03 апреля 2016г.
Психосоциальная работа с населением утверждена в качестве одного из профилей подготовки социальных работников для отечественной системы социальной защиты населения, а в частности, для системы социального обслуживания. Она опирается на теорию и технологии психологического подхода в социальной работе. При этом психосоциальный работник обеспечивает социальную защищённость клиентов одновременно с позиции психологического и социального подхода, т.е. имеет дело с их психосоциальностью.
Психосоциальность - это целостное образование, которое формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей социальной средой и является результатом его активности в установлении границ между собой и социумом, между внутренним миром и внешней реальностью. (4, 8, 9)
Как отмечают во введении авторы первого учебного пособия по психосоциальной работе М.В. Фирсов и Б.Ю. Шапиро, «…интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования; помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей; помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе» (11). Психосоциальный работник даёт своим клиентам идеи, информацию и специальные приёмы для совладания с теми трудными жизненными ситуациями, в которых они оказались; осуществляет информационное и деятельностное социальное обслуживание. Он содействует клиентам в том, чтобы в процессе работы над ситуацией они смогли заменить механизм насильственной саморегуляции поведения - гуманным. Таким образом, психосоциальные работники снимают социальную напряженность и предотвращают революции.
Психосоциальная работа, как и социальная работа в целом, держится на трёх основных идеях, сообразно которым клиенты получают помощь:
- это идея прав человека;
- концепция профессионализма;
- концепция самопомощи.(5, 14, 17)
Автор энциклопедической статьи Ф.Дж. Тёрнер пишет: «Психосоциальный подход является неотъемлемой частью практической социальной работы… Цель психосоциального подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность… Это открытый подход, основанный на обширных знаниях, накопленных годами. Цель его адептов - эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем. …В психосоциальной практике необходим тщательный анализ и точный диагноз относительно «личности в ситуации, а для этого требуется участие клиента» (9, с.413).
Для отечественных социальных психологов притягательны две существенные черты данного подхода: 1) приверженность традициям в обеспечении клиентов социально-психологическими услугами; 2) готовность к переменам по мере появления новых идей, информации, методов и приёмов.
Основателем психосоциальной практики за рубежом считается Mary E. Richmond (20). Ей принадлежит инициатива открытия профессиональных школ подготовки специалистов, развития индивидуальной работы с клиентами, которая позднее получила название «диагностическая школа». Она выделила социальные и индивидуально-личностные ситуации клиентов в качестве приоритетных проблемных областей познания и определила социальную работу как «искусство помощи», «искусство лучшего регулирования социальных отношений, индивидуальности мужчины, женщины, ребёнка». Её книга «Социальные диагнозы» стала оформлением первого научного подхода в социальных исследованиях.
Последующее развитие научной основы психосоциальной практики связано с именем Г. Гамильтон: «диагноз» как основа метода, побуждающего к действию, переосмысляется и начинает восприниматься как модель встречи человека с ситуацией. (6, 7)
Ситуационный подход в диагностической школе позволял развивать предвидение у клиентов и оказывать им психологическую помощь. Применяя элементы психоанализа, работники социальных служб использовали возможности памяти и конфликта для перевода бессознательных импульсов в сферу сознания клиентов.
Начиная с 30-х гг. ХХ в., оформляется функциональная школа социальной работы (теория О. Ранка о «травме рождения» и методах активной терапии, теории А. Маслоу, К. Хорни, В. Робинсон, Д. Тафт).
В 60-80-е гг. развитие теории психосоциальной работы шло по трём направлениям: 1) теоретическое развитие традиционных методов; 2) развитие комплексных подходов, объединяющих теорию и практику в единую парадигму; 3) развитие подходов к специфическим группам клиентов. Г. Конопка, М. Росс, Х. Перлман и др. начинают искать единые подходы, позволяющие осмыслять практику индивидуальной и групповой работы.
Концепции диагностического и функционального подходов получают новое понимание в разработках F. Hollis. За основу психосоциальной работы в её модели взята теория психоанализа, а процесс помощи включает изучение причин девиантного или дезадаптивного поведения клиента, «истории его болезни»; значительная роль в ней отводится социальному окружению. Эта модель применялась для разрешения проблем, связанных с нарушением здоровья (рак, олигофрения и др.). С начала 1980-х гг. F. Hollis совершенствует свой метод путём включения в него теории систем. .(13, 15, 18, 19)
Развитие психосоциального подхода в системе отечественного социального обслуживания актуально по той причине, что он позволяет включать новейшие достижения зарубежной и отечественной социально- психологической теории в практику психологической и психотерапевтической помощи в преодолении сексистских, расистских и прочих дискриминационных гендерных стереотипов; даёт возможность клиентам и специалистам по-новому интерпретировать общественные и личные проблемы, связать процесс помощи с поиском социальной идентичности, с самоопределением, самоутверждением и саморазвитием.
Список литературы
1. Никитина Н.И., Рыбакова А.И., Комарова Е.В. Технологии социальной работы. М.: Изд-во Российского гос. социального ун-та. 2012. 158 с.
2. Рыбаков Р.П. Значение социально-психологической компетентности социального работника в процессе оказания помощи семье и детям // Вестник Московского института государственного управления и права. 2015. № 11. С. 55-60.
3. Рыбаков Р.П. К вопросу об алгоритме социальной деятельности социального работника в процессе оказания помощи семье и детям //Вестник Московского института государственного управления и права. 2015. № 11. С. 49-54.
4. Рыбакова А.И. Место психосоциальной работы с населением в подготовке социальных работников /Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. Рязань, 2015. С. 148-151.
5. Рыбакова А.И. Социально-психологическая компетентность специалиста по социальной работе /Вопросы преподавания дисциплин социально-психологического профиля. Сборник учебно-методических статей. /под ред. д.психол.н., проф. Е.А.Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2010. 115 с. с. 61-66.
6. Рыбакова А.И. Социально-психологические характеристики компетентности специалиста по социальной работе //Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2008.№ 4. с. 87-94.
7. Рыбакова А.И. Становление социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе в процессе обучения в вузе: дис. … канд. психол. наук. М.: РГСУ, 2008. 202 с.
8. Рыбакова А.И. Становление социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе в процессе обучения в вузе: автореферат дис. … канд. психол. наук. М.: РГСУ, 2008. 24 с.
9. Рыбакова А.И., Цветкова Н.А. Психология социальной работы как прикладная область деятельности ученых кафедры социальной и общей психологии РГСУ // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 4 (131). С. 133-143.
10. Тёрнер Ф. Дж. Психосоциальный подход. //Энциклопедия социальной работы: В 3-х ТТ. /под ред. Л.Э.Кунельского, М.С.Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т.2. С. 413-416.
11. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики /М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. М.: Академия, 2002. 192 с.
12. Фомина С.Н. Технологическое обеспечение модели интерактивного подхода к профессиональной подготовке специалистов в области социальной работы в условиях многоуровневого образования //Социальная политика и социология. 2013. № 3-2 (95). С. 131-137.
13. Фомина С.Н., Заярская Г.В., Рыбакова А.И. Интегративность как основа обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов высшей школы (социально-философский анализ) // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т.14. № 4 (131). С. 133-143.
14. Цветкова Н.А. Об инновационных технологиях социальной работы и технологической культуре социальных работников / Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 187-190.
15. Цветкова Н.А. Проблемное поле деятельности психолога в системе социального обслуживания // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2008. № 4. С. 90-95.
16. Цветкова Н.А. Психосоциальные технологии как способ обеспечения качества социально-психологических услуг // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2010. № 5 (43). С. 52-59.
17. Цветкова Н.А., Рыбакова А.И. Психология социальной работы и психосоциальная работа с населением как прикладные области деятельности социальных психологов РГСУ. /Социальная психология в РГСУ: итоги и перспективы. Социальная психология в РГСУ: итоги и перспективы монография /Под ред. д. психол. н., проф. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2011. 209 с. С. 62-91.
18. Egorychev A.M., Mardochaev L.V., Rybakova A.I., Fomina S.N., Sizikova V.V. Society and education in the early of XXIth century: integration of tradition and innjvation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Т. 5. № 2. С. 82-91.
19. Kozjakov R.V., Fomina S.N., Rybakova A.I., Sizikova V.V., Petrova E.A. Educating social-profile specialists for working with a family of a child with health limitations: competence approach// Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2015. Т. 6. № 1. С. 1852-1861.
20. Richmond Mary E. Social Diagnosis / Mary E. Richmond. N.Y., 1965.