Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ТРУДНОСТИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

Личность школьного учителя была и остается одним из самых важных элементов в процессе формирования и обучения подрастающего поколения. Современная российская школа находится в настоящий момент в непростых условиях. Интенсивное развитие технических средств обучения, обилие учебных пособий, увеличение количества детей для которых русский язык не является родным, ставят перед школой, а значит и перед учителем новым задачи. Эффективное и грамотное их решение является крайне важным и необходимым, поскольку от этого будет зависеть успешность будущих выпускников во взрослой жизни, а значит и Российского государства в целом.

Учитель в процессе своей профессиональной деятельности оказывает всестороннее воздействие на личность ученика. Влияние происходит не только в рамках образовательного процесса и освоения новых знаний. Сам учитель и его личность становятся для учеников моделью поведения. Именно поэтому можно говорить о том, что целью учителя в процессе работы с одной стороны является реализация ФГОС Основного общего образования, а с другой это формирование и развитие гармоничной личности обучающегося. Учитель, передавая свои знания или обучая детей овладевать ими самостоятельно, одновременно с этим своей личностью воздействует на учеников, сидящих в классе.

Учителю в процессе совместной деятельности с учеником важно осознавать особенности развития ребенка, положительно относится к личности обучающегося, направлять свои силы на реализацию потенциала, заложенного в школьнике и отдавать себе отчет в той степени ответственности, которая возлагается на педагога в ходе взаимодействия с детьми [4].

Личность учителя и ребенка находятся в постоянном взаимодействии. Педагог формирует, развивает и воспитывает своих учеников, становясь для них, то заботливым, чутким и понимающим взрослым, то высококлассным специалистом в определенной области знаний [2].

Однако реальность более сурова  и учитель не  всегда добрый и внимательный, специалисты в результате исследований установили, что 8 учеников из 100 боятся своих педагогов [3]

Грубый окрик, публичное заявление перед классом о неспособности ребенка усвоить учебный материал или откровенное запугивание плохими текущими и итоговыми оценками, несправедливое или чрезмерное наказание способны серьезно травмировать психику детей, чрезвычайно уязвимы в такой ситуации ученики младшей школы [1].

Именно поэтому работать учителем может только высоконравственный человек, умеющий контролировать и управлять своим психоэмоциональным состоянием, способный в ряде случаев стать для ребенка ориентиром в будущей самостоятельной, взрослой жизни. Ученики, особенно начальной школы, садясь впервые за парту, видят перед собой в определенном смысле идеальный образ учителя, доброго, знающего, справедливого и внимательного. Однако учитель в первую очередь человек, со своими достоинствами и недостатками, семейными и профессиональными проблемами. Именно поэтому важно чтобы учитель чувствовал себя комфортно, был уверен в завтрашнем дне, был психологически благополучен. Потому что от этого будет зависеть, каким станет ребенок, когда вырастет добрым или злым, ответственным или разгильдяем, чутким или жестокосердным.

Возлагая на учителя большую ответственность, за воспитание подрастающего поколения, при этом нужно помнить о колоссальном влиянии родительской семьи на личность ребенка. Ведь именно семья является первоисточником человеческих  ценностей, где  на примере  своих родителей  ребенок видит в повседневной жизни проявление добродетелей или пороков, любви или ненависти, а значит и усваивает их, демонстрируя потом в поступках или же декларируя в высказываниях. И к сожалению, бывает так, что в самой семье, родителями ребенка обесценивается не только сам труд учителя, но и унижается его личность. Некоторые учителя указывают на факты пренебрежительного, а порой откровенно неуважительного к ним отношения со стороны учеников, испытывая при этом сильные отрицательные эмоции [5].

Такое отношение недопустимо, государство обязано прилагать все усилия и использовать различные инструменты для формирования в сознании родителей уважительного и почтительного отношения к педагогу. Повышая престиж профессии учителя  среди населения, демонстрируя  важного данного рода деятельности для общества в целом.

Говоря о роли учителя нельзя не сказать о том, что педагогическая деятельность осуществляется в образовательном учреждении, в коллективе, а значит сам педагог выступает частью большой школьной семьи во главе с директором. Отношения между учителями в процессе работы, на переменах и во внеурочное время, являются той призмой, через которую преломляется или остается неизменным взгляд ученика на своего учителя. Уважительное отношение  между коллегами, готовность оказать помощь и поддержку, демонстрирует ученикам не просто отношения между людьми, но саму модель взаимодействия двух коллег по работе, то как строится рабочая коммуникация в организации.

Трудно переоценить роль личности школьного учителя в процессе формирования и развития личности обучающегося. Ученики вырастают и навсегда покидают стены родной школы. Уезжают в другие города строить карьеру, создают семьи и очень важно, чтобы даже через много лет, когда уже взрослый мужчина или женщина, встретив на улице своего учителя, будучи может быть финансово успешнее, сильнее физически или имея лучшее образование, пусть бы даже и степень доктора наук, всегда ощущали, что перед ним их учитель. Тот человек, кто наравне с родителями дал понимание сути добра и зла, помог осознать себя неотъемлемой часть своего народа и общества, привил качества настоящего человека и гражданина. Именно поэтому учитель вне зависимости от экономической обстановки или социальных трансформаций должен всегда оставаться учителем. Каждую минут сознавая, что на него смотрит ребенок, который совсем скоро станет взрослым и шагнет в новую жизнь и то, каким он станет зависит во многом от личности школьного учителя.

 

Список литературы

 

1.      Бачериков Н.Е. Психология умственного труда учащейся молодежи / Н.Е. Бачериков, М.П. Воронцов, Э.И. Добромиль. Киев, 1988. 168 с.

2.      Кононов А.Н. Личность педагога как доминирующий фактор развития личности ученика // Гуманитарные науки в XXI веке: Материалы XXXIII Международной научно-практической конференции (10.08.2016). – М.: Издательство «Спутник +», 2016. – С.40-42.

3.      Куликов А.М. Взаимосвязь здоровья и эффективности обучения старшеклассников / А.М. Куликов // Школа здоровья. № 2. 2001. – С. 10–15.

4.      Пазухина С.В. Эмпирическое исследование процесса формирования ценностного отношения к личности воспитанника у будущих учителей начальных классов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. № 1 (7). – 2011. – С. 113-122

5.      Соколова Э.А. Особенности личности учителя и проблемы взаимодействия с учениками // Психологическое сопровождение образовательного процесса. – Учреждение образования "Республиканский институт профессионального образования" (Минск). Т. 1. № 3-1. 2013. – С. 296-303.