Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО

Авторы:
Город:
Моздок
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2018г.

Студенчество является наиболее творчески развитой, интеллектуальной и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором экономического, духовного и политического и преображения российского общества.

Заметим, что главным противоречием студенческого возраста выступает естественное стремление к самореализации и самопознанию и в то же время отсутствие внутренней готовности и опыта для осуществления этого. В результате личность студента попадает в критическую ситуацию выбора и смены жизненных смыслов, требующих новых ценностных социальных установок, ориентации и мотивов поведения.

На студенчество приходится период активного жизненного и духовно-нравственного становления молодых людей, когда они, оказавшись вне привычного домашнего круга, впервые лицом к лицу сталкиваются с неизведанным миром сложных отношений и более всего нуждаются в направляющей руке и верных ориентирах.

Из-за отсутствия устойчивых жизненных ценностей молодому человеку трудно самому сформировать свои долговременные жизненные планы. В учреждении среднего профессионального образования важное место, поэтому занимает комплекс вопросов, связанных с подготовкой учащейся молодежи к вступлению в социальные отношения, то есть с ее воспитанием.

Так отметим, что цель воспитания заключается в формировании гармоничной личности, которая сочетает в себе богатую культуру, высокий профессионализм, честную конкурентоспособность и гуманизм, а также стремление к физическому и духовному развитию.

Ряд авторов занимающихся проблемой воспитания студенческой молодежи в образовательном процессе организаций СПО выделяет следующие задачи воспитания:

1.                   Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

2.                   Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры

3.                   Формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества).

4.                   Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.

5.                   Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры.

6.                   Прививание умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления.

7.                   Приобщение к университетскому духу института, формирование чувства институтского

корпоративизма и солидарности.

8.                   Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.

Заметим, что принцип единства воспитания и обучения предполагает присутствие в учебном процессе как обучающего, так и воспитательного элементов, а также наличие как учебных, так и внеучебных форм воспитательной работы.

Е.В. Титова под формой воспитательной работы понимает устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно- практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

К основным формы воспитательной работы в ССУЗе относятся:

·                     Нравственное воспитание: воспитание сознательной дисциплины, выполнение правил внутреннего распорядка, Устава техникума; проведение субботников.

·                     Проведение культурно-массовых мероприятий: автобусные экскурсии по Курской области; посещение Филармонии, Курского драматического театра им. А.С. Пушкина, музея археологии, кинотеатров; новогодние праздники; студенческие вечера; День учителя; выпускной вечер; конкурсы, фестивали Студенческого творчества, вечера встречи выпускников.

·                     Патриотическое воспитание: воспитание любви к своему Отечеству; воспитание политической культуры, ответственность за будущую культуру России, изучение государственной символики; цикл бесед, посвященных государственным праздникам и международным дням: Международный день защиты детей, День Защитника Отечества, День Победы, Международный женский день.

·                     Формирование общей культуры обучающегося: развитие навыков самостоятельного труда, самообразование; воспитание творческого отношения к учебе, бережного отношения к техникуму; встречи с выдающимися выпускниками ССУЗа; воспитание здорового образа жизни.

Внеучебная воспитательная работа весьма разнообразна, лабильна и сложна. Этот вид работы эффективно выполняют кураторы студенческих групп.

Внеучебная воспитательная работа включает в себя систему мероприятий проводимых постоянно и проводимых один раз в год или в несколько лет.

К первым относится работа студенческих студий, музыкальных коллективов, спортивных секций, клубов по интересам, органов студенческого самоуправления и др., а также профилактика наркомании.

К мероприятиям второго типа относятся: «День науки», «День знаний», «День пожилого человека», «День студента», «День здоровья», «День борьбы со СПИДом», конкурсы студенческих научных работ, олимпиады по различным дисциплинам, концерты к праздничным дням, конкурсы красоты, фестивали студенческого творчества, благотворительные акции, спортивные соревнования, турпоходы и др.

Нужно помнить, что обучение и воспитание взаимно стимулируют друг друга, связаны положительной обратной связью: улучшение обучения способствует лучшему воспитанию, и наоборот, совершенствование воспитания приводит к повышению эффективности учёбы. Хорошо воспитанный человек, обладающий ответственностью, дисциплинированностью, организованностью, чувством долга, жаждой познания, широким кругозором и гибким мышлением, естественно, добьётся более значительных успехов в учёбе по сравнению с менее культурным человеком.

Особо важно помнить, что ведущая роль в воспитании студентов принадлежит преподавательскому составу. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.

Таким образом, отметим, что одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся ССУЗовская атмосфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников техникума.

 

Список литературы

 

1.                   Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону, 2005. 36 с.

2.                   Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: 2009. 82с.

3.                   Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения - ж. СОЦИС, 2010. № 3, С.124-128.

4.                   Саенко Л.А. Молодёжь на рынке труда: предпочтения, проблемы, перспективы // Аспирантский вестник Поволжья. 2011. № 3-4. С. 189-193.

5.                   Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 2 (47). С. 243-247.

6.                   Толстова Н.А. Подготовка будущих учителей информатики в условиях информатизации общества. Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2010. Т. 3. № 1-1 (3). С. 148-152.

7.                   Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2002. 111 с.

8.                   Фролов С.А. Основы педагогики. М.: Приор, 2004. 249 с.

9.                   Шаповалов С.А. Педагогика и психология М.: ИНФРА-М, 2004. 519 с.