Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТНИКОВ СУДЕБНОГО АППАРАТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРАВОСУДИЯ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций немыслимо без четкой и эффективной организации работы аппарата суда. Именно на судебный аппарат в силу требований п.1 ст.32 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» ложится основная обязанность по обеспечению работы суда независимо от его уровня, круга полномочий и специализации. В этой связи решение поставленных перед судебной системой задач может быть успешно осуществлено лишь при условии высокой профессиональной подготовленности помощников судей, секретарей судебного заседания, секретарей суда, консультантов, специалистов и т.д., то есть государственных служащих, непосредственно осуществляющих организационно-техническое, информационное и правовое обеспечение судебной деятельности.

В профессиональной деятельности работников судебного аппарата одно из ведущих мест занимает общение с другими людьми – гражданами, обращающимися в суд, коллегами по работе, руководством, подчиненными. Данный вид делового общения характеризуется интенсивностью, эмоциональной напряженностью, динамичностью. Регуляция межличностных отношений как в процессе судебного рассмотрения дела, так и вне его требует от работника судебного аппарата не только профессионализма, но и психологической подготовленности, в частности коммуникативной компетентности. Следует также отметить, что трудовая деятельность работников судебного аппарата протекает в конфликтогенной среде, детерминируемой юридическим конфликтом, и это налагает обязанность на сотрудников суда уметь регулировать процессы профессионального взаимодействия, разрешать возникающие конфликты различных уровней и направленности. В этой связи конфликтологическая компетентность, являясь значимой составляющей частью коммуникативной компетентности, выступает как необходимость и показатель высокой профессиональной подготовки работника аппарата суда.

Конфликтные ситуации представляют собой реалии социальной жизни человека в разных пространствах его бытия. Конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Понимание конфликта многоаспектно и неоднозначно, но наиболее общим понятием, через которое возможно определение конфликта, является понятие столкновения. Так Лавриненко В.Н., Чернышова Л.И. применительно к деловому взаимодействию определяют конфликт как «стадию развития противоречий в профессиональном взаимодействии, характеризующуюся столкновением противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов данного взаимодействия и обычно сопровождающуюся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми такими субъектами по отношению друг к другу» [5]. Е.И. Ворожейкин рассматривает конфликт как «способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций, интересов, противоборстве взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон» [3]. Г.Р. Чернова и Т.В. Слотина определяют конфликт как «противоречие, возникающее между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определенные действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах» [6].

Причины, вызывающие конфликт, могут носить как объективный (недостатки в организации труда, несовершенство управления), так и субъективный характер (психологическая несовместимость отдельных людей, конфликтогенное поведение в процессе делового общения).

Следует подчеркнуть негативное влияние, которое оказывают конфликты на работу суда. Сюда можно отнести потерю рабочего времени на конфликт, снижение качества принимаемых решений в ситуации конфликтного противостояния, снижение мотивации труда, потерю квалифицированных кадров как следствие конфликта и соответственно необходимость дальнейшего реструктурирования; рост психосоматических заболеваний в результате негативных переживаний, сопровождающих конфликт.

Успешное разрешение проблемно-конфликтных ситуаций во многом определяется уровнем конфликтологической компетентности. Чтобы эффективно управлять конфликтом в деловом общении необходимо знать, что такое конфликт, какие бывают конфликты, как они возникают и протекают, как их можно устранить. Иными словами, конфликтологическую компетентность можно охарактеризовать как информационно-когнитивно-регуляторную подсистему профессионализма, связанную с умениями управлять конфликтом и разрешать его.

Понимая под конфликтологической компетентностью способность минимизировать деструктивный потенциал конфликтов на основе специальных знаний, Л.Н. Цой [4] выделяет следующие блоки-знания:

- теоретические знания в области конфликтологии;

-    владение социальными технологиями профилактики, управления, минимизации деструктивных форм конфликта;

- мыслетехники.

Следует также отметить, что многое зависит и от личностных качеств работника аппарата суда. Безусловно профессионально значимыми качествами являются вежливость, доброжелательность, внимательность, терпимость, тактичность по отношению к другим людям.

В Правилах поведения работников аппарата суда (утв. Постановлением Совета судей РФ от 27 апреля 2006 г. №156), конкретизирующих и уточняющих этические нормы поведения, отмечается необходимость уважительного отношения к каждому человеку, обращающемуся в суд, готовности к оказанию ему помощи. В случае возникновения конфликтных ситуаций «работник аппарата суда не должен отвечать на оскорбления, обвинения или критику со стороны граждан, участников судебного разбирательства, коллег и персонала суда встречными обвинениями, оскорблениями, критикой или иными проявлениями агрессии, унижающими честь и достоинство другого человека».

Типовой кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26 апреля 2011 г. №79) предусматривает, что в служебном поведении работники аппарата суда должны воздерживаться от «угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению», а также «грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений».

Конфликтологическая компетентность является динамическим образованием, развивающимся в процессе профессиональной деятельности. С одной стороны идет ее стихийное развитие, происходящее за счет столкновения работника аппарата суда с проблемными ситуациями субъективного опыта; поиска способов решения профессиональных задач; присвоения опыта коллег. С другой стороны возможно и необходимо целенаправленное развитие конфликтологической компетентности посредством знакомства с психологическими знаниями и расширение тезауруса психологических приемов самоконтроля и управления ситуациями профессионального взаимодействия в рамках самообразования и различных видов и форм повышения квалификации.

Конфликтологическая компетентность, в силу специфики судебной деятельности, занимает центральное место в общей системе профессиональной психологической компетентности и является значимым ресурсом в решении сложных профессиональных ситуаций.

 

Список литературы

 

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 295 с.

2. Егидес А.П. Психология конфликта: учеб. Пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. – 320 с.

3. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 301 с.

4. Конфликтология: учебник / Под ред. О.З. Муштука. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 320 с.

5. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 591 с.

6. Чернова Г.Р., Слотина Т.В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2012. – 240 с.