Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ КОЛЛЕКТИВИЗМА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2016г.

Русский марксизм в полной мере изменил мир – мир российского общества, жизнь русского человека, радикально преобразовав самобытность русской культуры [1]. Советская культура ХХ в. зарождается именно у теоретиков русского марксизма, в недрах философии пролетариата и практики [2], и только через детальный анализ этого направления может сложиться целостное видение той культурной ситуации, в которой мы сейчас находимся.

Оригинальная концепция пролетарской культуры, как культуры коллективизма и способа преодоления культурного кризиса рубежа ХIХ – ХХ вв., была предложена А.А. Богдановым, широко известным в то время русским философом-марксистом, который создал оригинальную концепцию коллектива как духовной единицы [3].

А.А. Богданов выделяет три типа социальной связи, и его понимание значения этой связи в психологическом мире личности весьма близко к принятому ныне [4, 5]. Первый тип – индивидуалистическая, состоящая в формальной независимости и общественном равенстве, где каждый участник руководствуется только своими интересами, при этом обособленная личность противостоит другим личностям. Второй тип – авторитарная, выражаемая в социальной иерархии организатора (работодателя или руководителя) и исполнителя (рядового работника). Третий тип – товарищеская, возможная только при материальном равенстве условий труда, порождающих общность интересов и усиливающаяся машинным производством, устраняющим индивидуалистические элементы, идущие от специализации. Последний тип социально связи характерен для отношений внутри пролетариата, как класса, поэтому именно товарищеская форма сотрудничества может рассматриваться в качестве организующего принципа новой культуры. Сокращенно А.А. Богданов обозначает ее как «коллективизм».

Коллективизм содержит в себе два обязательных элемента: « Во-первых, гармоническую организованность трудовой системы. Во-вторых, однородные - при непрерывной подвижности - отношения между трудящимися» [6].

Новая культура неизбежно вырабатывает свои руководящие нормы поведения людей, основанные на принципе целесообразности, они, согласно Богданову, выражают условия наибольшей жизнеспособности коллектива, его тенденции к наибольшей организованности, его собственные организационные законы. Таких законов А.А. Богданов выделяет десять.

В коллективе не должно быть стадности. Этот закон направлен на устранение тотального подчинения личности социальной среде, какой бы благоприятной она для него ни была.

В коллективе должно быть рабства. Здесь А.А. Богданов выступает против авторитарной формы, которая сильна своей высокой организующей способностью, а потому формирует у человека внутреннюю зависимость от «вождя». Рабство, авторитарность заключается в слепом подчинении высшей индивидуальности или в требовании такого подчинения.

В коллективе не должно быть субъективизма, ни личного, ни группового. Любая форма субъективизма – индивидуализм (личный), профессионализм, патриотизм, национализм (групповой) – является лишь ложным замещением великого коллектива. Все формы субъективизма ведут общество к разрозненности и борьбе.

В коллективе не должно быть готтентотства. Под этим термином А.А. Богданов понимает такое понимания добра и зла: «добро, когда я краду; зло, когда у меня крадут». Коллектив должен руководствоваться принципами взаимности и объективности.

В коллективе не должно  быть абсолютных норм. «Высшая культура – носительница объективного в руководстве практикой и мышлением. Но объективные нормы не абсолютны: они выражают жизнь развивающегося через борьбу и творчество коллектива; а развитие, борьба, творчество не могут быть закованы в абсолютные формулы» [7].

В коллективе не должно быть инертности. Развитие культуры – это всегда творчество и борьба, это всегда устремленность вперед. По словам Богданова, новая культура ведет на путь преодолевания - через победу над разрозненностью, через дружное товарищеское объединение усилий во всепобеждающий поток творческого труда.

В коллективе не должна нарушаться чистота целей. Цель – это устремленность в будущее, в новое и неизведанное, в то, что существует только в возможности. Коллектив живет будущим, а не прошлым, и взгляд работника должен быть в живое будущее, а не в мертвое прошлое.

Величайшей целью коллектива является так называемое «всеовладение»: в своем развитии, в борьбе и труде коллектив организует мир: в этом смысл его пути. Интимным моментом всеовладения является «всепонимание» – высший идеал новой совести. Только истинное понимание внутренней жизни всего живого даст людям полное овладение тайнами жизненной организации, в которых ключ и к полному самопознанию человечества.

Наконец, последний закон Богданов формулирует следующим образом: гордость коллектива – это верховный стимул воли и мысли работника. Она существует вследствие того, что самосознание работника является сознанием себя живым звеном великого всепобеждающего целого.

Как мы видим, положения Богданова были непосредственно восприняты зарождающейся на рубеже веков культурой пролетарского коллективизма, ставшей, наряду с индивидуально-личностным направлением в культуре [8, 9], одним из важнейших направлений развития общества [10, 11]. В настоящее время его взгляды известны в основном кругу специалистов [12], но, думается, они достойны занять свое место в информационном пространстве гуманитарного знания[13].

 

Список литературы

1.     Яблочкина И.В. Политическая история. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям / И. В. Яблочкина, А. Н. Евтушенко; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российская экономическая акад. им. Г. В. Плеханова" (ГОУ ВПО "РЭА им. Г. В. Плеханова"). Москва, 2008.

2.     Яблочкина И.В., Насонов А.А. Проблемы НЭПа в «беспартийной» прессе Советской России: к вопросу о кризисе российского либерализма // Клио. 2011. № 5. С.72-75.

3.     Ивлева М.И. О культуре философского мышления российского спиритуализма // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 1. С. 24-28.

4.     Васякин Б.С., Пожарская Е.Л. Развитие управленческих компетенций современными тренинговыми методами // Теория и методика профессионального образования. Сборник материалов международного научного е-симпозиума (Электронный ресурс). Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. С.125-137.

5.     Васякин Б.С., Бережная М.С., Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А. Социально-психологическая адаптация абитуриентов и студентов регионов посредством социально-психологического тренинга // Горизонты экономики. 2014. № 6-2 (19). С. 119-125.

6.     Богданов А. Культурные задачи нашего времени. Издание С. Дороватовского и А. Чарушникова. М., 1911. С.91.

7.     Богданов А. Законы новой совести // О пролетарской культуре. 1904-1924. Сборник статей. Издат. товарищество «Книга», 1924. С. 335.

8.     Ивлева М.И. Университетская спиритуалистическая философия: концепция философского образования в трудах Е.А. Боброва // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 8. С. 124-138.

9.     Ивлева М.И. Концепция онтологического статуса субъекта в университетской философии в России в конце XIX - начале XX в. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 8. С. 28-35.

10. Гусейнов Ф.И. Введение в философию Габриэля Марселя // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 2. № 4. С. 29-34.

11. Гусейнов Ф.И. Экзистенция как предмет философии // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5. № 4 (22). С. 94-97.

12. Ивлева М.И. Онтологический статус субъекта в философии В. Шилкарского // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2013. № 10 (64). С. 32-37.

13. Яблочкина И.В. Инновационное гуманитарное образование в вузе // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. № 3. г.Санкт-Петербург, 2016. С. 147-149