Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
24 февраля 2017г.

В современных условиях российское образование чаще изменяется и модернизируется. Связано это с тем, что осуществляется активный переход к интенсивному пути его развития. Данный переход требует от учителей освоение новых образовательных стандартов и технологий, опирающихся на научное мышление учащихся. В ряде теоретических и методологических исследований выделяется три основных универсальных типа деятельности учащихся - это конструирование, проектирование и исследование [5].

Целью данной статьи  является попытка анализа проектной и исследовательской деятельности и практическое применение ее на уроках истории в 8 классе.

Для начала, необходимо разграничить данные понятия, которые часто путают между собой. Существует несколько критериев, по которым можно сравнить данные виды деятельности.

1 критерий. По определению:

Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации". Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, можно проследить, что сам проект что-то создает, чего еще не было.

Исследование же понимается как процесс выработки новых знаний для учащегося, как один из видов познавательной деятельности человека. По итогу можно сказать, что принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что первое предполагает создание объекта, модели или прототипа, а второе нет. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, того, чего нельзя «потрогать руками». Исследование - это своеобразный поиск истины, а проектирование - это решение ясно осознаваемой задачи.

2 критерий. По цели:

Целью проектной деятельности является реализация замысла. Целью исследовательской деятельности является уяснение сущности, истины, открытие чего-то нового.

Видится возможным наличие обоих видов деятельности в подсистемах друг друга. Так при создании проекта средством будем выступать исследование, а в случае проведения исследования средством станет проектирование.

3 критерий. По наличию гипотезы в деятельности:

Проектная деятельность, проводится без исследования – существует и без выдвижения гипотезы. Но исследовательская деятельность без гипотезы невозможна. Гипотеза позволяет осуществлять экспериментальную и теоретическую проверку выдвинутых теорий.

4 критерий. По продукту деятельности:

Проект – это некое творчество по плану. Он может быть представлен как пошаговое выполнение плана, для получения результата. Проектная деятельность всегда требует четкости в работе, ясной формулировки и осознания изучаемой проблемы или предмета.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. При этом, исследователь не всегда знает, к какому конечному продукту приведет его работа, ведь это поиск нового. Исследовательская деятельность является свободной», не регламентированной никакими планами и установками, имеющая место для импровизации и полета мыслей. [4]

Изучив и использовав различные варианты практических и исследовательских работ по истории, методы, средства и этапы формирования исследовательских навыков у школьников, удалось сформировать на их основе элементы своего опыта работы с данными видами деятельности в 8 классе.

За основу изучаемых тем был взят учебник Андреева И.Л., Ляшенко Л.М., Амосовой И.В. История России: конец XVII - XVIII век для 8 класса [1] и Хрестоматия по истории России: конец XVII - XVIII век для 8 класса тех же авторов [6]. Стоит отметить, что на одну и ту же изучаемую тему можно организовать как проектную, так и исследовательскую деятельность. При выборе которой необходимо представлять уровень сформированности необходимых компетенций в конкретном классе, образовательные, воспитательные и развивающие цели, к которым учитель должен привести своих учащихся.

Например, урок – конференция, к которому учащиеся готовят свои исследовательские работы- рефераты по выбранным темам, предоставленным учителем. Так же на конференцию учащиеся могут представить свой практические проекты (виртуальные выставки, макеты,т.п.).

Примерный список тем для исследовательских работ в 8 классе:

·   Петр I – “революционер на троне».

·   Петр I: гений или злодей.

·   Положительные и отрицательные стороны реформ Петра I.

·   «Верховники» и их роль в дворцовых переворотах.

·   Анна Иоановна и Елизавета Петровна- сравнительный анализ правления.

·   Мой регион в период дворцовых переворотов.

·   Екатерина II. Путь к престолу.

·   Греческий проект Екатерины II.

·   Русские просветители времен Екатерины II.

·   Екатерина II и её сын.

·   Династия Романовых

Уроки – изучения нового материала с использованием технологии «case study». Для 8 класса предлагается кейс по личности Петра I из таких документов как «Историк о детстве Петра I», «Секретарь шведского посольства о приеме иностранцев царями- соправителями», «Историк об увлечениях юного Петра I», «Филиппо Балатри о внешности Петра I», «Симон Дитрих Геркенс о внешности и характере Петра I», «София Шарлотта, курфюрстина Бранденбургская, о встрече с Петром I», «Фридрих Вебер о Петре I», «Расписание занятий, составленное Петром I для себя самого (1721)».

По данным «кейсам» учащимся может быть предложено домашнее задание- создать мини-проект на тему «Портрет Петра I, каким вы его видите»; выполнен он может быть из любого материала и в любой форме, все ложиться на фантазию и творчество. Что касаемо исследовательской стороны, то для проведения на уроке исследовательской деятельности учащимся предлагается после анализа «кейсов» ответить на ряд вопросов:

1. Как вы думаете, почему в детстве Пётр и его мать жили не в Кремле, а в подмосковных усадьбах?

2. Как развивалось увлечение Петра I военным делом?

3.Какие возможности для реализации планов давало царю село Преображенское?

4. Какие общие черты во внешности Петра I отмечают Филиппо Балатри и Симон Дитрих Геркенс? О чём это свидетельствует?

5. Как вы думаете, почему Пётр I не любил роскоши и пышности в своей одежде?

6. Чему император уделял бо́ льшую часть своего времени? Как вы думаете, с чем это было связано?

7. Как детство и юношество Петра I повлияло на его реформы?

По итогу урока у учащихся формируются исследовательские навыки, на основании проанализированных ими в группах документов, их синтезе и публичном выступлении со своими мнениями, а также на основании терпеливого слушания замечаний учителя и сверстников. Проектная же деятельность развивает творческие навыки у учащихся.

Урок-обобщения знаний. Учащимся 8 класса предлагается прочитать документ «мнение историков XIX века С.Ф. Платонова и В.О. Ключевского», который ориентируется на пройденную тему «XVIII век - блестящий и героический». Исследовательская деятельность заключается в групповой работе учащихся – формулировка связного ответа –рассказа на поставленные учителем вопросы:

1.Почему у Петра I и Екатерины II так много критиков из числа современников и потомков?

2. Зачем великим правителям нужны были пышные праздники и парады?

3.Согласны ли вы с мнением, что реформы XVIII века- это «театральная постановка»?

4. Можно ли характеристики, данные Петру I, распространить на Екатерину II?

5. Каков был вклад народа в великие реформы XVIII века?

Проектной  деятельностью  на  данном  уроке  может  выступить  составление  «кластера»  или «фишбоуна» (рыбная кость), интеллектуальной карты. Элементы могут быть различные, это и цепочка «проблема-причина-факт-вывод», и «ключевое слово – категория 1,2,3,4…- вывод».

Исследовательская деятельность помогает обучающимся развивать способности эффективно взаимодействовать с окружающим миром, уметь ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности, быть успешными в жизни [7].

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что исследовательская деятельность больше ориентирована на цикл гуманитарных наук, нежели проектная. Но не стоит совсем отказываться от проектной- в более младших классах, будь то 6 класс, при изучении тем по Древнему миру проектная деятельность окажется как нельзя кстати [2].

В целом, при правильной мотивации, дозированной помощи и ненавязчивом контроле учащиеся 8 классов успешно справляются с выполнением своих мини - исследовательских работ.

 

Список литературы и источников

 

1.                        Андреев, И.Л., Ляшенко, Л.М., Амосова, И.В. и др. История России: конец XVII - XVIII век. 8 класс. -М.: 2016. - 224 с.

2.                        Григоренко, Т.Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности. 2013 г. Научно –теоретический и методический журнал: преподавание истории в школе Адрес: http://pish.ru/blog/archives/2585 (дата обращения: 5.01.2017)

3.                        Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

/Министерство образования и науки. – 30 октября 2013. - 80 с.

4.                        Кугут, И.А.. Методика организации проектной деятельности. Мастер –класс 2012 г. Социальная  сеть   работников   образования  nsportal.ru  Адрес: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/01/07/chem-issledovatelskaya- deyatelnost-otlichaetsya (дата обращения: 5.01.2017)

5.                        Приказ Минобрнауки России от Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» /Министерство образования и науки. - 2010.- С.7

6.                        Хрестоматия по истории России: конец XVII - XVIII век. 8 класс к учебнику по Истории России Андреева И.Л., Ляшенко Л.М., Амосовой И.В. М.: 2016. - 89 с.

7.                        Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов. — СПб. : Питер, 2001. — 544 с.




УЧЕБНЫЙ КУРС ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ - 1 КУРС ЗФО ЗИМНЯЯ СЕССИЯ

 

Величко Г.В.

 

Таблица 1 – Распределение часов на изучение дисциплины

 

Направление и

магистерская программа

Форма

обучения

Кол-во

магистрантов

Лекции

часов

Семинары

часов

Форма

аттестации

1

Педагогическое

образование Среднее образование

ЗФО

15

4

16

зачет

 

Таблица 2 – Даты проведения учебных занятий

 

Направление и

магистерская программа

Форма

обучения

Форма

аттестации

Расписание занятий в зимнюю сессию

1

Педагогическое

образование Среднее образование

ЗФО

Зачет

4-16ч.

 

Таблица 3 – Содержание разделов учебной дисциплины

 

Раздел

Раздел 2

Названия

разделов

Содержание образования в системе

среднего и средне- профессионального образования

Современные дидактические методы

Лекции

Лекция 1

Проблемы активизации учебной деятельности

Лекция 2

Методы обучения в современной педагогике.

Семинары

Семинар 1

Проектирование                 содержание

современного     образования         как дидактическая проблема

Информационные технологии в обучении

Семинар 2

Педагогические  технологии  и  их

классификации. Коллоквиум

Технологии контекстного и смыслового обучения

Семинар 3

Технологии        дифференцированно-

группового обучения

Ситуативно-игровые технологии обучения

Семинар 4

Программированное обучение

Модульно-рейтинговая технология обучения

Семинар 5

Технологии проблемного обучения

Зачет




Контрольные вопросы к лекциям К лекции 1

1.     Назовите основные компоненты учебной деятельности.

2.     Дайте определение понятию «учебное содержание».

3.     Дайте определение понятию «учебное воздействие».

4.     Назовите основные звенья учебного процесса.

5.     Раскройте содержание понятия «выученная беспомощность».

6.     Обозначьте основные направления активизации учебной деятельности.

К лекции 2

1.        Понятия « метод» и «метод обучения». Сходства и различие.

2.        Категория метод обучения в интерпретации И.Я. Лернера.

3.        Проблема классификации методов обучения.

4.        Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер).

5.        Типы методов обучения в контекстном обучении (В.А. Вербицкий).

6.        Классификация дидактических методов в контексте смыслоцентрированного подхода.

Планы семинарских занятий

1.

История становления технологии.

2.

Теоретические аспекты технологии.

3.

Демонстрация фрагмента использования технологии на уроке.

4.

Методические  рекомендации  учителю  по  использованию  пед.  технологии  на установления их достоинств и недостатков.

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО И СРЕДНЕ-

основе


 
Группа делится на 3 и 2 человека. Задание группам

 

   

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

Семинар 1. Технологии проектирование содержания обучения

План

1.        1.Уровни рассмотрения содержания образования.

2.        2.Понятия «стандарт содержания», «учебный предмет».

3.        3.Виды учебных планов и учебных программ.

4.        4. Технология обоснованного отбора содержания (В.С.Гершунский)

5.        5.Структурные единицы содержания как процесса: тема, проблема. Смысл.

6.        6. Специфика содержания обучения в процессе своего развертывания.

7.        7.Проблема стандартизации высшего педагогического образования.

8.        8.Содержание как результат.

Семинар 2. Коллоквиум. Педагогические технологии и их классификации

План

1.        Понятие «педагогическая технология». Выписать несколько определений понятий и источник авторства.

2.        Сходства и различия пед. технологии и дидактического метода. Письменный ответ. Составить табл. Сравнения.

3.        Классификации пед. технологий в современной педагогике.

4.        Соотношение  понятий  «пед.  технология»,  «образовательная  технология»,  «технология обучения».

Семинар 3. Технологии дифференцированно-группового обучения

План

1.               Понятие и виды дифференциации образования.

2.               Основные этапы развития ДИФО в России.

3.               Продуктивные технологии ДИФО.

4.               Формы реализации дифференциации в России.

Семинар 4. Программированное обучение

План

1.     1. Понятие «програмирование».

2.     Принципы линейной программы обучения.

3.     Характеристика разветвленной программы.

4.     Особенности смешанной программы обучения.

5.     Средства представления программ.

6.     Общая оценка программированного обучения.

Семинар 5 Технологии проблемного обучения

План

1.                          Суть проблемного обучения.

2.                          Уровни проблемности

3.                          Основные условия проблемного обучения.

4.                          Задачи проблемного обучения.

5.                          Методы проблемного обучения.

6.                          Проблемное обучение и деловая игра.

7.                             Достоинства проблемного обучения

8.                             Недостатки проблемного обучения

Раздел 2. СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Семинар 1. Информационные технологии в обучении

План

1. Информационные технологии: исторический аспект.

2. Дистанционное обучение и его ресурсная база.

3.    Модели обучения при дистанционной форме.

4. Организация взаимодействия студента и преподавателя на основе применения технологий дистанционного обучения в техническом вузе.

5. Психолого-педагогические проблемы дистанционного обучения.

Семинар 2. Технологии контекстного обучения

План

1. Понятие «контекстное обучение»

2. Педагогические средства реализации контекстного обучения

3. Структура дидактической игры

4. Достоинства и недостатки использования игровых технологий обучения.

Семинар 3. Технологии смыслового обучения

План

1.     Смысловое обучение: исторический аспект.

2.     Динамика смыслопроявлений в учебном процессе.

3.     Педагогические средства реализации смыслового обучения.

Семинар 4.      Модульно-рейтинговая технология обучения

План

1. Актуальность внедрения в образовательный процесс модульно-рейтингового обучения.

2. Специфика модульного обучения.

3. Ресурсы и риски взаимодействий педагогических технологий.

4. Актуальность внедрения в образовательный процесс модульно-рейтингового обучения

Контрольные вопросы к зачету

1.        Проблемы активизации учебной деятельности на уровне преподавания.

2.        Проблемы активизации учебной деятельности: уровне учения.

3.        Понятие «педагогическая технология».

4.        Общая характеристика основных педагогических технологий.

5.        Достоинства и недостатки информационных технологий.

6.        Программированное обучение.

7.        Компьютерное обучение: общая характеристика.

8.           Стандарт среднего общего образования: логика разработки и структурные компоненты.

9.        Подходы к определению роли и места стандартов в системе среднего образования. Проблемы стандартизации содержания образования.

10.     Содержание, структура, уровни метода обучения как дидактической категории.

11.     Метасистемный подход к инновационному пониманию методов обучения.

12.     Смысловое основание в представлении методов обучения, запускающих личностно-смысловое развитие.

13.      Методы психолого-педагогической поддержки в учебном процессе.

14.     Технологии дифференцированно-группового обучения

15.     Триз-педагогика: сущность и специфика.

16.     Ситуативно-игровые технологии в профильной школе

17.     Дистанционное обучение

18.     Проектирование содержания учебного предмета

19.      Технологии проблемного обучения

20.      Технологии контекстного и смыслового обучения

21.      Модульно-рейтинговая технология обучения

22.      Информационные технологии в профильной школе.

23.     Проектное обучение.

24.     Исторический аспект становления технологии дифференцированно-группового обучения.

25.     Лекционно-семинарская форма организации обучения в профильной школе.

 

 

Список литературы

 

1.        Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике. Новое понимание дидактических методов. – Ростов н/Д.:РГУ, 2006. – 276с.

2.        Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2000.

3.        Гребенюк О.С. Теория обучения /О.С. Гребенюк, Т.В. Гребенюк. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 382с.

4.       Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: уч. пособие для студентов высших уч. зав. / А.П. Панфилова, под общей ред. В.А. Сластенина, И.А. Коесниковой. М. Академия, 2006. 368с.