Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ МЫШЛЕНИЯ У ЮНОШЕЙ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ГИПОКСИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦНС

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Перинатальные поражения ЦНС гипоксического генеза, вызывая формирование нарушений нейрорегуляторного и психомоторного характера, могут приводить к изменениям различной степени выраженности как динамики, так и последовательности созревания высших психических функций у детей. Следствием этого может быть не только нарушение становления ВПФ в периоде раннего детства, но и неблагоприятное воздействие на устойчивую работоспособность мозговых структур и мыслительные способности у детей более старшего возраста, в том числе и юношей [Кравцов, Ю.И, 2004, Барашнев Ю.И. 2007; Бабинцев, М.В. 2009; Самсонова А.В., 2009, Гомбалевкая М.С. 2012,].

Целью данного исследования является изучение особенностей мышления у юношей призывного возраста, в анамнезе которых имеется указание на перенесенное перинатальное гипоксическое поражение ЦНС (ПГП ЦНС).

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе ОГБУЗ «Психоневрологического диспансера» г.Смоленска. Всего обследовано 220 юношей 17-18 лет. Основную группу составили 140 юношей призывного возраста, в анамнезе которых имеется указание на наличие ПГП ЦНС средней степени тяжести. В группу сравнения вошли 80 юношей с благополучным перинатальным анамнезом. Все юноши  основной и контрольной не имели хронических соматических заболеваний, черепно-мозговых травм, проживали в семьях со средним материальным достатком. Обследование проводилось в условиях районной военной комиссии (РВК).

Все юноши обследовались в утренние часы, после лѐгкого завтрака, при отсутствии жалоб, не менее чем через день после повышенных физических или психоэмоциональных нагрузок, при условии отсутствия любой фармакотерапии, обладающей церебротрофическим действием.

Для проведения исследования мышления были использованы следующие диагностические методики:

«Исключение лишнего»; «Толкование пословиц»; «Кубики Коса» (взрослый вариант: 16-75 лет).

Результаты и их обсуждение. При оценке уровня развития операций обобщения было установлено, что как в основной, так и контрольной группах количество обследованных с различными уровнями развития операций обобщения было практически одинаковым (Табл.1).

Таблица 1 Количество обследованных с различными уровнями операций обобщения в основной и контрольной группах

 

Уровни операций обобщения

Основная группа,

(n=140)

Контрольная группа,

(n=80)

Абс. показ

%

Абс. показ

%

Низкий уровень

33

24

17

21

Средний уровень

65

46

39

49

Высокий уровень

42

30

24

30

 

Однако при сравнении средне-групповых показателей уровня развития операций обобщения в основой и контрольной группах было установлено, что юноши с ПГП ЦНС характеризовались более низкими значениями данного параметра, что может свидетельствовать о недостаточной сформированности у них аналитико- синтетической деятельности мозга (Табл.2).




Таблица 2 Оценка средне-групповых значений уровня развития операций обобщения у респондентов основной и контрольной групп, М+σ

 

Параметры

Основная группа,

 

(n=140)

 

Контрольная группа, (n=80)

Средне- групповые значения уровня развития

операций обобщения

43,2+ 5,721*

50,975+ 4,778

*-Р<0,05 (Непараметрический критерий Манна-Уитни)

 

При исследовании способности понимать отвлечѐнный смысл пословиц было установлено, что юноши основной группы испытывают сложности в трактовке отвлечѐнного смысла пословиц (Табл.3).

     

   Таблица 3

Результаты толкования пословиц респондентов основной и контрольной групп, М+σ


 

 

Уровень толкования пословиц

Основная группа (n=140)

Контрольная группа (n=80)

Абс. показ

%

Абс. показ

%

Отвлечѐнное толкование

50

36

51

64

Ситуативное толкование

58

41

18

23

Буквальное толкование

32

23

11

13

 

Как показали проведенные исследования, юноши основной группы в большинстве случаев трактовали переносный смысл пословиц с применением ситуационных примеров (41%) или понимали их буквально (23%), в то время как отвлечѐнный смысл смогли передать только 36% обследуемых, что позволяет предполагать наличие недостаточной сформированности процессов отвлечения у юношей с ПГП ЦНС в анамнезе. В группе контроля способность понимать и трактовать переносный смысл пословиц отмечалась у большинства обследованных (64%) (Табл.3).

При анализе количественных показателей уровня развития пространственного мышления было отмечено, что в основной группе преобладали обследованные с низким уровнем показателей, в то время как в контрольной группе – с высоким (Табл.4).

Таблица 4 Количество обследованных с различными уровнями количественных показателей пространственного мышления

 

Уровни количественных показателей пространственного мышления

Основная группа (n=140)

Контрольная группа (n=80)

Абс. показ

%

Абс. показ

%

Низкий уровень

25

18

11

13,75

Средний уровень

39

28

18

22,5

Высокий уровень

76

54

51

63,75

 

Однако при  изучении средне-групповых значений показателей  уровней пространственного мышления было установлено, что как в основной, так и контрольной группах данные параметры, во-первых, не имели достоверного отличия (р>0,05), а во-вторых, находились в пределах 33-42 баллов, что свидетельствует об уровне развития пространственного мышления выше среднего у обследованных обеих групп (Табл.5).

 

Таблица 5 Количественные показатели уровня развития пространственного мышления у респондентов основной и контрольной группы, М+σ

Параметры

Основная группа,

(n=140)

Контрольная группа,

(n=80)

Средне-групповые значения уровня

развития пространственного мышления

38,492+2,648

39,112+2,989



При оценке качественных показателей уровня развития пространственного мышления было установлено, что 21% юношей основной группы выполняли тест правильно, в то время как большинство обследованных с последствиями ПГП ЦНС (79%)  характеризовались  невысокими возможностями зрительной памяти,  на  что указывает частое прикладывание к образцу (34%), проговаривание своих действий, комментирование решений (22%), т.е. привлечение вербальных функций во время работы с невербальным материалом (Табл.6).

 

Таблица 6 Качественные показатели уровня развития пространственного мышления юношей основной и контрольной групп

 

Основная группа (n=140)

Контрольная группа (n=80)

Абс. показ

%

Абс. показ

%

Выполняет тест молча, в равномерном темпе,

без особенностей

 

30

 

21

 

44

 

55

Слишком часто рассматривает кубики

48

34

12

15

Работает   неровно:   одни  задания  выполняет

быстро, другие медленно

 

19

 

14

 

9

 

11

Проговаривает        свои         действия         вслух,

комментирует решение

 

31

 

22

 

13

 

16

Напряжѐнная работоспособность,

неловкие движения

 

12

 

9

 

2

 

3

 

Для юношей основой группы было характерно в большей степени напряженная работоспособность с неравномерным темпом выполнения задания в сочетании с неловкими движениями, что указывает, прежде всего, на невысоко развитую моторику, а также наличие утомляемости (Табл.6).

Таким образом, проведѐнный анализ показателей особенностей мыслительной деятельности позволяет сказать, что у юношей, в анамнезе которых отмечается наличие перинатального гипоксического поражения ЦНС, отмечались достаточно сформированные операции аналитико-синтетической деятельности и пространственного мышления при недостаточно развитых процессах отвлечения и невысоких возможностях зрительной памяти.

 

Список литературы

1.      Бабинцев, М.В. Особенности состояния здоровья юношей, перенесших перинатальные поражения центральной нервной системы, на этапе подготовки к военной службе/Дис. канд. мед.наук, 2009

2.      Барашнев  Ю.И.,  Перинатальная  патология  головного  мозга:  предел  безопасности,  ближайший  и отдаленный прогноз/ Ю.И. Барашнев, Н.И. Бубнова, З.Х. Сорокина//Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2007. - №4. - С.6-12.

3.      Гомбалевкая М.С. Психологические особенности детей с последствием перинатального гипоксического поражения ЦНС/ Дис. канд. псих. наук, 2014

4.      Кравцов, Ю.И. Клинические и нейропсихологические проявления дезадаптации у детей с отягощѐнным перинатальным анамнезом. Текст/ Рос. педиатрический журнал- 2004, №4. с 14-17

5.      Самсонова, Т.В. Клинико-функциональная характеристика, прогнозирование и коррекция неврологических нарушений у детей с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга, их отдалѐнными последствиями: Автореферат дис. д-ра мед. Наук.- Иваново, 2009