Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ КОНСПИРАТИВИСТСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Проблемы изучения распространения веры в различные заговоры среди населения многих стран не теряют своей актуальности. Ученые убеждены, что рост веры в заговоры связан с нестабильностью современной жизни и поиском объяснительных концепций тягот жизни [4, 6, 7].

Наши исследования показали, что вера в заговоры касается различных аспектов жизни политических, исторических, экономических, социальных, культурных. Подвержены вере в заговоры представители различных культур, этнических групп, различного пола [3]. СМИ подбрасывают все новые версии, которые принимаются слушателями за чистую монету.

Как показали в свое время Д. Каннеман и А. Тверски, в своем большинстве люди полагаются на ограниченное число эвристических принципов, которые упрощают сложные задачи оценки вероятностей и прогнозирования значений величин до более простых (поверхностных) операций суждения [1].

Нам представляется, что вера в заговоры сопряжена с проявлениями магического мышления. Магическое мышление предполагает не анализ знаний, а веру в какие либо явления. Существуют различные взгляды на проблему магического мышления. З. Фрейд видел в этом проявления невроза навязчивости, скрываемого ненависть к другим [5]. Нет однозначного взгляда на проявления магического мышления и такой уж отдаленности его от рациональности. Мы привыкли к представлению о том, что логическое и интуитивное противоположности. А можно видеть магическое, как недоосмысленное рациональное. Л. Леви Брюль подчеркивал, что «не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных одна от другой глухой стеной, а есть различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, – быть может, всегда – в одном и том же сознании» [2, с. 135]. Результаты исследований Е.В. Субботского [8] показывают, что магическое мышление оно не исчезает с возрастом, а проявляется у взрослых людей. Согласно его исследованиям, проявлению магического мышления способствует ряд условий, в частности наблюдение «неперманентности» существования предмета (Субботский Е.В, 2007). При этом большинство участников исследований Е.В. Субботского отрицали возможность существования магического воздействия, в эксперименте многие люди демонстрировали веру в магическую причинность и даже после окончания исследований. Е.В. Субботским также было показано в экспериментах, что магические верования сохраняют свою действенность в поведении взрослых и тогда, когда люди полностью владеют собой и могут критически мыслить [9].

В данной работе мы рассматриваем особенности мистического мышления, проявляющегося в конспиративисткой ментальности, и покажем ее связь с критическим мышлением в группе менеджеров.

Мы провели исследование в группе менеджеров компании г. Ростова-на-Дону, 30 человек, в возрасте от 29 – 45 лет, 17 женщин и 13 мужчин, имеющих высшее образование. Применялись методики: методика «Конспиративистская ментальность» (В.И. Пищик, С.Ш. Муталимова 2014); Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В); опросник измерения критического мышления (модификация опросника оценки критического мышления Ю.Ф. Гущина). Статистика проводилась посредствам программного продукта SPSS-20.

В результате выявилось, что менеджеры больше всего верят в ненатуральность продуктов питания на прилавках магазинов (88,8). Верят, что фармацевтические компании больше ориентированы на прибыль, а не на здоровье населения (81,5). Менеджеры верят в тайный заговор политиков (политики, как правило, не говорят нам об истинных мотивах своего решения) (80). В среднем группа верит в конец света (52).

При этом вера в конец света обратно пропорционально связано с невротичностью (- 0,65**), депрессивностью (0,78**). Вера в то, что среди нас уже есть клоны, мы просто этого не замечаем, связана с невротичностью (0,63**), спонтанной агрессивностью (0,72*). Вера в политические заговоры связана с эмоциональной лабильностью (0,51*).

Корреляционный анализ показал, что у менеджеров, чем меньше проявляется критическое мышлении, тем больше они верят в заговоры. Так вера в конец света обратно пропорционально связана с показателем умение обнаруживать ошибки (-0,54) и реактивной агрессивностью (0,53); Умение анализировать и делать заключение о причинах явлений, связано с верой, что фармацевтические компании больше ориентированы на прибыль, а не на здоровье населения (-0,83); Умение обнаруживать релевантную (существенную в данном случае) информацию связано с верой в то, что в равной степени нам осталось недолго ждать глобального потепления или глобального потепления (0,59); Умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ, связано с верой, что существует реальная угроза от пришельцев с других планет (0,61).

Таким образом, при хороших показателях критического мышления у менеджеров это сочетается с верой в различные виды заговоров. Результаты довольно интересные, поскольку показывают противоречивость критического мышления менеджеров.

 

Список литературы

1.     Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. М.: Гуманитарный центр. 2005.

2.     Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140.

3.     Пищик В.И. Основы этнопсихологии: учебное пособие / Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2003.

4.     Пищик В.И. Социально-психологические объяснительные схемы конспиративистской теории // European Social Science Journal. 2014. № 7-3 (46). С. 350-356.

5.     Фрейд. З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. Мерани, 1991.

6.     Энтин Д.Теория заговоров и конспиративистский менталитет // Новая и новейшая история. 2000. № 1, с.70- 86.

7.     Robins R.S. & Post J.M. Political paranoia. New Haven, CT: Yale University Press, 1997.

8.     Subbotsky, E. (2007). Children's and adults' reaction to magical and ordinary suggestion: Are suggestibility and magical thinking psychologically close relatives? British Journal of Psychology, 98, 547-574.

9.     Subbotsky, E., & Matthews, J. (2011). Magical thinking and memory: Distinctiveness effect for TV commercials with magical content. Psychological Reports, 109, 1-11.