Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.
Если искать причину, что же заставляет людей испытывать трудности, то в большинстве случаев все происходит потому, что они себя презирают, считают себя никчемными и недостойными любви. Иногда такое отношение маскируется притязаниями человека на что-то большее, и почти каждый из нас это тщательно скрывает.             Карл Роджерс 


Беда всех теорий профилактики    наркоманий  в     их    рано    или    поздно    обнаруживающейся несостоятельности. Эта несостоятельность, прежде всего, связана с постоянно изменяющимися социально- психологическими явлениями и процессами в обществе. Но все – таки среди них обнаруживаются некоторые позиции, которые являются более или менее универсальными, более или менее долгосрочными с точки зрения того, что их следует учитывать в организации профилактической активности. Одна из теорий, получивших мировое признание с точки зрения адекватности многим международным профилактическим стратегиям, - теория социального научения А. Бандуры. Она дает возможность осознать тот факт, что многие формы поведения человека являются результатом его взаимодействия с социальной средой. В связи с этим профилактику наркоманий можно рассмотреть, как работу с поведением людей, в широком смысле – с поведением популяции, и при этом мы имеем в виду, что поведение –это всегда ответ, результат тех воздействий, которые оказывает на человека социальная среда. На основе этой теории, а также теории стресса Г. Селье была разработана интегративная модель стресса и копинга Р. Лазаруса. Эта модель определяет поведение человека не просто как механический ответ на взаимодействие среды, а как сложное социально-психологическое образование, некий опыт, через который преломляются требования социальной среды. В результате этого опыта формируются те или иные формы поведения. Из чего же состоит этот опыт? Он состоит из определенных личностных и средовых ресурсов и поведенческих стратегий. К ресурсам относятся: представление человека о себе, его Я-концепция; умение контролировать свою жизнь, свое поведение, брать за это ответственность на себя-интернальный локус контроля; умение общаться с окружающими знания о социальной действительности – определенная социальная компетентность; умение быть эмоциональным, сопереживать окружающим в процессе общения, «проживать вместе с ними» какой- то отрезок жизни и таким образом накапливать свой собственный опыт –эмпатия; умение общаться с людьми, желание и стремление быть с ними вместе-аффилиация. К ресурсам также относятся и такие элементы личностной зрелости, как своя, собственная позиция по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере, духовности; ценностные ориентации и мотивационная структура личности. Помимо ресурсов личности человек обладает и ресурсами социальной среды, которые также определяют его поведение. Это – та социальная сеть, то окружение, в котором живет человек. Эта система социальной поддержки может существовать на уровне мирового сообщества, государства, конкретного города, района, конкретной школы, где учится ребенок или ВУЗа, на уровне конкретной семьи, друзей и т.д. Но помимо наличия этой системы, необходимо, чтобы социальная поддержка реально оказывалась, воспринималась, и чтобы человек умел ее запрашивать, находить. Все это называется социально-поддерживающим процессом. Стало быть, для того, чтобы мы могли рассчитывать на достаточно адаптивное поведение детей, подростков и молодежи, у них должен быть развит высокий уровень личностных и социальных ресурсов. Этого добиться не  просто, но возможно,  используя определенные профилактические обучающие  программы, основанные на системе обучения здоровому поведению.

Очевидно, что современная модель профилактики наркоманий должна строиться на понимании того факта, что подрастающее поколение не приспособлено к современным условиям постоянно меняющейся стрессогенной социальной действительности, что взрослые люди, не имея определенных знаний и навыков, не в состоянии обучить детей тем поведенческим моделям, которые понадобятся в жизни. Мы не можем сказать, что наша поведенческая модель гарантировать тот факт, что мы и наши дети находимся под интенсивным воздействием социального стресса, требований среды. При этом совершенно очевидно, что невозможно нам просто сидеть и ждать, когда эта стрессовая ситуация закончится. В этой ситуации у психологически не просвещённого населения происходит хаотический поиск наиболее простой модели поведения. При этом часто  выбираются саморазрушающие пути совладения со стрессом-употребление алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ. В связи с этим наиболее эффективным путем профилактической активности является путь формирования стресс устойчивого жизненного стиля. В соответствии с классификацией Всемирной организации Здравоохранения профилактики делится на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика является не специфической и наиболее массовой. Ее контингент включает общую популяцию детей, подростков и молодежи, а целью является формирование активного, адаптивного, высоко функционального жизненного стиля, направленного на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих биологические, психологические и социальные факторы риска формирования аддикции, развитие невосприимчивости к дисфункциональным паттернам наркоманического поведения. Первичная профилактика является наиболее эффективной, поскольку полностью стремится избежать патологических исходов, уменьшить число лиц, у которых может быть начат патогенетический процесс. Усилия первичной профилактики меняют одни развивающие формы поведения на другие и направлены не столько на предупреждение болезни, сколько формирование здорового поведения.

Основные задачи профилактической работы: 1.Оказание эффективной психолого-педагогической поддержки подросткам. 2.Формирование адекватной самооценки.

3 .Формирование навыков принятия и выполнении решений.

4 .Помочь подросткам определить свои ценности и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

5 .Способствовать осознанию подросткам всей важности проблемы наркозависимости.

6. Способствовать осмыслению личной системы жизненных ценностей.

7.Способствовать     адаптации    к     меняющимся      условиям,     развитию     социальной     гибкости, психологической готовности к совершению выбора.

8.  Способствовать  развитию  навыков  общения  и  настойчивого  поведения,  в  том  числе противостояния давлению сверстников.

Вторичная профилактика у детей, подростков и молодежи включает в себя как социально- психологические, так и медицинские мероприятия неспецифического характера. Ее контингентом являются дети и подростки с поведением риска (аддитивное поведение, уходы из школы и дома, безнадзорные дети, дети и подростки, проявляющие другие формы отклоняющегося и асоциального поведения.) По своей направленности на контингенты риска

Вторичная профилактика является массовой, оставаясь индивидуальной в отношении конкретного ребенка или подростка, имеет следующе цели: развитие активных стратегий проблем-преодолевающего поведения; повышение потенциала личностно-средовых ресурсов. Профилактическое воздействие социальных сетей, которое включает в себя создание профилактических программ, имеющих целью совершенствование естественных сетей (семья) и создание искусственных (группы социальной и психологической поддержки, медико-психологические центры, программы поддержки, анонимные сообщества).

Третичная профилактика наркоманий среди детей, подростков и молодежи является преимущественно медико-социальной, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его тяжелую форму, последствий в виде стойкой дезадаптации. Целью третичной профилактики является максимальное увеличение срока ремиссий. Все три направления профилактики являются компонентами единой профилактической цепи и не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Поведение риска или отклоняющееся поведение является результатом неадекватных, дездаптивных поведенческих форм, проявляющихся в детско-подростковом и молодом возрасте и имеющих целью самоактуализацию личности, проявление поиска независимости, отстаивание персонального пространства и личностных границ, поиск социальной и психологической поддержки, потребность включения  референтную группу сверстников. В связи с этим профилактика должна предусматривать, прежде всего, систему развития здоровых, адаптивных форм поведения, направленных на решение возрастных психологических и социальных задач. В основе профилактики должно лежать не пресечение основных направлений развития ребенка и подростка, а изменение его поведения на более эффективную форму, выработка здорового поведенческого и жизненного стиля.

Список литературы

 

1.     Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте.

2. Журнал «Детский психолог», №№1-10,1996

3. Леви В.Л. Искусство быть собой. - М.: Знание ,1990

4.     Н.А. Сирота, И.Л. Баушева, Н.М. Лыкова. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков.

5.   Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов и педагогов. /Е.М. Мастюкова, Г.В. Грибанова, А.Г. Московкина.–М.: Гуманитар. изд. центр Владос,2006.