Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КОНСТРУКТИВНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Стерлитамак
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2019г.

Одной из центральных проблем психологической науки является проблема развития и саморазвития личности. Отечественная психология в решении данной проблемы отдает приоритет влиянию социокультурного   окружения    (Л.И. Божович,   Л.С. Выготский,   А.Н. Леонтьев,    С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), а также собственной деятельности человека, в ходе которой он ставит цели, стремится к их достижению, достигает запланированного результата, сравнивает свои результаты и достижения с результатами и достижениями других людей и на этой основе создает представление о себе, своей индивидуальности. В этой связи одним из главных стремлений личности является стремление к самоутверждению, наиболее ярко заявляющее о себе в подростковом и юношеском возрасте.

Проблему самоутверждения в разное время исследовали многие зарубежные философы (И. Кант, Д. Ницше, А. Шопенгауэр и др.) и психологи (А. Адлер, У. Мак-Даугалл, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни и др.). В работах зарубежных психологов самоутверждение рассматривается как один из врожденных инстинктов (У. Мак-Даугалл), как проявление комплекса превосходства, стремления к власти и престижу (А. Адлер, К. Хорни), как фактор уверенного поведения (Р. Альберти, М. Эммонс), как условие самореализации и самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс), как фактор самосознания (А. Лоуэн).

Анализ отечественных исследований выявил различные точки зрения относительно содержания понятия «самоутверждение личности». А.Я. Анцупов, Н.В. Самоукина, А.И. Шипилов рассматривают самоутверждение как стремление личности к подтверждению своей значимости, высокой оценке и самооценке. Г.С. Абрамова, Н.Ф. Калугина, Г.И. Корчагина, В.Г. Маралов считают, что самоутверждение предстает в виде деятельности субъекта по обнаружению у себя определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности. В.С. Мухина, Е.П. Никитин,   Н.Н.   Толстых, Н.Е. Харламенкова полагают, что феномен «самоутверждение» следует определять посредством мотивационной и поведенческой составляющих.

Самоутверждение современных подростков нередко носит деструктивный характер, проявляясь в таких формах, как нигилизм, демонстративность, ирония, эгоизм, агрессия, ложь, инфантилизм, пассивность, конформность, бравада (Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.А. Петровская, А.А. Реан, Л.А. Регуш, Д.И. Фельдштейн, Н.Е. Харламенкова и др.). Названные явления свойственны подросткам, обучающимся в образовательных учреждениях разного типа и имеющим различный интеллектуальный уровень, что определяет актуальность психологической поддержки конструктивного самоутверждения подростков.

Анализ научной литературы показывает, что у исследователей, пришедших к осознанию необходимости разработки понятия «психологическая поддержка», отсутствует единый взгляд на его содержание. Психологическая поддержка детей и подростков рассматривается как психологическая составляющая процесса индивидуализации (А.А. Андреева, И.В. Дубровина); как деятельность, сосредоточенная на позитивных сторонах личности (A.B. Быков, И.В. Дубровина, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга); как межличностное взаимодействие, основанное на сопереживании, содействии, помощи (А.И. Волкова, Н.И. Мизина и др.); как знак внимания в проблемной ситуации (А.И. Баева, C.B. Кривцова, Е.А. Мухуматуллина и др.); как воспитание фрустрационной толерантности и как составляющая психологического здоровья (Л.М. Митина, О.В. Хухлаева, Т.В. Черникова).

В процессе нашего исследования мы пришли к пониманию того, что формирование конструктивного типа самоутверждения подростков возможно в результате организации их психологической поддержки педагогом-психологом образовательного учреждения. Теоретический анализ имеющихся исследований по проблеме психологической поддержки (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Н.В. Калинина, Р. В. Овчарова, Л.Я. Олиференко, Н.В. Самоукина и др.) позволил нам сформировать собственное представление по проблеме психологической поддержки конструктивного самоутверждения подростков. Мы считаем, что психологическая поддержка конструктивного самоутверждения подростков – это система работы педагога- психолога образовательного учреждения, направленная на развитие личностных характеристик подростков, обусловливающих конструктивное самоутверждение.

Приступая к экспериментальной работе, мы на основе теоретических источников и эмпирического исследования структуры конструктивного самоутверждения разработали модель психологической поддержки конструктивного самоутверждения подростков. Ведущей идеей психологической поддержки конструктивного самоутверждения подростков является идея развития личности подростка, способного к саморазвитию («быть личностью» – К. Роджерс). Данная идея при ее реализации заключает в себе возможность развивать способность подростков к конструктивному самоутверждению, к осознанию своей самоценности. «Человек должен быть тем, чем он может быть» (А. Маслоу). Модель включает: 1) целевой блок: цель (развитие конструктивного самоутверждения подростков); задачи (создание психолого- педагогических условий для развития у подростков конструктивного типа самоутверждения; коррекция деструктивных эмоциональных проявлений; содействие развитию у подростков способности к самоанализу, позитивному самоотношению, адекватной самооценке, эмпатии, эмоциональной саморегуляции и самоконтролю, коммуникативной компетентности, ассертивности, способности к творческому самовыражению); 2) методологический блок: методологические подходы (культурно-исторический и субъектно-деятельностный) и принципы (принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип субъектности); 3) диагностический блок: диагностический инструментарий; 4) содержательный блок: структурные компоненты конструктивного самоутверждения (когнитивно-рефлексивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный, коммуникативно-конативный); 5) виды деятельности педагога- психолога (психологическое просвещение подростков, родителей, педагогов; психологическая диагностика; индивидуальное и групповое консультирование; коррекционно-развивающая работа с подростками); 6) психолого-педагогические условия; 7) психологические механизмы конструктивного самоутверждения подростков (осознание ценности конструктивного самоутверждения, целеполагание, личностная рефлексия, идентификация, интериоризация, экстериоризация, компенсация); 8) контрольно-оценочный блок: прогнозируемый результат (развитие у подростков конструктивного типа самоутверждения).

Исследование проводилось на базе среднеобразовательных школ и МАОУ «Гимназия №1» г. Стерлитамака Республики Башкортостан. Экспериментальную группу составили (ЭГ) 102 подростка, контрольную (КГ) – 105 подростков.

На констатирующем этапе экспериментального исследования установлено, что более 32% подростков в контрольной и экспериментальной группах выбирают деструктивный тип самоутверждения, более 19% – пассивный тип самоутверждения и около 48% – конструктивный тип самоутверждения. Анализ полученных данных в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах по методике тест-опросника самоотношения (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин) показывает, что у подростков показатели ниже среднего по шкалам «аутосимпатия» и «самопонимание», что свидетельствует о плохом понимании своих мотивов и побуждений, отсутствии понимания самоценности [1].

Таким           образом,           результаты           исследования           личностных           характеристик в контрольной и экспериментальной группах свидетельствуют, что для подростков характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, раздражительность, повышенная утомляемость, прямолинейность, недисциплинированность, отсутствие самостоятельности в принятии решений, зависимость от мнений группы, ориентированность на социальное одобрение своих действий. Подростки проявляют невысокую мотивацию достижения, упрямство, напористость, своенравие, конфликтность и агрессивность; не доверяют авторитетам, отказываются принимать что-либо на веру.

Диагностика типов самоутверждения подростков проводилась с помощью авторской методики (Т.Д. Дубовицкая, Е.А. Киреева) [2]. Психологическое просвещение подростков, родителей, педагогов осуществлялось на собраниях и семинарах. Коррекционно-развивающая деятельность проводилась в форме спецкурса, тренинга и индивидуальных занятий с подростками. Консультативно-коррекционная деятельность с подростками, педагогами и родителями проводилась в форме индивидуальных и групповых консультаций в рамках психологической службы гимназии.

Результаты экспериментального исследования по формированию конструктивного самоутверждения подростков показывают, что после проведения формирующего эксперимента в ЭГ значимо увеличилось количество подростков с конструктивным типом самоутверждения (φ*=4,52; p≤0,01) и уменьшилось количество подростков с деструктивным (φ*=3,638; p≤0,01) и пассивным (φ*=2,092; p≤0,05) типом самоутверждения. В КГ значимых изменений не выявлено ни по одному из показателей.

Эффективная организация психологической поддержки конструктивного самоутверждения подростков,   предполагающая   единство   и   взаимообусловленность   целевого,   методологического, диагностического, содержательного и контрольного блоков, возможна при взаимодействии психолога, педагогов и родителей.

 

Список литературы

 

1.        Киреева, Е.А. Исследование самоутверждения у подростков / Е.А. Киреева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск. – 2010. – Вып. 7. – С. 130–136.

2.    Киреева, Е.А. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте /  Е.А. Киреева, Т.Д. Дубовицкая // Экспериментальная психология. – 2011. – Т. 4.– № 2. – С. 115–124.