Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 февраля 2017г.

В эпоху Средневековья педагогические работы появлялись, как и в эпоху Античности, в рамках философии, теологии и художественной литературы. В это время произошла смена идеи о всестороннем развитии личности на главенство аскетизма и церковной проповеди в образовании. В связи с этим немногое из педагогических идей Средневековья нашло свое продолжение в дальнейшем. Но если говорить о модуляции поведения юношества, то здесь Средневековье наоборот оставило неизгладимый след. Воспитание в период Средневековья внесло огромный вклад в культуру этикета и базировалось на эстетических ценностях, иногда даже в ущерб этическим нормам[1, 42].

Возникновение культуры этикета и формализация поведенческих норм в эпоху средневековья произошли благодаря появлению нового общественного сословия – рыцарства. Рыцари были сословием, нарушившим строгую стратификацию средневекового общества, и чтобы доказать свое право на отдельную ступень в иерархической лестнице, рыцарям необходима была какая-то особенность, которая бы безусловно выделила их из среды «молящихся, воюющих и работающих» - этой особенностью и стала определенная культура воспитания – этикет.

Об этикете средневековья принято говорить в основном с негативным оттенком, что, возможно, связано с тем, как оценивали его не современники: «В этот исторический период доблесть и добродетель заключались не в том, чтобы быть человеком нравственным, гармоничным, уникальным и не похожим на других, а, наоборот, в том, чтобы соответствовать жестким образцам, стандартам, авторитетам, подчинять свою индивидуальность типичному, а личное поведение строгим правилам, обычаям и этикету, которые становились все более формализованными»[5,17].

Основное мнение о человеке того времени определяло понятие чести, но в то же время человек чести – это человек определенного сословия, за пределы которого эти принципы не выходили. Строгое, формализованное дворянское воспитание давало представителю сословия определенную привилегию – честь, но она была не только привилегией, но и бременем, обязанностью, для выполнения которой, порой, приходилось жертвовать многим и даже жизнью: «…самое драгоценное, что есть у дворянина, - это его честь, и ради того, чтобы смыть с нее пятно, он не должен останавливаться ни перед чем» [6,275].

Хотя честь и являлась основным законом этики дворянина, этикет диктовал воспитанному придворному множество других мелких, формальных, но строго обязательных правил. Законы этикета предписывали поведение, которое казалось странным уже в эпоху Нового времени – самую строгую оценку им дал А. Шопенгауэр. Однако в тот исторический период столь строгое отношение к нормам воспитанности было оправдано появлением нового сословия, которое иначе не смогло бы состояться.

Излишняя формализация этикета в этот исторический период привела к девальвации этических ценностей, лежавших в их основе [7,47]. По мере развития и расширения рыцарского сословия (в истории этот процесс связывают с развитием городов) рыцарское звание стало возможным купить, а понятие рыцарской чести стало диктовать поведение, идущее вразрез с максимами нравственности: «Честь состоит не во мнении других о нашем достоинстве, а единственно в обнаружении такого мнения; все равно, действительно ли существует или нет обнаруженное мнение, не говоря уже о том, имеет ли оно какое основание. Сообразно с этим, другие, вследствие нашего поведения, могут быть о нас какого угодно дурного мнения и как угодно презирать нас, все это нисколько не вредит чести, пока никто не осмелится обнаружить такого мнения. И наоборот, хотя бы своими качествами и поступками мы заставили всех других глубоко уважать себя (ибо это не зависит от их произвола); стоит лишь кому-нибудь одному – и будь он из всех самый скверный и глупый – высказать о нас свое дурное мнение, и честь наша повреждена…» [9,88]

Подчеркнутое уважение к рыцарской, а впоследствии дворянской чести диктовало определенное поведение: «Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую… Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой исторический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы»[2,24]. Законам чести следовали в общении с равными и с высшими, но если посягнувший на честь дворянина принадлежал к низшему сословию, о нормах воспитания забывали. Так, А. Шопенгауэр писал: «Если же оскорбитель не принадлежит к тем сословиям, которые исповедуют кодекс рыцарской чести, то… можно прибегнуть к надежной операции, состоящей в том, чтобы положить его на месте, если находишься при оружии, и во всяком случае еще и после оскорбления… » [9,92].

Но сохранение чести внутри сословия также требовало часто подставлять свою жизнь под удары шпаги: «Записной дуэлист - это человек безукоризненно светский, человек, который дерется, если кто- нибудь заденет его плащом, если в четырех шагах от него плюнут и по всякому другому столь же важному поводу» [6,188].

Усложненность и профессионализация этикета создавали необходимость в письменных руководствах по правилам поведения и общения. Первый известный трактат о поведении был издан еще в 1204 г. Он был написан испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Дисциплина клерикалис». Эта книга была ориентирована на решение вопросов воспитания среди духовного сословия. В ней излагались правила поведения за столом, порядок ведения бесед, приема гостей и т.д. Позднее на основе этой книги стали выходить пособия по этикету в Англии, Голландии и Франции.

Но наибольшую известность в придворных кругах сначала Италии, а потом и всей Европы получила книга современника и друга Рафаэля — графа Бальтасаре де Кастильоне под названием «Царедворец», написанная в 1517 г. Именно в этой книге наиболее полно и точно создается этикетный образец совершенного придворного. Ему требуется множество качеств: требования предъявляются к внешнему виду, к умению играть на музыкальных инструментах, танцевать, но главным выделено качество, которое уже на протяжении веков считалось этикеткой воспитанности: «…всех этих приятных талантов недостаточно для царедворца, чтобы заслужить общую приязнь кавалеров и дам, если он не усвоит себе обходительной и изящной манеры разговаривать» [8,88].

В  первой  половине  XVII  века  издается  много  литературы  рекомендательного  характера: «Подлинный дворянин» Дю Суэ, «Путеводитель кавалера» Нервеза. Сборник «Цветы красноречия» выдержал с 1598 по 1605 г. пять переизданий.

В эпоху средневековья, когда цивилизация, безусловно, продвинулась вперед, в том числе и в вопросах воспитания, поведенческие нормы стали формулировать более детально. Именно в это время впервые была четко оформлена мысль о том, что воспитание - это привилегия, этикетка, отличающая человека знатного от простолюдина[10].

По-прежнему, можно проследить связь педагогики и политики: определенные нормы воспитанности, являлись пропуском в привилегированные слои общества. Важно и то, что первые руководства по культуре поведения и общения, обращались к взрослым людям, подчеркивая необходимость определенной коррекции поведения за порогом основного образования.

Воспитательную систему Средневековья можно причислить к идеалистической методологии с некоторыми элементами прагматической [3, 255-259; 4, 256]. Стремление к жестко закрепленному в систему правил эстетическому идеалу и несколько преломленная идея полезности, предполагающая принадлежность к правящей элите. Для этой системы характерно главенство эстетической компоненты воспитания – красота во всем и полное нежелание прислушаться к идее гуманизма и задействовать этическое наполнение поступка. Также нельзя не увидеть некоторую противоречивость этой культуры. Так, главенствующая религиозная мораль, считала внешнюю красоту – идеал светской культуры - синонимом греха, вследствие чего из общего образования была удалена физическая культура.

Важно отметить, что эпоха Средневековья стала своеобразным мостиком между Античностью и Новым временем, логически подводя воспитательные концепции к балансу этической и эстетической составляющих, при четко закрепленном регламенте поведения.

Список литературы

1.        Вольнякова О.А. и др. Воспитание, студенческое самоуправление и гуманитарная культура в технологическом вузе.- М.: Изд-во МИТХТ, 2012- 236 с.

2.        Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М.: Прогресс, 1987.- С.360.

3.        Педагогика. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Учебник и практикум для академического бакалавриата.– М.: Юрайт, 2015. – 364 с.

4.        Педагогика. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2016. – 364 с.

5.        Лихачева Л.С. Школа этикета. - Екатеринбург: Сред.урал.,1997.- 448 с.

6.        Мериме П. Собр. соч. в 6-ти т. Хроника царствования Карла 1Х.- М.: «Правда», 1963.- Т.1.-314 с.

7.        Хейзинга Й. Осень средневековья.- М.: Наука, 1988.- 539 с.

8.        Хоментовская А.И. Кастильоне, друг Рафаэля. - СПб.: Брокгауз- Ефрон, 1923. – 122 с.

9.        Шопенгауэр А. Афоризмы для усвоения житейской мудрости.- М.: АСТ, 2003.- 238 с.

10.     Юркина Л.В. Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов (гуманитарные и технологические специальности): дис… канд. пед. наук. М., 2005.- 209 с