Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА: ПРОБЛЕМЫ И СТРУКТУРА

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Рассмотрение существующих определений модели профессиональной компетентности руководителя необходимо начать с интерпретации данного понятия.

Стандарт является образцом, эталоном, с которым сравнивают другие подобные объекты. С.Я.Батышев, например, считает, что "государственный стандарт профессионального образования  – это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах".

По нашему мнению, автор, верно, считает, что разработка стандарта профессионального образования позволяет установить минимум требований к квалификации специалиста. Эталон отражает идеальную модель, к которой следует стремиться. Создание стандартов к нему позволяет генерировать модель профессиональной компетентности.

Модель – это образец, отображающий объект исследования. Основное требование, которое мы предъявляем к модели – адекватность. В образовательной системе мы используем такие идеальные модели как модель выпускника, модель подготовки специалиста и модель руководителя [5, c.78-80].

На наш взгляд, модель профессиональной компетентности руководителя отражает систему единых требований и качеств для руководителей и содержит характеристику способностей, готовности к управленческой деятельности и профессионально значимых качеств личности, которые обеспечивают эту деятельность.

Итак, модель профессиональной компетентности руководителя – это система, которая содержит образец требований к способностям, готовности к управленческой деятельности и качествам личности и обеспечивает управленческую способность и деятельность, а также содержит описание стандарта уровней профессионального образования руководителя, описание стандартов способности к управленческой деятельности, стандартов личностных качеств руководителя, которые необходимых для реализации управленческой деятельности.

Подобная модель профессиональной компетентности руководителя носит системный, динамичный характер, позволяет обеспечить в качестве образца эффективного профессионального отбора, так называемого «резерва руководителей» по наличию необходимых личностных качеств и способности к управленческой деятельности, эффективность профессионального образования, ориентированного на определенную должность и уровень квалификации.

Известно, что модель профессиональной компетентности руководителя обеспечивает моделирование содержания образования резерва руководителей с ориентацией на их будущую должность, способствует развитию личности руководителя, организации личностно-ориентированного обучения, разработке диагностических методик, которые определяют уровень профессиональной квалификации руководителей, развитие и совершенствование их профессионально значимых личностных качеств, способностей и опыта.

Модель профессиональной компетентности руководителя является сложной системной целью, имеющей рассмотрение идеального результата и выступает целью управления профессиональной подготовкой руководителя. Мы считаем, что модель профессиональной компетентности руководителя образовательной системой (директора школы или заведующего детским садом) должна стать нормативной, поскольку определяет цель и миссию подготовки руководителей. Эта цель должна носить конкретный и измеримый характер, ориентирована на определенные временные параметры и, являться достижимой, понятной и привлекательной резерву руководителей. Это результат системы подготовки профессионалов-руководителей.

Модель профессиональной компетентности руководителя – это и цель, отражающая общественную потребность в управленцах, и, система, которая имеет структуру, отражает потребности, описывает требования к личностным, психофизиологическим, деловым и профессиональным качествам руководителей.

Личность, как считает Б.Г.Ананьев, это его социальное качество, его психосоциальное свойство. Исходными характеристиками личности выступают статус, роли, внутренняя позиция, ценностные ориентации, которые определяют особенности сферы потребностей и мотиваций человека. [1].

Модель служит для сравнения требований с реальным наличием или отсутствием необходимых качеств, профессиональных знаний, способностей резерва руководителей для занятия определенной должности. Важно, чтобы требования и личностные характеристики имели объективные показатели, которые можно измерить, и содержали характеристики свойств индивида, личности и субъекта деятельности руководителя.

Создание  модели  профессиональной  компетентности  руководителя  основана  на  многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов теорий развития личности, психического развития индивида, теорий профессионализма, деятельности, на достижениях профессиональной педагогики и акмеологии. В своем исследовании стандарта профессиональной компетентности руководителя  мы  обращаемся к понятиям психологии развития личности отечественных ученых: Б.Г. Ананьев, Д.И. Божович, Л.С. Выготский,

В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

Мы ставим перед собой цель составить некий профессиональный образ современного руководителя детского сада, дать определение и научную характеристику профессиональных, личностных и поведенческих компетенций современного руководителя дошкольной образовательной организации (далее ДОО). Возникает проблема актуальности определения требований к заведующему и решением ряда задач [4]:

-     составление единых требований к содержанию и качеству управленческой деятельности (оценка деятельности);

-   планирование профессионального развития резерва руководителей, разработка должностных инструкций.

Нами выделены четыре группы компетенций, характеризующих профессиональную компетентность современного руководителя ДОО:

1.   Личностная компетенция, включающая уровень личного саморазвития и отражающая личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности руководителя.

2.      Социальная компетенция, реализуемая в условиях профессиональной деятельности в условиях взаимодействия с коллективом.

3.    Отраслевая компетенция, содержащая комплекс знаний и умений, присущих именно дошкольному образованию, предполагающих решение специфических педагогических задач.

4.   Управленческая компетенция, предполагающая способность руководителя выполнять свои должностные обязанности, их совокупность вполне может представлять собой профессиональную компетентность заведующего ДОО.[2]

Модель профессиональной компетентности – это перечень конкретных показателей профессиональной деятельности современного руководителя ДОО, включающий в себя набор компетенций руководителя детским садом. Благодаря разработанной модели профессиональной компетентности руководителя ДОО представляется перечень требований на должность заведующего детским садом и четкое видение динамики между сегодняшней потребностью в управленческих ресурсах, эталоном и резервом будущих руководителей ДОО (Табл.1).

  

Таблица 1  

Модель профессиональной компетентности современного руководителя ДОО


 

 

 

 

 

Личные качества заведующего

Свойства и качества руководителя, определяющие динамику психофизиологических функций, структуру темперамента и задатков

Работа с людьми: управление отношениями, работа в команде, влияние

Учитывает различные культурные стили и ценности во внешних отношениях.

Активно управляет внешними контактами.

Организует и использует любые возможности для развития внешних связей.

Стремится к достижению взаимовыгодного результата.

Старается, чтобы любая новая деятельность развивала активность людей.

Выявляет и использует взгляды коллег для развития новых позиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность к управлению ДОО

Свойства и способности руководителя к профессиональной управленческой деятельности

Работа с информацией: сбор и анализ информации, принятие решений. Развитие ДОО: личное развитие, генерирование и обоснование идей

Использует обширную информацию для оценки состояния образовательной организации.

Определяет новые возможности в образовательной деятельности.

Разрабатывает варианты совершенствования деятельности на основе тенденций развития организации и педагогического менеджмента

Обеспечивает, чтобы планы обучения и развития педагогов вносили полезный вклад в развитие ДОО.

Обеспечивает, чтобы процессы и процедуры деятельности вдохновляли сотрудников на обучение.

Собирает ресурсы для поддержки обучения на всех уровнях организации. Создает возможности и собирает ресурсы, необходимые для того, чтобы люди проникались новыми идеями.

Обеспечивает плодотворную обратную связь, продвигающую инновации.

 

 

 

 

 

 

Готовность к управлению ДОО

Свойства и качества руководителя, определяющиеся уровнем самосознания, осознания цели своей жизни и деятельности.

Достижение: планирование, четкость менеджмента, постановка целей

Определяет вклад каждого сотрудника внести в достижение целей образовательной организации.

Выстраивает деятельность и собирает ресурсы, соответствующие целям и задачам Годового плана и Программы развития ДОО.

Ориентирует на цели организации, чтобы оценить и расставить задачи по приоритетам на следующий период.

Непрерывно оценивает достижение целей на всех уровнях.

Разумно поручает задачи конкретным исполнителям.

 

Таким образом, рассмотренная модель профессиональной компетентности руководителя ДОО формирует профессиональные качества личности при осуществлении управленческой деятельности. На наш взгляд, профессиональная компетентность указывает на соответствие реального и необходимого в личности руководителя, на степень овладения им различными компетенциями, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности. Предложенная нами модель профессиональной компетентности является открытой, дифференцируемой, постоянно дополняемой и позволяет оценить эффективность управления современного руководителя ДОО.



Список литературы

1.     Жилина А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). Книга 3. – СПб.: ИОВ РАО, 2002. – 228 с.

2.     Сухова О.В. Сущность и структура профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации// Казанский педагогический журнал. Казань. 2015. С.47-51.

3.     Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, 293с.

4.     Профессиональная компетентность руководителя  ДОУ как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива URL: http://kindlebook.ru/referat/ucheba/professionalnaia- kompetentnost-rukovoditelia-dou-kak-effektivnoe-uslovie-sozdaniia-profe/ (дата обращения: 17.05.2015).

5.     Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах / Под ред. С.Я.Батышева – М.: РАО; Ассоциация "Профессиональное образование", 1999. – 1320 с