Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ШКОЛЬНОЕ И СЕМЕЙНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОИСК ПУТЕЙ ИНТЕГРАЦИИ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Гуманистическая направленность как главный вектор развития современного образования предполагает первостепенность такого ориентира педагогического целеполагания, как развитие общей культуры личности, прежде всего – гуманитарной и как части ее - языковой культуры [10]. Развитие личности происходит в процессе инкультурации - освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих культуру, при опосредующей роли языка, являющегося интегратором культуры, универсальным инструментом смыслостроительства, саморазвития личности и миросозидания. Л.С. Выготский доказал, что «в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведе- ния, культурные способы мышления» [2;5], среди которых особое место занимает язык. Опосредованное вхождение, погружение, «врастание» человека в культуру начинается, как писал К.Д. Ушинский в учебной книге «Родное слово», с раннего детства: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно чрез посредство отечественного языка, и наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только чрез посредство той же среды - отечественного языка» [8;286]. Уже с первых лет жизни в естественных условиях общения ребенка с родителями, открытия предметного, «вещного» мира и первичного знакомства с языком как знаковой системой закладываются основы языкового сознания индивида, способность мыслить на языке. Как доказывают исследования по онтолингвистике, между интеллектом и языком существует промежуточная первичная коммуникационная система, которая получила название функционального базиса речи [4;3;7]. Он представляет собой набор невербальных компонентов коммуникации, выполняет функцию перехода от интеллекта к языку, формируется в первый год жизни ребенка и важен для овладения им родным языком. Основу речевого поведения детей в первые два года жизни составляет так называемый протоязык – первичная дословесная система коммуникации, которая состоит из протознаков, таких как кинезнаки, мимиознаки, вокознаки и физиознаки. Исходя из представления, что «интеллект порождает речь, а не речь интеллект», И.Н. Горелов приходит к выводу, что «умственные действия, включая и обучение языку, должны осуществляться на базе доязыковой информативной системы» [3;32]. И определяющее значение в процессе развития языкового сознания имеет речевая среда в семье, языковая культура родителей, выполняющих – особенно в первые годы жизни ребенка – роль речевого авторитета, языкового эталона, а также традиции семейного речевого воспитания, которое является главным условием интеллектуального развития, формирования основ познавательной деятельности и языковых компетенций.

Ребенок копирует речевое поведение родителей, и начинается это с того, что его артикуляционные органы пассивного «повторяют» слова взрослых. В семье, в условиях живого речевого  общения формируется фонематический слух ребенка, способность различать слова, определять их границы в потоке звучащей речи. Фонематический слух – фундамент речевой памяти языковой личности [5], ее умения усваивать, удерживать в сознании услышанное или увиденное как смысловое целое, поскольку, по Ушинскому, «механическая память слуха есть точно такой же нервный рефлекс, как и механическая память голоса» [9;37]. А без речевой памяти невозможно языковое и общее развитие личности; речевая память лежит в основе всех когнитивных процессов, познания мира, овладения знаниями в разных научных областях. Вот почему здоровая, экологически чистая языковая среда, само звучание живого, многоцветного слова, обращенного к ребенку, даже если он не умеет еще говорить, первостепенны по своей значимости в процессе становления языковой личности. В семейной речевой коммуникации закладываются основы внутренней речи личности, которая в психологии определяется как переходный этап между замыслом («мыслью») и развернутой внешней речью. Как доказывают наблюдения Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, а также экспериментальные исследования в форме родительских дневниковых записей (Бодуэна де Куртанэ, Н.А. Рыбникова, А.Н. Гвоздева и др.), процессы внутренней речи формируются в результате длительной эволюции речевого сознания из развернутой «эгоцентрической» речи, постепенно свертываясь и переходя через шепотную речь во внутреннюю речь [6]. В норме формирование механизма внутренней речи, в которой личностный смысл превращается в значение, завершается к подростковому возрасту (10-11 лет). Эта психофизиологическая особенность, выявленная при изучении речевого онтогенеза личности, должна учитываться не только  учителями, но и родителями при педагогическом сопровождении речемыслительной деятельности детей и в частности - в организации выразительного чтения вслух (в том числе и мастерами слова), в проговаривании - вербализации мыследействий, использовании медленного чтения текстов, комментирования и обсуждения прочитанного по вопросам, выражении содержания средствами других видов искусства, отражении личностных впечатлений и размышлений в читательских дневниках [1].

Скорость и качество внешней речи корреллируют с качеством, техникой и скоростью речи внутренней. Методом коррекции медленного речевого мышления являются чтение и речевая практика ребенка, которая должна быть разнообразной, многоаспектной, коммуникативно богатой. Как родителям, так и учителям необходимо поощрять, поддерживать развернутую монологическую речь детей, инициировать их самостоятельное речевое поведение и языковое творчество, вырабатывать внимание к слову, формировать умение за словом видеть смысл и чувство, а также навыки речевого самоконтроля. Коммуникативный контроль взрослых должен быть тактичным, гибким, корректным. Речевая агрессия родителей в любых ее проявлениях - когда ребенка не слушают и не слышат, когда взрослые не объясняют свое речевое поведение и не помогают вырабатывать собственное, подавляют личность менторскими интонациями - опасна для психики растущего человека. Высокий темп речи, использование новых или сложных для восприятия ребенка слов без объяснения их значения, без учета психофизиологических особенностей, коммуникативных возможностей языковой личности на каждом этапе ее становления приводят к недопониманию, неполноценному или частичному усвоению информации, затрудняют процесс семантизации слов.

Развитию чувства слова, языкового чутья, вкуса к хорошей, правильной речи способствуют языковые игры и каламбуры, речевые тренинги по развитию навыка синонимической замены, разгадывание загадок, знакомство с пословицами, поговорками и их использование на практике. Это одинаково значимо как для родителей, так и для школьных учителей: в сфере речевого развития личности поля их педагогического воздействия притягиваются, пересекаются, взаимопроникают. Родители, а потом и учителя  в школе пополняют  словарь личности, знакомят с декодирующим механизмом языка, помогают детям освоить языковые и речевые нормы, нормы речевого этикета, осваивают модели поведения в разных коммуникативных ситуациях. Интеграция семейного и школьного речевого воспитания – это потребность времени, запрос и вызов общества в современной социокультурной ситуации, для которой характерны утрата традиций семейного чтения и падение интереса к книге, вытесняемой и замещаемой гаджетами, а также доминирование массовых форм «сетевого» взаимодействия, при котором полноценное вербальное общение детей часто замещается редуцированной коммуникацией, «сжиманием» информации в ущерб смыслу, культивированием и удовлетворением прагматических, сиюминутно-бытовых потребностей - в ущерб личностному и ценностно-смысловому развитию. А если и родители экономят время и душевные силы на общение с ребенком либо тематический диапазон общения узок, примитивен и ограничивается элементарными жизненными потребностями, если в семье нет места книге как духовной ценности, а значит - не сформированы культура чтения и привычка читать, следить за своей речью, то коммуникативное пространство личности оказывается крайне бедным, убогим и ограниченно- обытовленным, а сама языковая личность - коммуникативно беспомощной и даже «немой». В этих условиях необходима консолидация усилий школы и родителей по развитию языковой личности, которая должна иметь возможность самостоятельно осваивать социальные и речевые практики, овладевать языком в процессе продуцирования собственных речевых произведений, создавая «вторичные» и «встречные» тексты. Реализация на практике методического принципа взаимодействия семейного и школьного речевого воспитания предполагает также мотивационно-просветительскую и методическую работу с детьми и родителями по формированию уважения к книге, осознанного аксиологического отношения к языку, слову и тексту как системе личностных смыслов (читательские дневники, совместные читательские проекты, читательские конференции и литературно- музыкальные композиции, театрализация художественных произведений, встречи с поэтами и писателями, конкурсы «Самая читающая семья», «Самый читающий класс», «Проба пера» и др.). Как показывает практика, мотивационно-просветительская работа в самых разных формах (родительские лектории и проблемные беседы, языковой «ликбез», практикумы, тренинги, круглые столы и т.д.), должна быть направлена на повышение ответственности взрослых за формирование речевого образа и речевого имиджа личности, осознание возможности и необходимости влияния на выбор ею источников коммуникации и круга чтения, расширение педагогического и литературного кругозора родителей. Системная методическая помощь необходима и в вопросах практического овладения эффективными коммуникативными приемами и способами общения с детьми, психологическими средствами воздействия на их индивидуальную речевую практику и читательскую культуру.

Таким образом, интеграция стратегий педагогов и родителей по языковому развитию детей - одно из главных условий их личностного развития и успешной социализации.

 

Список литературы

1.      Аксарина Н.А. К вопросу о популяризации семейного речевого воспитания/Сборник Межрегиональной конференции «Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации. – Тюмень: ТГУ, 2010. - Часть 1. - С.91-97.

2.      Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. - 1991. - № 4. - С. 5-12.

3.      Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвитсике. – М., 2003.

4.      Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи//Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество (Избранные труды). – М., 1998.

5.      Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность/ Ю.Н. Караулов. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 7 изд-е. 264 с.

6.      Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.

7.      Седов К.Ф. Онтопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека. – М.: Лабиринт, 2008. – 320 с.

8.      Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся/Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – Т.2. – М.: Педагогика.1974. – С. 269 – 342.

9.      Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии/ Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т.5. – М.: Педагогика, 1990. – 528 с.

10.   Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]/      Режим доступа:http://standart.edu.ru.