03 апреля 2016г.
В стране происходят глобальные экономические, социальные реформы, радикальные изменения идеологи- ческих воззрений, социальных представлений, идеалов. Все это ставит перед системой образования принципиально новые задачи в воспитании, развитии личности учащихся и в подготовке специалистов. Быстро меняющиеся условия развития общества требуют от каждого человека ориентации на завтрашний день, способности планировать и оценивать жизненные и профессиональные перспективы. В соответствии с этими глобальными изменениями повышаются требования к специалисту, уровню и качеству его профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность в изученной литературе характеризуется как «мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем, ... включая такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию» [2. C.237]. Значит, компетентность – это овладение компетенциями: знаниями, умениями, навыками, способами и приемами их реализации в деятельности, общении, развитии личности, включая мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.
Жизнедеятельность человека осуществляется в социальной среде: в конкретном населенном пункте, семье, школе, в совместной деятельности с друзьями, в художественном, творческом, спортивном, трудовом коллективе и т.д., где у него формируются социальные компетенции. Они проявляются в готовности и способности каждого человека формироваться в социальном взаимодействии со своим окружением и с другими людьми и жить полноправным представителем данного социума, соблюдая правила и принципы деятельности в нем. В трудах исследователей подчеркиваются наряду с социальными личностные компетенции. В ней речь идет о самостоятельности, критическом конструктивном мышлении, надежности, самоуважении, осознании ответственности и долга специалиста, а также о его готовности проявлять свои способности и развивать свои жизненные планы.
Когда специалист обладает соответствующими своей специальности социальными и личностными компетенциями и проявляет готовность и способность организованно и самостоятельно решать проблемы и задачи своей деятельности, а также оценивать ее результаты, речь идет о профессиональных компетенциях. Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Профессиональная компетентность – комплексная характеристика готовности и необхо- димости специалиста применять умения и навыки для создания технологий в различных отраслях хозяйства.
По способности человека выполнять отдельные элементы целостной профессиональной деятельности классифицируются компетенции:
- ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, взаимопонимания, доверия, чувства собственного достоинства, готовности взять на себя обязательства, стремления к мастерству и профес- сионализму);
- самосовершенствования (сознание необходимости саморазвития и учиться на протяжении всей профессиональной деятельности);
- социального взаимодействия (способность и готовность к сотрудничеству, гасить конфликты);
- в общении: устном, письменном, кросс-культурном, иноязычном, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
В соответствии с компетентностным подходом к профессиональной деятельности специалистов в Педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета формирование и развитие профессиональной компетентности будущих педагогов (воспитателей дошкольных учреждений, специалистов инклюзивного образования, учителей начальных классов, информатики, социальных педагогов, педагогов профессиональных учебных заведений, менеджеров образования) осуществляется по специально разработанной программе. И в программе предусматривается необходимость владение студентами для их профессиональной подготовки:
- высоким уровнем функциональных и интегрированных философских, социологических, человековедческих, культурологических знаний, психолого-педагогических теорий и идей, основных международных, федеральных и региональных документов о системе образования;
- аналитическими, прогностическими, рефлексивными, развивающими, организаторскими, коммуникационными, исследовательскими умениями и навыками, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни.
Так, в содержании данной программы как необходимая характеристика профессиональной деятельности рассматривается социально-педагогическая компетентность специалиста, отражающая качество его профессиональной подготовленности и уровень профессионального роста, позволяющих ему творчески проявить себя в своей профессиональной деятельности, свободно ориентироваться в меняющейся социальной среде.
И в проводимой нами работе, обращая внимание на формирование социально-педагогической компетентности студентов, мы исходили из того, что главное содержание труда любого специалиста (прежде всего, педагога) сводится к взаимодействию с людьми, к умению строить отношения, профессионально владеть методами, приемами общения с людьми в любом социуме. И формирование социально-педагогической компетентности студентов в нашем эмпирическом опыте предполагает:
- взаимосвязь общепрофессиональных и нравственно-этических ценностей в профессиональной подготовке;
- овладение умениями позитивного влияния на гармонизацию отношений в социуме профессиональной деятельности;
- организацию активной деятельности каждого студента как субъекта решения собственных проблем и социального участия в жизнедеятельности общества.
Как видно, социально-педагогически подготовленный специалист отличается своими профессиональными знаниями и умением компетентно и эффективно осуществлять свою деятельность, а также владеть определенным набором социально-ориентированных педагогических умений. Отсюда социально-педагогическое образование рассматривается в качестве универсальной компоненты профессиональной подготовки специалиста, которая, прежде всего, предполагает приоритет духовно-нравственных ценностей, овладение знаниями и умениями позитивного влияния на гармонизацию отношений в своем профессиональном социуме.
В процессе проводимой со студентами работы пользовались комплексом педагогических технологий. Их содержание разноплановое, что мы находим в изученной литературе. Как подчеркивает В.П.Беспалько [1], они определяют основные операции, направленные на формирование ключевых компетенций будущих специалистов и гарантируют достижение поставленных целей обучения. М.В.Кларин, рассматривая технологию в учебном процессе, отмечает выдвижение обучающегося в качестве главной ценности педагогического процесса с учетом становления на современном этапе развития гуманистической парадигмы [3]. Результативность профессионального обучения, по справедливому замечанию Г.К.Селевко [4], зависит от самоорганизации (самообучения, самовоспитания) обучающегося в процессе овладения специальностью (профессией).
Принимая во внимание точки зрения специалистов, мы исходили из того, что совершенствование технологии профессионального образования ориентировано на повышение уровня системы знаний, общеучебных умений и навыков студентов, их социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания. Так, в проводимой нами работе пользовались многими технологиями, объединяющими разнообразные виды деятельности, к примеру:
- метод проектов (конструирование, планирование, выполнение практических заданий), обеспечивающий овладение профессиональными знаниями, умениями и практическим опытом деятельностным путем;
- модульное обучение (относительно самостоятельная единица образовательной программы), направленное на формирование определенных компетенций путем взаимоувязывания теории и практики с учётом комплексного освоения и развития профессиональных компетенций;
- технологии организации домашней работы школьников, объяснения нового материала, проблемного изложения учебного материала, осуществления дифференциации в процессе обучения, организации самостоятельной работы и др. в процессе педагогической практики студентов.
Итак, в процессе использования технологий, формирующих профессиональную компетентность студентов, обеспечивались: коррекция учебного процесса, прагматичность обучения, деятельностный подход, что позволяет детально определить результат проводимой работы и контроль ее выполнения. Основными показателями проводимой работы выступают повышение уровня обученности студентов, их познавательного интереса, позна- вательной самостоятельности и необходимой профессиональной компетентности.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
2. Золотая книга педагога. – Минск: Современная школа, 2010.
3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1986.
5. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. Школьные технологии. - М.:1999.