Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИП САМОРАЗВИТИЯ В ПОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НА УКРАИНЕ В ХІХ–НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ

Авторы:
Город:
Киев
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Учения о человеке, возникающие в различные исторические эпохи, неразрывно связаны с решением основного для психологии вопроса о взаимоотношении тела и души, материального и идеального, о движущих силах развития и саморазвития человека.

В отечественных университетах, где читался курс психологии, решение поставленного вопроса, дискуссии, разного рода размышления мы находим в малочисленных и малоисследованных научных трудах, публикациях изданных в ХІХ - начале ХХ столетия, сохранившихся до наших дней.

Человек выступает главным предметом изучения в курсе психологии, который читался в обозначенном периоде в отечественных университетах. Это изучение становится возможным благодаря проявлениям различных свойств его души. Но чтобы познать человека, проявления его души, преподаватели психологии в университетах считали за необходимость основательное изучение человека вообще.

В учебных пособиях, изданных преподавателями отечественных университетов в ХІХ - начале ХХ столетия, природа человека объясняется следующим образом, а именно – совмещает в себе два главных свойства, некое “двоякое бытие: телесное и душевное” [1]. Объясняется это следующим образом. Тело является органическим, состоит из жидкости и твердых частей, обладает способностями чувствовать, расположенными в строгом порядке, т.е. органами чувств (“орудиями чувствительности”) и способностью к самодвижению. Душа является мыслящей силой, существует сама в себе, но имеет сведения о внешних предметах и волю [2] .

Различия между телом и душой в университетской психологии объяснялись следующим образом. Во- первых, телесное бытие мы можем наблюдать посредством внешних чувств, а душевное воспринимается внутренним чувством. Но это различие зависит от способа нашего познания и является субъективным. При этом признается теснейшая и беспрерывная связь между телом и душой, поэтому каждый человек способен наблюдать, как чувство влияет на его мысль и наоборот. Во-вторых, душа и тело существуют во времени, т.е. в своем действительном существовании ограничиваются моментом настоящего, при этом только душа в мыслях возвышается к воспоминанию о прошедшем и к предвидению будущего. В-третьих, тело занимает определенное место в пространстве и его можно измерить, а душа не занимает места в пространстве с точностью измеряемого, она существует в кругу неопределенном, однако небезграничном. В-четвертых, тело является непроницаемым для других тел. Душа может существовать в одном месте с другим бытием - телесным, и в своем ограниченном кругу является вездесущей. В-пятых, строение тела является достаточно сложным. Оно состоит из множества различных частей, которые отличаются одни от других. Душа является сущностью, которая не имеет частей, а является цельной, индивидуальной у каждого человека. В-шестых, тело, само по себе является недвижимым, подвержено закону бездействия, а душа является движущим началом сама по себе. В-седьмых, телу для своего движения необходим толчок и раздражитель; толчок необходим в движениях механических, а раздражитель – динамических. Для движения души также нужны раздражители и побуждения; первые являются необходимыми в ее проявлениях, а вторые являются свободными. В-восьмых, тело является инструментом для человека, а руководство и управление им принадлежит душе, так как именно ей присуще сознание и свобода. Наконец, в- десятых, тело и душа различаются за ступенями своего развития: тело представляет собой низшую ступень, а человеческая душа самую высшую ступень развития общей силы природы. При этом качественное различие между телом и душой является видовое, а не родовое, т.е. тело и душа два главных вида и явления природы, и поэтому оба выражают в себе один и тот же родовой характер природы, характер живой силы, ограничиваемой пространством и временем.

Несмотря на сложность и неоднозначность человеческой природы, способов ее познания и объяснения, различие между бытием духовным и телесным, их соотношением и взаимодействием, представители университетской психологии на Украине в ХІХ-начале ХХ века все же сделали попытку объяснения природы человека, способы ее познания в русле принципа саморазвития.

Фундаторы университетской психологии указанного периода, объясняя проявления психических процессов, неустанно указывают на необходимость самопознания человеком самого себя, так как лишь познавши себя человек, может достигнуть вершины в своем саморазвитии. Так, с помощью органов чувств человек способен принять первичную информацию, которую несет окружающая среда. Человек так же способен поддавать анализу и информацию, поступающую от внутренних органов и, таким образом, действовать в соответствии с имеющейся информацией. При этом указывается на необходимость и возможность саморазвивать человеку свою чувствительность. В свою очередь, чувствительность, помогает человеку в приобретении познания, а познание способствует формированию различного рода понятий благодаря размышлениям.

Сознательная регуляция деятельности человека становится возможной и зависит от внимания. Саморазвитие человека, согласно мнению представителей университетской психологии, зависит от его способности и умении концентрировать свое внимание при выполнении различного рода работ, способности удерживать и переключать свое внимание; самопознание без внимания вообще не является возможным. При этом учеными указывается, что внимание человек может развивать и тренировать с помощью упражнений и навыка.

Процесс воображения человека непосредственно связан с чувствительностью и силой внимания. Воображение состоит из способности принятыми впечатлениями благодаря органам чувств формировать мысленный образ. Способность к воображению, указывается в трудах представителей отечественной университетской психологии в ХІХ - начале ХХ столетия, - это уникальная особенность человека, которая возвышает его, делает уникальным. Воображение бывает произвольным и непроизвольным, зависит от памяти и опыта, образованности и деятельности человека, эмоций и мышления. Представители университетской психологии утверждают, что саморазвитие и самосовершенствование имеет прямую зависимость от развития воображения, а такие деятельности  как деятельность в области науки  и  искусства вообще невозможна без развитого воображения, так как будет малопродуктивной и бесполезной [1; 2; 5; 8].

Изложения о разуме представителями университетской психологии в указанный период были следующие. Разум – способность человеческой души, которая все то, что принимает мысль от чувств, доставляет сознанию и при надлежащем действии разума позволяет познать вещи, предметы и явления в различных качествах, состояниях, сторонах [1; 5; 8]. Разум уподобляется свету, показывающему отличия в явлениях природы. Действия разума находят свое выражение в понятиях. С помощью развитого разума человек способен делать логические заключения. Поэтому разум необходимо совершенствовать. “Только работая над собой, саморазвиваясь человек может развивать такие качества разума, как острота, способность к обобщению, тонкость, опережение, глубокомыслие” [1, с. 38-39].

Память позволяет человеку запоминать все, что с ним происходит, удерживать и возобновлять различного рода информацию. Университетские мыслители называют память “сокровищницей”, в которой хранятся все знания человека. При плохой памяти саморазвитие человека становится невозможным, оно фактически исключается. Так же, утверждают представители отечественной университетской психологии, по продуктам памяти можно определить склонности человека. Развитие памяти зависит от приобретаемых знаний.

Но проведенная нами разведка публикаций и первых учебников, написанных университетскими преподавателями психологии на Украине в ХІХ - начале ХХ столетия позволяет так же говорить и о том, что ведущая роль в саморазвитии человека принадлежит уму. Именно ум позволяет человеку проникать в саму сущность вещей. “Ум – это способность, обладающая совершенной свободой, возносящаяся выше всякой опытности, способная производить мысль, идею” [5, с. 58].

Положениями об уме в указанный период в отечественной университетской психологии были следующие:

1)     ум является одаренным силою творчества; 2) ум способствует рассмотрению и представлению того, чего другие способности не в состоянии постигнуть, т.е. ум превосходит всю опытность; 3) познания от ума являются высшими, трансцендентными или перешедшими границы опытности; 4) уму присуща свобода, он не привязан к чувствам; 5) выводы, идеи происшедшие от ума не поддаются сомнению, т.е. знания, одобренные здравым умом, являются истинными.

Таким образом, одной из главных задач курса психологии в украинских университетах в ХІХ - начале ХХ столетия было изучение человека, его сущности и способностей для его непрерывного развития, а одним из ведущих механизмов решения вышеуказанной задачи, по мнению университетских преподавателей, являлся принцип саморазвития через познание себя.

 

 

 

Список литературы

1.     Авсеньев Феофан. Из записок по психологии / Феофан Авсеньев. – К.: В типографии Киевского Губернского Управления, 1969. – 246 с.

2.     Борисов Иннокентий. О Человеке / Иннокентий Борисов // ТКДА. Т. VIII – К.: КДА, 1869. – С. 95 – 163.

3.     Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней: Учебник для вузов. – Изд. 8-е, испр. и доп. / А.Н. Ждан. – М. : Академический проект; Трикста, 2008. – 576 с. – (Gaudeamus, Классический университетский учебник).

4.     Кольцова В. А. История психологии: Проблемы методологии / В.А. Кольцова. – М. : Институт психологии, 2008. – 512 с. – Серия “Методология, теория и история психологии”.

5.     Любовской П.Н. Краткое руководство к опытному душесловию / П.М. Любовской. - Х. : В Университетской типографии, 1815. - 140 с.

6.     Мельник О.А. Формування предметної області психологічної науки (на прикладі Імператорського Київського університету Св. Володимира у першій половині ХІХ століття) // Становлення психологічної думки в Україні : провідні ідеї та історія розвитку : [колективна монографія].- 2014. – С. 144 – 162.

7.     Мельник О.А. Предметная область психологической науки в начале ХІХ столетия в Императорском Харьковском университете / О.А. Мельник // FUNDAMENTAL AND APPLIED RESEARCHES IN PRACTICE OF LEADING SCIENTIFIC SCHOOLS, 2014 (6). - Accent graphics communications (Canada). - URL: fund-issled-intern.esrae.ru/6-86.

8.     Новицкий О.М. Руководство к опытной психологии / О. М. Новицкий. – К.: В Университетской типографии, 1840. – 468 с.

9.     Рождественський Ю.Т. Психологія в Україні XVII- початку ХІХ століття (спроба реконструкції та систематизації академічної спадщини) : монографія / Юрій Тихонович Рождественський. – Умань : ПП Жовтий, 2011. – 252 с.

10. Роменець В.А. Історія психології ХІХ-початок ХХ століття : Навч. посібник / В. А. Роменець. – К. : “Либідь”, 2007. – 832 с.