Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ РУКОВОДЯЩИХ СТРУКТУР ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2016г.

Процесс превращения большевистской партии в институт власти являлся приоритетной задачей после Октябрьского переворота. Жесткая и бескомпромиссная политика, проводимая партией, существенно укрепила позиции партии. Показательным  в этом процессе стало  то, что  советское правительство -  Совет  народных комиссаров - в результате сложилось как однопартийное. Члены партии меньшевиков и эсеров видели Советы в качестве органов демократии и предлагали создать однородное социалистическое правительство, ответственное перед высшим демократическим законодательным органом. Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников пытался оказать определенное давление на большевиков, комитет твердо стоял на том, чтобы пост председателя правительства занимал лидер небольшевистской партии и ввести в правительство социалистов. Попытки отдельных большевиков, а именно Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева и В.П. Милютина, убедить руководство партии в необходимости принять требования Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников и пойти на создание однородного социалистического правительства от большевиков до народных социалистов успехом не увенчались.

Такие попытки не остались без внимания и были сделаны определенные выводы в их отношении и их позиции по данному вопросу. «8(21) ноября 1917 г. Л. Б. Каменева на посту председателя ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов) сменил Я.М. Свердлов. В ноябре же из состава Совнаркома вышли В.П. Милютин, В.П. Ногин, А.И. Рыков и были заменены соответственно А.Г. Шлихтером, А.Г. Шляпниковым и Г.И. Петровским».41 Но здесь, стоит отметить, что, несмотря на такую жесткую политику, ЦК партии большевиков все же допускал определенную возможность соглашения с мелкобуржуазными партиями, в свою очередь вторым приходилось бы идти на признание всех декретов Советского правительства и его политической линии. Это, конечно, привело к нарастанию напряженности в отношения между большевиками и мелкобуржуазными партиями. Единственной политической силой, согласившейся в целом, но лишь на некоторое время принять условия большевиков, стали левые эсеры. Но и такое соглашение, вошедшее в историю как «блок большевиков и левых эсеров», было достигнуто спустя полтора месяца. «На начало 1918 г. фракция левых эсеров имела в Советском правительстве 1/3 голосов. Левые эсеры  были также  во ВЦИК, в ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия) и других органах Советской власти».42 К сожалению, такой союз имел весьма не долгий жизненный цикл. Причиной этого стало подписание Брестского мира, с условиями которого левые эсеры не могли согласиться, и вышли из состава Советского правительства, а последовавшие за этим мятежи в Москве и других городах сделали невозможным это сотрудничество в любой перспективе.

  

32 И.В. Павлова. Механизм сталинской власти: становление и функционирование. 1917-1941 гг. СО РАН. 2001 С.30-31


Как уже было указано, в первые годы власть большевиков существовала в форме Советов. Показательно, что сам Ленин как председатель Совета народных комиссаров (СНК) был первым лицом именно в системе Советской власти. ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов являлся верховным законодательным, распорядительным и контролирующим  органом РСФСР. Совет народных комиссаров как правительство должен был исполнять решения ВЦИК. В Конституции подчеркивалось, что ВЦИК «дает общее направление деятельности Рабоче-Крестьянского Правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению, рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения».43 Важно отметить, что уже первая советская Конституция, не признавала разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. «Каждая функция правительства составляла единое целое, и ее должна была осуществлять с единственной целью единая, неделимая власть».44 Скрепляло эту формирующуюся власть руководство большевистской партии. Большевики занимали основное число мест во всех Советах. Судя по составу прошедших весной 1918 г. их губернских съездов, «коммунисты составляли в них более половины (52,4 %), почти четверть (23 %) приходилась на долю беспартийных, менее пятой части (16,8 %) на левых эсеров и менее одной десятой (7,7 %) на представителей правых эсеров, меньшевиков и других мелкобуржуазных партий».45

Хотя в Советах всех уровней, как правило, проводилась линия большевистской партии, ее руководство не было удовлетворено ролью партии только как общественно-политической организации, а также тем, что процесс государственного строительства в 1918 г. шел гораздо более быстрыми темпами. Заметив тенденцию оттока лучших партийных кадров в Советы и ослабления, таким образом, партийной работы, Ленин забил тревогу. Особое внимание к вопросам партийного строительства с весны-лета 1918 г. было вызвано еще и кризисной обстановкой, сложившейся в партии в связи с заключением, уже упомянутого, Брестского мира, когда многие очень резко выступили против унизительных условий такого мира. Таким образом, говорить о целостности в партии было не возможно. Реакция была незамедлительной, а именно 18 мая 1918 г. ЦК принял постановление, обязывавшее всех членов партии «независимо от рода их работы и выполняемых функций принимать непосредственное участие в партийных организациях и не уклоняться от партийных поручений, даваемых соответствующими партийными центрами».46 В Советах оформлялись коммунистические фракции съездов Советов и их исполкомов. Решения фракций Советов, съездов подлежали контролю, рассмотрению и обсуждению и могли быть изменены и даже отменены партийным комитетом. Естественно, что эти фракции должны были проводить в жизнь только политическую линию своей партии. Так же они действовали не только в Советах, но и в профсоюзах и других нарождавшихся общественных организациях.

Решающим на пути централизации власти в верхушке партии стал VIII съезд РКП(б), проходивший в Москве 18 - 23 марта 1919 г.. На съезде впервые было признано необходимым создание специального аппарата ЦК для решения оперативных вопросов политической жизни страны и партии и осуществления организационной связи с местами. После VIII съезда РКП(б) Секретариат ЦК по прежнему рассматривался как чисто технический орган, при помощи которого Центральный Комитет руководит всей партийной работой и проводит в жизнь свои решения. «Тогда же был сделан уже вполне определенный шаг к оформлению его в качестве специального аппарата, предусматривалось, что несколько человек будут освобождены от всякой советской работы и целиком посвятят себя партийной».47

Таким образом, жестко централизованная система руководства ЦК, существовавшая с самого начала создания большевистской партии, теперь стала играть главную роль в складывавшейся системе управления страной. Сложился явный, традиционный для России, самодержавный тип власти. Хотя многие и высказывались против такой диктатуры ЦК, но Ленин таким высказываниям не придавал никакого значения, если и вообще не обращал внимания.

 

 

33 И.В. Павлова. Механизм сталинской власти: становление и функционирование. 1917-1941 гг. СО РАН. 2001 С.31

34 http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/

35 Карр Э. Большевистская революция. 1917-1923. М., 1990. Т. 1 2. С. 131.

36 И.В. Павлова. Механизм сталинской власти: становление и функционирование. 1917-1941 гг. СО РАН. 2001 С.32

37 Поспелов П.Н. История КПСС. Т. 3. Кн. 2. С. 66.

38 И.В. Павлова. Механизм сталинской власти: становление и функционирование. 1917-1941 гг. СО РАН. 2001 С.35



 

Список литературы

1.     Карр Э. Большевистская революция. 1917-1923. М., 1990.

2.     Павлова И.В. Механизм сталинской власти: становление и функционирование. 1917-1941 гг. СО РАН. 2001

3.     Поспелов П.Н. (ред.) - История КПСС в 6 томах. Т.3. Кн.2 – 1968г.1. http://constitution.garant.ru/history/ussr- rsfsr/1918/