Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ПРИРОДЫ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Современный подход борьбы с преступностью строится на двух основополагающих задачах – это защита наиболее важных общественных отношений от преступного посягательства и предупреждение совершения преступлений. Качество реализации указанных компонентов уголовной политики напрямую зависит от личностной ориентированности на преступника. В этой связи личность преступника является центральной проблемой ряда наук, и, прежде всего, криминологи и юридической психологии. В настоящее время приходится признать, что экологическая преступность, имея такие характеристики, как повышенная общественная опасность, связанная с подрывом самой возможности существования человека на Земле, является относительно новым и малоизученным явлением. Личность экологического преступника - еще более закрытая тема. В связи с этим методологическая разработка решения указанного вопроса представляется актуальной и первостепенной.

Экологический преступник, несомненно, имеет множество характеристик. Прежде всего, интерес представляет экологическое сознание данной личности. Однако исследователя здесь ждет большой сюрприз, ведь феномен экологического сознания на сегодняшний день остается комплексно неизученным явлением. Экологическое сознание исследовалось бессистемно, под разными углами зрения, с различных позиций и подходов, цель которых заключалась в выявлении отдельных фрагментов феномена [1. С. 254].

Экологическое сознание в самом упрощенном виде – это отношение человека к окружающему его миру, предметом которого выступает отношение к природе человека и общества [2. С. 55]. Необходимо отметить, что наука предлагает большое количество разных подходов к определению экологического сознания, что вполне ожидаемо, и является естественным ходом развития ситуации. Это объясняется, прежде всего, новизной социальной психологии и признания феномена экологического сознания, а кроме того, важную роль играет многопарадигмальность психологии и наличие различных подходов к определению указанного явления.

Не вызывает сомнений, что экологическое сознание имеет диалектический характер. Это изменчивая категория, находящаяся в  постоянном формировании. Необходимо отметить при этом, что часть элементов экологического сознания обладают некоторой устойчивостью, что в целом не изменяет сущность явления. Поэтому принцип развития для уяснения сути изучаемого феномена является обязательным. Развитие экологического сознания означает появление качественных изменений, новых форм его бытия (инноваций и нововведений), а также сопряженных с преобразованиями его внутренних и внешних связей. Учитывая эти процессы эволюции, процессы изменений, развитие экологического сознания, однако, предполагает сохранение качества развивающейся системы. Наибольший интерес в рамках изучения экологического сознания представляет концепция  устойчивого развития, в части акцентуации на сохранение биосферы и выживание человечества.

Поскольку экологическое сознание всегда есть некая ценность «мировидения», единство противоположных начал, то применение принципа противоречивости позволяет дать не приукрашенную, а объективную и взвешенную характеристику. Этот принцип предполагает, что познание объекта возможно на основе исследования его двойственной внутренней сущности.

Современные ученые, пытающиеся объяснить становление и  сущность экологического сознания, сталкиваются с рядом методологических трудностей. И один из философских принципов, который поможет преодолеть эти трудности – это принцип детерминизма, являющийся фундаментальным принципом учения о бытии. Детерминизм является учением о всеобщей обусловленности явлений материального и духовного мира [3]. Примечательно, что современный детерминизм, провозглашая обусловленность явлений, предполагает наряду с необходимостью учитывать и случайность, а также и неопределенность, что само по себе уже значительно расширяет возможности исследования и повышает его качественную составляющую.

Для выявления закономерностей становления нового качества, в свою очередь, центральным является закон единства и борьбы противоположностей, который находится в неразрывной связи с принципом детерминизма. Эта идея для познания экологического сознания является центральной. Ведь дихотомия, присущая экологическому сознанию, является его значимой характеристикой. Такое активное и яркое столкновение противоположных представлений требует пристального и целенаправленного изучения.

Главный вопрос, поиском ответа на который и занимается детерминистическое учение – это вопрос о первопричине явления и его последующем развитии. Установление закономерностей трансформации интересующих феноменов. В рамках признания изменчивой природы экологического сознания и важности указанной характеристики для уяснения сущности исследуемого явления детерминизм становиться необходимым и определяющим способом его глубинного познания.

Принцип историзма дает возможность изучить экологическое сознание как  развивающееся явление с акцентом на значимые вехи этого  пути. При этом учет влияния времени  на формирование экологического сознания становится определяющим. Хотелось бы отметить важность выявления связи и, самое главное, обусловленности перехода одного этапа формирования экологического сознания в другой, что невозможно без использования принципа преемственности. Именно такой подход позволяется проникнуть вглубь изучаемого явления.

Достаточно близко к уже названным способам подходит ретроспективный метод. Однако он имеет свою специфику, столь необходимую для решения поставленной задачи. Именно ретроспективный анализ позволяет выявить такое важное для понимания сути изучаемого явления свойство, как повторяемость. Таким образом, становится возможной сама постановка вопроса об эволюционном развитии экологического сознания

При всей изменчивости и важности данного развития экологическому сознанию присуще и сохранение стабильности некоторых показателей. Поэтому наряду с описанными принципами для изучения экологического сознания целесообразно применять структурный подход.

При изучении экологического сознания необходимо использовать системный подход, только таким образом можно выявить целостную концепцию экологического сознания. Крайне важно не просто определить тенденции развития наряду с базовыми, стабильными компонентами, а рассмотреть изучаемое явление в системе. Объединение всех выявленных характеристик в единое целое и изучение экологического сознания в целостности является определяющим фактором на пути к поиску истинности.

Для более эффективного изучения сущности экологического сознания важно использовать междисциплинарный метод. Объединение знаний разных наук позволяет увидеть рассматриваемое явление в целом, охватить его с различных сторон. Действительно, экологическое сознание слишком сложное и глобальное явление, чтобы его можно было изучить только в рамках одной доктрины, оно входит в предмет разных наук.

При изучении намеченных проблем используются также социологические, социально-психологические и другие методы исследования. Большое значение играет аксиологический подход. Использование данного метода предоставляет возможность акцентировать внимание на ценностно-ориентированном характере экологического сознания. Речь идет о стремлении к ценностям гармонии. Система взаимодействия человека и природы определяется стремлением к гармонии, что, в свою очередь, является залогом формирования цивилизации на основе культуры.

Таким образом, при рассмотрении экологического сознания необходимо использовать комплексный, системный, структурно-функциональный, цивилизационный и другие подходы, а также принципы историчности и конкретности и, как указывалось выше, традиционные способы диалектического мышления. В данном случае представлено лишь «пунктирное», очень поверхностное, начальное представление о методологии изучения экологического сознания лица, совершившего экологическое преступление.

 

Список литературы

1.     Иванова Е.В. Экологическое сознание и эколигвистика //Вестник ЧГПУ. 2012. № 7.

2.     ЧуйковЮ.С. Размышления об экологическом сознании. Часть 2. Астраханский вестник экологического образования. 2002. № 2(4).

3.     Философский энциклопедический словарь. Академик 2000-2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy