Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Формирование эмоционально-ценностных отношений обучающихся к окружающему их миру, людям, к культуре (национальной и мировой) развивается на основе постоянного глубокого осмысления и анализа тех изменений, которые происходят в современном образовании в условиях информатизации и глобализации деятельности общества, нарастающей всеобщей коммуникации человечества, усиления гуманистического и культурологического потенциала образования подрастающего поколения.

Эмоционально-ценностные отношения - это система ценностей, эмоций, идеалов, отношений обеспечивающие формирование гуманистических ценностных ориентаций обучающихся.

Следует различать материальные ценности (природные и социокультурные объекты) и духовные ценности, выражающиеся в виде правил, обычаев, традиций, идеалов людей.

В современных условиях развития образования, опыт применения ИКТ при формировании эмоционально- ценностных отношений является достаточно актуальным, так как:

-повышает оптимизацию учебно-воспитательного процесса за счет применения информационно- коммуникационных технологий, которые воплощают в себе принципы доступности, комплексности, наглядности, научности, личностной ориентации, деятельностного подхода, интерактивности и креативности;

-использование ИКТ обеспечивает учителя и обучающихся доступом к большому объёму информации, позволяет тренировать умение ориентироваться в информационном потоке, отбирать необходимую для решения конкретной задачи информационную базу, создавать на ее основе продукты элементарной презентации приобретенного опыта эмоционально-ценностных отношений, что напрямую отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и позволяет оперативно отслеживать верность направлений их формирования в сознании учащихся.

-способствует постепенному переходу от технологий мультимедиа к технологиям телекоммуникаций т.е. от использования возможностей систем мультимедиа интегрировано представлять на экране любую аудиовизуальную информацию (презентации Windows Movie Maker, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Picture Manager и т.д.) к использованию способов передачи информации на расстоянии с помощью технических средств (он-лайн-уроки, Интернет-конференции, Интернет-проекты и др.)

Педагогу важно учитывать при формировании эмоционально-ценностных отношений «общечеловеческие ценности» – природу, жизнь на планете, Родину, человеческую деятельность, общественные ценности исторического и национального плана, связанные с культурой людей, с определенной цивилизацией и определенным видением мира.

Хороших результатов при формировании ценностей можно добиться, используя такие педагогические технологии, как:

-технология объяснительно-иллюстративного обучения

-технология личностно-ориентированного обучения

-технология формирования приемов учебной работы

-технология формирования учебной деятельности школьников

-технология учебно-игровой деятельности

-технология коммуникативно-диалоговой деятельности

-технология проектной деятельности школьников

Позитивные ценности усваиваются на основе положительных эмоций. Они включаются в эмоционально- ценностную сферу личности и становятся стержнем культуры человека.

Важной теоретической основой в вопросе средств формирования эмоционально-ценностных отношений обучающихся стали такие средства обучения на уроках, как наглядность. Учителю необходимо понимать, что наглядность определяется не как свойство реальных объектов, предметов или явлений, а как особенность их психических образов. Поэтому наглядность показывает степень простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Кроме того, наглядный образ не возникает сам по себе, он образуется в результате активной работы, направленной на его создании.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать сохранившиеся предметы изучаемой эпохи и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, кинофильмы и т. д.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведет учащихся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. Например, на уроке учитель говорит: "В этой банке - вода. Рассмотрите её внимательно. Каковы физические свойства этого вещества?" - "Вода - прозрачная, бесцветная жидкость",- отвечает ученик. "Смотрите, как льётся вода",- обращается к классу учитель, проводя опыт.- "Она легкая, не маслянистая",- отмечают школьники.

При другой форме сочетания, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме (вода), учитель сам рассказывает о её физических свойствах и показывает эти свойства.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлён тонкий анализ объекта.

Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия.

Чтобы правильно подобрать наглядное пособие учителю необходимо ответить для себя на 3 вопроса:

1. Зачем (с какой целью) используется это наглядное пособие?

2. Где (в какой момент урока) будет использовано это наглядное пособие?

3. Смогут ли учащиеся самостоятельно изготовить и работать с этим наглядным пособием?

Также существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):

1.   Любое наглядное пособие – модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр.

2.    Наглядное пособие – учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности.

3.   Наглядное пособие – всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования.

4.   Наглядное пособие  формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод.

Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию  у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Наглядные учебные  пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы:

1)натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов

2) изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения различают:

1)    образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.)

2)     схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).

Различают следующие виды наглядности:

1)      естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы.

2)   экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

3)    картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

4)      объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

5)   звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

6)     символическая и графическая наглядность  (чертежи, схемы, карты, таблицы);  функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

7)     смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

В современных условиях развития системы образования, наглядные пособия уступают место применению ИКТ технологий (система эмодульных экспериментов, документ-камера и т.д.).

Для создания у учащихся наглядных образов изучаемых процессов, объектов и явлений учитель использует различные пособия и средства обучения, основанные на применении новых информационных и компьютерных технологий (компьютеры и пакеты прикладных программ) Применение компьютера в процессе обучения позволяет использовать специальные обучающие и тестирующие программы, подготавливать самодельные учебно-наглядные пособия.

Использование цифровой техники (фотоаппаратов и видеокамер) поможет школьникам лучше изучить отдаленные и местные природные объекты, сделать презентации, фото- и видеоматериалы по местам виртуальных экскурсий.

Применение в школьной практике компьютерных технологий невозможно без соответствующих средств обучения.

Особым средством формирования эмоционально-ценностных отношений учащихся являются учебные компьютерные программы (мультимедийные учебники). Данные электронные продукты активно включаются в образовательный процесс во всех возрастных группах. Эти средства располагают возможностями множественного воздействия на эмоциональную сферу ученика за счет их интерактивности. В 3 классе при изучении темы «Солнечная система» электронный учебник с его возможностью демонстрации движения планет вокруг солнца, вызывает сильный эмоциональный подъем учащихся.

Музыкальное сопровождение, использованное в комплексе с демонстрируемыми слайдами выражено, как правило, современными композициями близкими для понимания обучающихся. Это дает дополнительную гарантию, что нужные эмоциональные переживания смогут зародиться в сознании зрителей.

Другими средствами формирования эмоциональных отношений в электронном учебнике служат интерактивные карты, динамические мультипликационные модели и короткие видеосюжеты.

Таким образом, применение комплекса средств ИКТ, с подбором их типов и свойств для каждой конкретной педагогической ситуации позволяет обеспечить эффективную педагогическую деятельность по формированию эмоционально-ценностных отношений учащихся при изучении всех предметов начальной школы.

 

Список литературы

1.     Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

2.     Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал  «Сеть  творческих  учителей», 2006 ttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_     no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib ).

3.     Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования.  -М.: Просвещение. – 2009.

4.     Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. - М., 1994. – 230 с.

5.     Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/).

6.     «Электронные     интерактивные     доски     SMART      Board     –     новые     технологии     в     образовании» (http://www.smartboard.ru/).

7.     «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://www.it- n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/).