитие жизни накладывает отпечаток и на требования, которые будут предъявляться школой к будущему первокласснику. Поэтому особенно важно, чтобы еще на уровне дошкольного учреждения был заложен серьезный потенциал для дальнейшего развития задатков и природных способностей ребенка.

Не секрет, что практически все дети любят рисовать. В старшем дошкольном возрасте в рисунках детей появляются уже не бессмысленные каракули, а осознанные образы, в которых ребенок проявляет свое отношение к себе, близким, окружающему миру и т.д. Но в это же время достаточно часто не без помощи взрослых формируется некий шаблон, образ, который мешает развиваться фантазии и воображению ребенка.

Обучая ребенку простейшим способам рисования дома, дерева, человека, цветка и т.д., мы лишаем ребенка возможности самостоятельно анализировать на доступном им уровне форму, объем, цвет и т.д.

Шаблонность детского рисунка одна из важнейших проблем, с которыми сталкиваются педагоги изобразительного искусства. Еще большей проблемой является то, что до сих пор не обобщен опыт преодоления шаблонности.

Для того, чтобы понять, как в детском рисунке образуются устойчивые графические шаблоны, и каким образом с ними следует бороться, и следует ли вообще уделять внимание этой проблеме, для начала следует проанализировать особенности рисунка старшего дошкольника. Это позволит нам понять, на каком этапе шаблоны формируются и насколько они  в дальнейшем негативно влияют на развитие детского изобразительного творчества.

До того, как ребенок начинает изображать графические образы, имеющие схожесть с реальным объектом, проходит достаточно большой период времени. Ученые доказывают, что его деятельность в раннем возрасте носит скорее манипулятивный характер, т.е. он только учится наносить карандашом штрихи на бумагу, рисует каракули– графические построения, которые ничего не означают и не изображают [2, стр. 62]. Тогда еще ребенок не представляет в полной мере, что он может изображать реально существующие предметы и явления.

Развиваясь от детских каракуль к конкретному изображению, детский рисунок проходит две четко различающиеся фазы: вначале ребенок начинает узнавать предмет в случайном сочетании линий, затем – намеренно его изображать.

Результат рисунка дошкольника, его убедительность напрямую соотносятся с его пытливостью и наблюдательностью. Несмотря на то, что он еще не владеет в совершенстве ни одной техникой, он при должном усердии и желании создает порой образы, отличающиеся оригинальностью и смелым творческим решением. Отчасти это объясняется тем, что, когда ребенок рисует, он изображает не просто предмет или явление, а свое отношение к нему: чувства ребенка добавляют в рисунок экспрессию, для передачи своих эмоций он ищет оригинальные изобразительно-выразительные средства.

В этот период ребенок проявляет достаточно высокую творческую активность – он любит рисовать, в отличие от предыдущих периодов в развитии рисунка у него получается уже гораздо больше, арсенал художественных приемов и техник рисования растет, соответственно возрастает и интерес к этому виду творческой деятельности.

Если еще в возрасте 3-5 лет он проходил в своем творчестве стадию предметного рисования, схематичного изображения предметов и явлений, которые, поначалу не создавались специально, а «узнавались» ребенком из нарисованных им каракуль, то становясь старше – в 5-7-летнем возрасте, он переходит на стадию правдоподобных изображений [3, стр.24].

К 5-6 годам в рисунках начинают фигурировать члены семьи. В рисунке проявляется не только сходство с реальными родственниками, но и отношения между ними, которые ребенок уже способен понять и продемонстрировать в своих рисунках.

Еще один «жанр» в детском рисунке – автопортрет, в котором ребенок, как правило отображает положительное отношение к самому себе: часто он показывает себя в той одежде и тех обстоятельствах, в которых он хотел бы оказаться. Если же ребенок рисует себя иначе – это тревожный сигнал, который свидетельствует о том, что в его эмоциональном состоянии не все так благополучно.

Таким образом, мы можем отметить, что уже к началу дошкольного детства ребенок имеет определенный, хотя и очень ограниченный, запас графических образов, что позволяет ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют с предметами очень отдаленную схожесть.

Закрепление графических образов и превращение их в шаблоны негативно влияет на развитие детского рисования. Ребенок может так и не научиться рисовать (кроме нескольких усвоенных им схем конкретных предметов). Поэтому обучение рисованию связано, в том числе, и с разрушением шаблонов.

Итак, что же такое шаблон в детском изобразительном творчестве? Шаблоны в рисовании – это стереотипное изображение детьми привычных графических образов [1].

Шабанова О. П. и Полянская М. И. впервые приняли попытку систематизации шаблонов в детском рисунке. По их мнению, шаблоны детского творчества – закрепившиеся в рисунках детей не вариативные, примитивные изображения по форме, цвету и образу какого-либо объекта или предмета [4].

Как правило, шаблоны начинают приобретаться еще детьми младшего дошкольного возраста при копировании образца, который предложили родители или же учитель. Иногда у  ребенка может формироваться графический шаблон на основе того образа, к которому он сам пришел. Ребенку он может показаться настолько удачным, что этот образ будет кочевать из одной работы в другую.

Итак, мы говорим о том, что с графическими шаблонами в детском творчестве необходимо бороться, поскольку они, во-первых, тормозят процесс развития детского изобразительного творчества, и во-вторых – лишают ребенка возможности самовыражения и изобразительном искусстве, ограничивают его. Если на начальном этапе усвоения графического шаблона, он помогает ребенку освоить технику, сделать рисунок более уверенным, то в старшем дошкольном возрасте наступает время, когда шаблоны следует искоренять из детского творчества.

Главная цель преодоления шаблона – дать ребенку понять, что есть огромное количество способов и возможностей выразить свое понимание мира. Преодоление шаблонности в детском рисунке мы предлагаем рассматривать сразу по нескольким направлениям:

·          Использование различных художественных материалов и приемов работы с ними – акварель, гуашь, пастель, цветные карандаши, уголь, мел, сангина и т.д.

·          Использование нетрадиционных техник – аппликация (из природных материалов, картона, цветной бумаги, пластилина); пластилинография, пальчиковое рисование, песочная анимация, томповка, изонить и т.д.

·          Использование новых форм, при создании уже известного предмета или явления (к примеру, дом – ботинок, дом – кувшин и т.д.).

·          Иллюстрирование сказки на основе проблемной ситуации, предложенной педагогом.

Касаемо последнего варианта, следует отметить, что в процессе иллюстрирования ребенок активизирует свою фантазию в решении задачи, которую педагог ставит перед ним. Если педагог создает проблемную ситуацию в сказке, допустим, просит постепенно «укреплять» домик трех поросят, чтобы их не сдул волк или же создать такой «теремок», в котором всем зверям будет достаточно удобно жить вместе, он предоставляет ему возможность самостоятельно найти выход из  сложившегося стереотипного представления о том или ином объекте в его графическом отображении.

Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что соблюдая определенные педагогические условия и используя методические приемы, мы можем эффективно преодолевать шаблоны.

Список литературы

 

1.        Мухина В. С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореф. дисс. докт. псих. наук. - М., 1972. (эл. ресурс - http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19198.php).

2.        Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.

3.        Силивон В. А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект): Монография. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000.

4.        Шабанова, О. П. Проблемы изобразительной деятельности детей [Текст] / О. П. Шабанова.- Курск: ФГБОУ Курский государственный университет, 2014.