02 апреля 2016г.
Рассмотрение существующих определений модели профессиональной компетентности руководителя необходимо начать с интерпретации данного понятия.
Стандарт является образцом, эталоном, с которым сравнивают другие подобные объекты. С.Я.Батышев, например, считает, что "государственный стандарт профессионального образования – это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах".
По нашему мнению, автор, верно, считает, что разработка стандарта профессионального образования позволяет установить минимум требований к квалификации специалиста. Эталон отражает идеальную модель, к которой следует стремиться. Создание стандартов к нему позволяет генерировать модель профессиональной компетентности.
Модель – это образец, отображающий объект исследования. Основное требование, которое мы предъявляем к модели – адекватность. В образовательной системе мы используем такие идеальные модели как модель выпускника, модель подготовки специалиста и модель руководителя [5, c.78-80].
На наш взгляд, модель профессиональной компетентности руководителя отражает систему единых требований и качеств для руководителей и содержит характеристику способностей, готовности к управленческой деятельности и профессионально значимых качеств личности, которые обеспечивают эту деятельность.
Итак, модель профессиональной компетентности руководителя – это система, которая содержит образец требований к способностям, готовности к управленческой деятельности и качествам личности и обеспечивает управленческую способность и деятельность, а также содержит описание стандарта уровней профессионального образования руководителя, описание стандартов способности к управленческой деятельности, стандартов личностных качеств руководителя, которые необходимых для реализации управленческой деятельности.
Подобная модель профессиональной компетентности руководителя носит системный, динамичный характер, позволяет обеспечить в качестве образца эффективного профессионального отбора, так называемого «резерва руководителей» по наличию необходимых личностных качеств и способности к управленческой деятельности, эффективность профессионального образования, ориентированного на определенную должность и уровень квалификации.
Известно, что модель профессиональной компетентности руководителя обеспечивает моделирование содержания образования резерва руководителей с ориентацией на их будущую должность, способствует развитию личности руководителя, организации личностно-ориентированного обучения, разработке диагностических методик, которые определяют уровень профессиональной квалификации руководителей, развитие и совершенствование их профессионально значимых личностных качеств, способностей и опыта.
Модель профессиональной компетентности руководителя является сложной системной целью, имеющей рассмотрение идеального результата и выступает целью управления профессиональной подготовкой руководителя. Мы считаем, что модель профессиональной компетентности руководителя образовательной системой (директора школы или заведующего детским садом) должна стать нормативной, поскольку определяет цель и миссию подготовки руководителей. Эта цель должна носить конкретный и измеримый характер, ориентирована на определенные временные параметры и, являться достижимой, понятной и привлекательной резерву руководителей. Это результат системы подготовки профессионалов-руководителей.
Модель профессиональной компетентности руководителя – это и цель, отражающая общественную потребность в управленцах, и, система, которая имеет структуру, отражает потребности, описывает требования к личностным, психофизиологическим, деловым и профессиональным качествам руководителей.
Личность, как считает Б.Г.Ананьев, это его социальное качество, его психосоциальное свойство. Исходными характеристиками личности выступают статус, роли, внутренняя позиция, ценностные ориентации, которые определяют особенности сферы потребностей и мотиваций человека. [1].
Модель служит для сравнения требований с реальным наличием или отсутствием необходимых качеств, профессиональных знаний, способностей резерва руководителей для занятия определенной должности. Важно, чтобы требования и личностные характеристики имели объективные показатели, которые можно измерить, и содержали характеристики свойств индивида, личности и субъекта деятельности руководителя.
Создание модели профессиональной компетентности руководителя основана на многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов теорий развития личности, психического развития индивида, теорий профессионализма, деятельности, на достижениях профессиональной педагогики и акмеологии. В своем исследовании стандарта профессиональной компетентности руководителя мы обращаемся к понятиям психологии развития личности отечественных ученых: Б.Г. Ананьев, Д.И. Божович, Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Мы ставим перед собой цель составить некий профессиональный образ современного руководителя детского сада, дать определение и научную характеристику профессиональных, личностных и поведенческих компетенций современного руководителя дошкольной образовательной организации (далее ДОО). Возникает проблема актуальности определения требований к заведующему и решением ряда задач [4]:
- составление единых требований к содержанию и качеству управленческой деятельности (оценка деятельности);
- планирование профессионального развития резерва руководителей, разработка должностных инструкций.
Нами выделены четыре группы компетенций, характеризующих профессиональную компетентность современного руководителя ДОО:
1. Личностная компетенция, включающая уровень личного саморазвития и отражающая личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности руководителя.
2. Социальная компетенция, реализуемая в условиях профессиональной деятельности в условиях взаимодействия с коллективом.
3. Отраслевая компетенция, содержащая комплекс знаний и умений, присущих именно дошкольному образованию, предполагающих решение специфических педагогических задач.
4. Управленческая компетенция, предполагающая способность руководителя выполнять свои должностные обязанности, их совокупность вполне может представлять собой профессиональную компетентность заведующего ДОО.[2]
Модель профессиональной компетентности – это перечень конкретных показателей профессиональной деятельности современного руководителя ДОО, включающий в себя набор компетенций руководителя детским садом. Благодаря разработанной модели профессиональной компетентности руководителя ДОО представляется перечень требований на должность заведующего детским садом и четкое видение динамики между сегодняшней потребностью в управленческих ресурсах, эталоном и резервом будущих руководителей ДОО (Табл.1).
Таблица 1
Модель профессиональной компетентности современного руководителя ДОО
Личные качества заведующего
|
Свойства и качества руководителя, определяющие динамику психофизиологических функций, структуру темперамента и задатков
|
Работа с людьми: управление отношениями, работа в команде, влияние
|
Учитывает различные культурные стили и ценности во внешних отношениях.
Активно управляет внешними контактами.
Организует и использует любые возможности для развития внешних связей.
Стремится к достижению взаимовыгодного результата.
Старается, чтобы любая новая деятельность развивала активность людей.
Выявляет и использует взгляды коллег для развития новых позиций.
|
Способность к управлению ДОО
|
Свойства и способности руководителя к профессиональной управленческой деятельности
|
Работа с информацией: сбор и анализ информации, принятие решений. Развитие ДОО: личное развитие, генерирование и обоснование идей
|
Использует обширную информацию для оценки состояния образовательной организации.
Определяет новые возможности в образовательной деятельности.
Разрабатывает варианты совершенствования деятельности на основе тенденций развития организации и педагогического менеджмента
Обеспечивает, чтобы планы обучения и развития педагогов вносили полезный вклад в развитие ДОО.
Обеспечивает, чтобы процессы и процедуры деятельности вдохновляли сотрудников на обучение.
Собирает ресурсы для поддержки обучения на всех уровнях организации. Создает возможности и собирает ресурсы, необходимые для того, чтобы люди проникались новыми идеями.
Обеспечивает плодотворную обратную связь, продвигающую инновации.
|
Готовность к управлению ДОО
|
Свойства и качества руководителя, определяющиеся уровнем самосознания, осознания цели своей жизни и деятельности.
|
Достижение: планирование, четкость менеджмента, постановка целей
|
Определяет вклад каждого сотрудника внести в достижение целей образовательной организации.
Выстраивает деятельность и собирает ресурсы, соответствующие целям и задачам Годового плана и Программы развития ДОО.
Ориентирует на цели организации, чтобы оценить и расставить задачи по приоритетам на следующий период.
Непрерывно оценивает достижение целей на всех уровнях.
Разумно поручает задачи конкретным исполнителям.
|
Таким образом, рассмотренная модель профессиональной компетентности руководителя ДОО формирует профессиональные качества личности при осуществлении управленческой деятельности. На наш взгляд, профессиональная компетентность указывает на соответствие реального и необходимого в личности руководителя, на степень овладения им различными компетенциями, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности. Предложенная нами модель профессиональной компетентности является открытой, дифференцируемой, постоянно дополняемой и позволяет оценить эффективность управления современного руководителя ДОО.
Список литературы
1. Жилина А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). Книга 3. – СПб.: ИОВ РАО, 2002. – 228 с.
2. Сухова О.В. Сущность и структура профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации// Казанский педагогический журнал. Казань. 2015. С.47-51.
3. Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, 293с.
4. Профессиональная компетентность руководителя ДОУ как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива URL: http://kindlebook.ru/referat/ucheba/professionalnaia- kompetentnost-rukovoditelia-dou-kak-effektivnoe-uslovie-sozdaniia-profe/ (дата обращения: 17.05.2015).
5. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах / Под ред. С.Я.Батышева – М.: РАО; Ассоциация "Профессиональное образование", 1999. – 1320 с