Новости
12.12.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Воронеж.
11.12.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Воронеж.
10.12.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Воронеж.
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК С НАРУШЕНИЕМ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
10 февраля 2015г.

Чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность человека. Необходимость переработки большого количества информации, отсутствие психоэмоциональной разрядки у студентов приводит к нарушению различных физиологических функций (А.М. Аслоньянц, 2010; М.В. Князева, 1994; А.А. Николаев, 2005; Н.Н. Селиверстова, 2009; И.Н. Шевелева, 2008; Ф.И. Фурдуй, 1989). Часты нарушения менструального цикла у девушек-студенток.

Высшим уровнем регуляции репродуктивной системы являются кора головного мозга и экстрагипоталамические церебральные структуры (лимбическая система, гиппокамп, миндалевидное тело). Нарушения менструального цикла, таким образом, реализуются через гипоталамические структуры центральной нервной системы.

Темперамент составляет взаимодействие нейродинамики мозга с системой гуморальных, эндокринных факторов [4]. Он обозначает динамические особенности психики человека и влияет на такое свойство личности, как тревожность. Особенностям связи уровня тревожности и типов темперамента уделяло внимание множество исследователей. Большой вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П. Павлова (1951), Л.Б. Ермолаевой-Томиной (1953), Б.М. Теплова (1961), И.М. Палей (1971), В.Д. Небылицина (1976), М.В. Бодунова (1977), В.М. Русалова (1979) и многих других.

Согласно взглядам Н.Н. Данилова (1999), тревожность отражает активацию лимбической системы мозга. Общеизвестно, что тревожность – распространенный психологический феномен нашего времени [2].

Несмотря на то, что состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, подавляющее ее влияние на повседневную жизнь человека может привести к неврозам. Согласно литературным источникам, в период с 15 до 20 лет происходит наибольшее проявление эмоционального дискомфорта и выражена тревожность [6].

Исходя из этого, высокая тревожность способствует выбросу негативных химических веществ, которые активируют лимбическую систему, что может привести к нарушению менструального цикла. На этот факт обращают внимание многие авторы [3; 5; 8; 9].

Таким образом, выявление таких свойств личности, как тревожность и тип темперамента, является тем инструментом, при помощи которого могут быть выделены группы риска среди студенток, предрасположенных к нарушению менструального цикла. Тем самым будут вскрыты механизмы взаимосвязи физиологического и психического аспектов свойственных человеку, а понимание этих механизмов позволит разрабатывать более эффективные методы коррекции нарушений менструальной функции у студенток.

Материалы и методы исследования.

Целью нашего исследования было  выявление типов темперамента и уровня тревожности у девушек- студенток с нарушением менструального цикла.

Исследование проводилось на базе МИП «Клиника современных коррекционных и развивающих технологий» КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Красноярске.

Для изучения нарушений менструального цикла были использованы традиционные методы: анкетирование и интервьюирование. Для оценки уровня личностной тревожности использовали методику Спилбергера-Ханина. Для определения черт темперамента использовались анкеты DOTS А. Томаса, модернизированные В.Г. Колпаковым.

Выделение типов темперамента производилось по индексу выраженности поведенческих проявлений (ИВПП), включающего такие темпераментальные характеристики, как активность, чувствительность (порог), настроение и интенсивность,  и индексу  прочности стереотипов поведения (ИПСП),  включающего гибкость (адаптабельность), ритмичность сна, еды и привычек.

Все респонденты были разделены на группы — по ИВПП: «интенсивные» (Ин), «адекватные» (Ад) и «спокойные» (Сп) — и по ИПСП: «ригидные» (Риг), «пластичные» (Пл) и «лабильные» (Лаб) соответственно с высокими, средними и низкими значениями индексов.

В исследовании приняли участие 76 девушек-студенток (возраст 17 -23 года). Из них 86 % - от 17 до 20 лет. На вопрос о наличии нарушения менструального цикла положительно ответили 39,5% (30 человек).

Отсутствие нарушения отметили 60,5% (46 человек).

Статистическую обработку результатов исследования проводили, вычисляя среднее арифметическое значение (М), ошибку среднего арифметического значения (m), результаты представлены в виде M ± m. Различия между группами оценивали с помощью критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение.

71,1% опрошенных (54 человека)  по выраженности поведенческих проявлений вошли в группу «адекватных». Группы «интенсивных» и «спокойных» встречались практически в равной степени. «Спокойные» - 11,8% (9 человек), «интенсивные» - 17,1% (13 человек).

По  прочности  сформированных  стереотипов  78,9%  респонденток  (60  человек)  вошли  в  группу «пластичных». Остальные практически в равных частях вошли в группы «ригидных» - 11,8% (9 человек) и «лабильных» - 9,3% (7 человек).

Подобное статистическое распределение респондентов по группам совпадает с данными других авторов (Я.В. Бардецкая, В.Ю. Потылицина, 2013; Н.С. Бедерева, Н.В. Гезалова, 2013; Е.Ю. Петросян, О.Г. Солдатова, Ю.И. Савченко 2004; И.В. Хабарова, 2012) и таким образом, является подтверждением их достоверности.

Распределение групп в соответствии с уровнем регуляции менструального цикла представлены в Табл.1.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в группе студенток с нарушением менструального цикла отсутствуют «спокойные» и  присутствует минимальное число «ригидных». Это можно
объяснить тем, что у «спокойных» все характеристики выраженности поведенческих проявлений носят низкий или усредненный характер. Инертность нервных процессов создает условия для более успешного контроля эмоций, поддержания стабильного настроения. Все процессы протекают медленнее, что дает им возможность «экономии» собственной энергии и, как следствие, поддержание оптимального гормонального и энергетического баланса организма. Подтверждение о высоком уровне здоровья «спокойных» можно найти в работах многих авторов современности (Я.В. Бардецкая, В.Ю. Потылицина, 2013; Е.Ю. Петросян, О.Г. Солдатова, Ю.И., 2004).

«Ригидные» имеют устойчивую ритмичность появления поведенческих реакций. Подобная регулярность функций организма повышает адаптационные возможности человека.

На наш взгляд, все вышеописанные характеристики снижают процент нарушений менструального цикла.

Методика Спилбергера - Ханина позволила установить, что у 51,3% (39 человек) выявлен высокий уровень личностной тревожности, оптимальный уровень был характерен для 47,4% (36 человек) и низкий уровень тревожности – для 1,3% (1 человек). Полученные нами показатели по распределению уровня тревожности среди студенток имеют некоторые различия с данными исследований Л.Н. Дроздовой и Н.Т. Селезневой (2010).


Как видно из Табл.2, уровень личной тревожности в меньшей степени оказывает влияние на возникновение функциональных изменений менструального цикла в группе «спокойных» и «ригидных». Благодаря высокому уровню адаптационных возможностей, воздействие стрессовых факторов в этих группах в меньшей степени приводит нарушению менструального цикла. Чего нельзя сказать о других группах.

Большая предрасположенность к психическому реагированию на стрессовые ситуации наблюдается в группах «адекватных» и «пластичных».

Несмотря на то, что группа «адекватных» характеризуется высоким уровнем эмоционального реагирования и общей активности, поведенческие показателями реагирования на внешние стимулы можно охарактеризовать как средние, следовательно, и расход энергетического потенциала - средний. Однако любое беспокойство приводит к чрезмерному повышению активности и усилению эмоционального восприятия ситуации, что может послужить причиной нарушений менструального цикла.

Известно, что репродуктивная система женщин функционирует в циклическом режиме [8]. Так как ритмичность привычек «пластичных» носит неустойчивый порядок, снижается уровень их адаптационных возможностей и возрастает риск нарушений цикла.

Другая тенденция просматривается в группах «интенсивных» и «лабильных». Известно, что тревожность проявляется постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения [1]. В группах «интенсивных», несмотря даже на умеренный уровень личностной тревожности, эмоциональное реагирование на стрессовые ситуации очень велико, при этом для восстановления организму необходим большой расход энергии. Подобное эмоциональное реагирование увеличивает уровень распространенности гинекологической патологии, что неоднократно доказано в работах врачей и ученых (Е.В. Уварова, 2003).

Из-за полного отсутствия ритмичности появления поведенческих реакций «лабильные» характеризуются низким уровнем адаптационных возможностей [10]. Это приводит к гормональному дисбалансу и, как следствие, к нарушению менструального цикла у девушек.

Выводы.

Согласно современным представлениям, свойства темперамента обусловлены различиями в возбудимости систем мозга, которые интегрируют поведение индивида, его эмоции и вегетативные функции [7; 11; 12].

В нашем исследовании нам удалось установить связь особенностей темперамента с уровнем личностной тревожности у девушек-студенток с различным характером менструального цикла.

По результатам анализа полученных данных можно сделать вывод, что наиболее адаптированными, эмоционально устойчивыми, а значит, наименее тревожными являются «спокойные» и «ригидные» студентки.

Нестабильность в реагировании и сниженный уровень адаптационных возможностей увеличивает вероятность функциональных нарушений у «адекватных» и «пластичных» студенток.

Наиболее предрасположенными к нарушениям менструального цикла, исходя из полученных данных, являются «лабильные» и «интенсивные» девушки-студентки.

Таким образом, темпераментальные характеристики и степень выраженности личностной тревожности являются одним из основных факторов, определяющих группу риска в отношении возможных нарушений менструального цикла у девушек-студенток.

 

Список литературы

1.      Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Е.Е.  Лысенко // Психологический журнал – 1997, № 2.

2.      Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка  в процессе социализации /

Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.

3.      Кузнецова, М.Н. Физиология и патология полового созревания Текст. / М. Н. Кузнецова.- М.: Медицина, 1990.- 130 с.

4.      Малкова,  Е.Е.  Тревога  при  соматических  расстройствах  у  подростков  [Электронный  ресурс]  // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – №3 (14).

5.      Прояева, Л.Викторовна. Функциональные изменения менструального цикла и содержание минеральных веществ в скелете при действии стресс-факторов: автореф. дис. канд. биолог. наук. Курган, 1998. - 142 с.

6.      Репина, Н.В. Основы клинической психологии / Д.В. Воронцов, И.И. Юматова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

- 480 с.

7.      Симонов П.В. Физиология ВНД как естественно-научная основа общей психологии // Журнал высшей нервной деятельности. 1986. № 36 (2). С. 285-295.

8.      Старцева, Л.Ф. Распределение постоянных потенциалов головного мозга в различные фазы овариально- менструального цикла у студенток северного вуза: автореф. дис. канд. биолог. наук. – Архангельск, 2007. - 144 с.

9.      Шарыпова, Н.В. Влияние экзаменационного стресса на физиологические функции организма студенток с разным соматотипом: автореф. дис. канд. биолог. наук. - Шадринск, 2008. - 122 с.

10.   Baker F.C. Self-reported sleep across the menstrual cycle in young, healthy women / F.C. Baker, H.S. Driver // J. Psychosom Res. - 2004 Vol. 56. - № 2. - P. 239-243.

11.     Kagan J. Galen's prophecy: Temperament and human nature. New York: Basic Books, 1994. 315 p.

12.   Porqes S.W. Emotion: An evolutionary by product of the neural regulation of the autonomic nervous system.

Annals of the New York Academy of Sciences 1997. 807: P. 62-67.